Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № № 51 (914)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
471 0 (Комментариев)

Волховчане почтили память бригады Пироженко и легендарного поезда

5 февраля 1943 года – важнейшая историческая дата. В этот день в 17 часов 43 минуты из Волховстроя отправился первый после прорыва блокады Ленинграда поезд с продовольствием для жителей города.

Волховчане с великим почтением относятся к этому событию, так как поезд, ставший легендарным, вёл паровоз ЭУ 708-64 и бригада волховстроевских железнодорожников, которым была доверена опасная и ответственная работа.

40 лет назад по инициативе железнодорожников этот паровоз разыскали и установили на почётное и постоянное место на перроне станции Волховстрой. И теперь около него ежегодно 5 февраля проходят памятные мероприятия.

В нынешнем году руководители города, ветераны, школьники, студенты, военнослужащие Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулёва собрались у легендарного паровоза, чтобы отдать дань памяти и уважения героическим событиям военного времени и людям, которые их вершили.

Участников митинга приветствовали и напомнили о суровых военных событиях Владимир Джемович Иванов – глава Волховского муниципального района, Александр Мефодьевич Белицкий – глава администрации Волховского муниципального района, Виталий Викторович Напсиков – глава города Волхова, Николай Иванович Ворсин – начальник регионального отдела Октябрьской железной дороги, Георгий Григорьевич Самсоненко – начальник локомотивного депо с 1978 по 1984 год, профессор, кандидат исторических наук, автор книг по истории Волхова, Татьяна Александровна Куценина – журналист.

Когда 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, тогда по решению Государственного комитета обороны была построена новая железная дорога на отвоёванной у врага территории вдоль южного побережья Ладожского озера. Проходила она от разъезда Поляны до станции Шлиссельбург, имела протяжённость 32 километра и была построена за 14 дней. Её называли «коридором смерти», так как проходила она в 3-5 километрах от линии фронта.

Право вести первый поезд с продовольствием с Большой земли по этой дороге было доверено бригаде, которая имела лучшие показатели работы. Выбор пал на одного из лучших машинистов Ивана Павловича Пироженко. В его бригаду вошли помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар И.А. Антонов. На случай гибели или ранения бригады ехала запасная бригада. К паровозу была прицеплена цистерна с водой.

По архивным документам в поезде были вагоны – ледники со сливочным маслом, подсолнечным и другими видами масел, консервы, сухофрукты, кондитерские изделия, солёная рыба.

Маршрут поезда был такой: Волховстрой – Пупышево – Новый Быт – Войбокало – Жихарево – Поляны – Междуречье – Липки – Левобережье – Шлиссельбург – Новая деревня – Ленинград.

7 февраля 1943 года поезд радостно встречали на Финляндском вокзале Ленинграда.

Волховстроевское депо обслуживало Дорогу Победы до 20-х чисел апреля 1943 года.

В памяти благодарных потомков это героическое время осталось навсегда.

На митинге со стихами, посвящёнными блокаде и первому поезду, выступили школьники и студенты политехнического техникума. Самый юный выступающий Максим Семенов - учащийся школы № 1, прочитал стихотворение собственного сочинения о легендарном паровозе.

Участники митинга возложили к паровозу - герою и труженику - алые гвоздики.

После торжественного события ветераны – железнодорожники собрались в музее истории локомотивного депо, где состоялся «круглый стол». Участникам его было, о чём поговорить.

Людмила Павловна Королёва – хранитель музея провела экскурсию по экспозиции, на которой представлена история развития железнодорожного транспорта, династии железнодорожников.

Не обошли стороной тружеников депо репрессии и Великая Отечественная война. Трагическое и героическое нашло своё отражение в музее, благодаря большой и кропотливой работе хранителя музея.

В разговоре принимал участие Анатолий Николаевич Архипов – ребёнок блокадного Ленинграда, чудом уцелевший в жестокой схватке города с войной. Николай Анатольевич работал машинистом в Волховстроевском депо, он избирался депутатом Верховного Совета РФ, полный кавалер орденов Славы, Почётный гражданин города Волхова.

Владимир Георгиевич Тыдман приехал из Санкт-Петербурга. Для него с блокадой Ленинграда связана судьба родителей, которые были на

Дороге жизни изыскателями. Они первыми шли, прокладывая трассу. Владимир Георгиевич по документам, которые остались от родителей написал книгу, в память о родителях и тех, кто работал с ними и первым прокладывал путь.

Имя Георгия Григорьевича Самсоненко известно не только волховчанам. Он - автор нескольких исторических книг, пользующихся интересом и спросом.

Татьяна Александровна Куценина поведала о дальнейшей судьбе машиниста Пироженко, который в 1947 году был командирован в республику Коми на Северную железную дорогу.

Константин Иванович Тарабунин – помощник машиниста, ветеран локомотивного депо, постоянный участник всех мероприятий, которые проходят в депо, он, своего рода, историческая энциклопедия депо – помнит события и людей.

Дмитрий Георгиевич Нефёдов - краевед, член совет музея. Он, не жалея времени, изучает прошлое и депо, и нашего края, работая в архивах, тем самым вносит значимый вклад в историческое наследство земли волховской.

Встреча в музее прошла в тёплой дружеской обстановке, узнали много интересного и ещё неопубликованного, есть, над чем работать и о чём рассказывать населению.

Молодое поколение волховчан принимает эстафету памяти от старшего поколения. А память – это наша совесть.

Тамара ПЕТРОВА

Фото И. Михайловой, С. Чагиной

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: