Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № № 51 (914)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
Культура
189 0 (Комментариев)

В.М. МАКСИМОВ, художник-передвижник: поиски и находки

В читальном зале Волховской районной библиотеки собрались почитатели таланта Василия Максимовича Максимова. У нашего знаменитого земляка этот год юбилейный: в январе исполнилось 175 лет со дня рождения художника - передвижника. Этому событию и была посвящена районная краеведческая конференция.

«Жизнь, судьба, творчество» - тема выступления Е.Н. Максимовой, методиста библиотеки. Елена Николаевна напомнила собравшимся о работах, написанных художником, каждая из которых хранит частицу его души. Души тонкой, ранимой. Потому и запоминаются картины В.М. Максимова, что созданные им образы - это особый мир – реальный и в то же время удивительно пронзительный, это - жизнь со всеми её радостями и горестями…. С горячей любовью и задушевностью он давал правдивые картины окружавшей его действительности, в которой немало красоты, но и жестокости.

Сам художник критично относился к своему творчеству, его постоянно одолевали сомнения. «Моё страшное разочарование в умении писать картины…», - писал он в одном из писем жене, Лидии Александровне. В других - мудро замечал: «Картины можно писать сердцем, но не холодным умом…»; «Живописцу надо знать, что в известный момент думает и говорит каждый из изображаемых им в картине людей…».

Одна из тем, затронутых на краеведческой конференции, – семья художника В.М. Максимова. С некоторыми фотографиями и письмами, находящимися на хранении в рукописных отделах Русского музея и Третьяковской галереи, знакомила собравшихся автор данной публикации.

«Ангелом-хранителем» семьи Максимовых была, конечно же, Лидия Александровна. Она была добрым другом и советчиком мужа в его работе.

В.М. Максимов. На обороте: В память того, что я и в Москве не забывал тебя, мой друг, Лидочка 15 июня 1877 г. Твой всегда.

Помощником во многих делах: «Сходи, голубчик, к Абросимову и передай ему мерку моей картины… Желательно иметь готовую раму к приезду в Петербург, чтобы никто не видел картины без рамы ни одной минуты, чрезвычайно важно первое впечатление…». Подрастали четверо детей – каждый со своим характером. Переезды с квартиры на квартиру. И самое главное – часто Максимовы «жили на экваторе», как называл сам художник материальные трудности, которые с годами вставали всё острее. Лидия Александровна безропотно несла свою ношу.

Не случайно говорят, что любовь творит чудеса. Письма художника к жене – особая тема, и, надеюсь, когда-нибудь появится возможность раскрыть её более полно. А пока – ещё одна выдержка из письма - к дочери Лидии, написанного уже в конце жизни: «Знаешь, деточка моя, Лидуша, как ни смешно покажется…, а по истинной правде скажу тебе, что маму твою я всегда любил... В твоей матери куча достоинств истинно христианских…».

Лидия Александровна

Своими последними находками по «максимовской» теме поделился на конференции краевед, сотрудник музейно-выставочного центра «ФосАгро-Волхов» В.В. Астафьев. В рукописном отделе Пушкинского дома он нашёл письмо В.М. Максимова к Д.Н. Садовникову. Дмитрий Николаевич - литератор, фольклорист, критик, талантливый переводчик, был ещё и поэтом. В России до сих пор поют песню «Из-за острова на стрежень», которую многие считают народной, на самом деле - автор её – Д. Садовников.

Интересные находки ждали В. Астафьева в рукописном отделе Российской национальной библиотеки. В коллекции П.Л. Вакселя, сотрудника канцелярии Министерства иностранных дел, собиравшего автографы известных людей, оказался автограф В. Максимова. Довольно любопытный – стихотворный экспромт, который написал для коллекционера художник, и который услышали участники конференции.

В этом же, рукописном отделе, хранится письмо Максимова к знаменитому издателю М.М. Ледерле, благодаря которому Василий Максимович иногда получал заказы на иллюстрации к некоторым изданиям. Его рисунки публиковались в сборниках «Нечто из артистического мира», «Сказки для детей», а, может, и в других, которые нам пока ещё неизвестны.

М.М. Ледерле учился в Петербургской Ларинской гимназии, которую закончил в 1874 г. Литературу в гимназии преподавал видный педагог, литератор и общественный деятель Виктор Петрович Острогорский. Острогорский и Максимов - большие друзья, так что, видимо, пути художника и издателя нередко пересекались. И, возможно, совсем не случайно старшая дочь Максимовых, Лидия после окончания гимназии одну зиму провела в качестве воспитательницы сына писателя Д.А. Коропчевского. В издательстве М.М. Ледерле вышло несколько книг Дмитрия Андреевича, одна из которых, «Жизнь дикарей», была подарена Лидии.

Но вернёмся к письму Максимова к Ледерле, которое обнаружил в Национальной библиотеке В.В. Астафьев. Дата написания – 14 декабря 1893 года. Полностью с ним будет возможно познакомиться лишь тогда, когда Виктор Васильевич найдёт возможным его обнародовать. Но для биографии В.Максимова – это очень важное письмо. У каждого, кто занимается Максимовым, встаёт вопрос: когда же художник писал свои «Автобиографические записки»: в конце девятнадцатого или начале двадцатого века. В журнале «Голос минувшего» они были опубликованы в 1913 году (№№ 4 – 7). Как рассказал на краеведческой конференции В.В. Астафьев, в письме Максимова к Ледерле художник сообщал, что первые 19 лет он описал, как смог. Скорей всего – это и есть начало написания «Автобиографических записок».

Василий Максимович, Лидия Александровна и сын Ювеналий

Выступление на конференции Александры Афониной, ученицы 11 класса новоладожской школы № 1, было встречено одобрительными аплодисментами зала не случайно. Во-первых, было приятно, что ряды «максимоведов» пополнились молодым краеведом, а во-вторых, исследование о диаконе Новоладожского собора Трифилии Кедрове было выполнено просто блестяще.

Всё началось со случайной находки. Александра занимается описанием некрополя новоладожского кладбища, где часто встречаются фрагменты старинных надгробных памятников. Может, и не обратила бы внимание на часть пирамидки из бутовой плиты, но привлекла надпись: «Прихожане Новолад. Собора». Когда выяснилось, что это часть надгробного памятника с могилы Трифилия Васильевича Кедрова, решила составить родословную служителя церкви. С помощью метрических книг церквей Новоладожского уезда и других архивных документов проследила его происхождение и служебный путь.

К тому же оказалось, что отец Трифилий – никто иной, как дядя В.М. Максимова, о котором художник часто и с любовью вспоминает в «Автобиографических записках».

В 1879 году «в знак благодарности и братской любви» прихожане собора поставили на могиле отца Трифилия надгробный памятник. Текст на надгробии сообщает: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Под сим камнем лежит тело Диакона… Помяни мя, Господи, во царствии твоем».
Ниже: «Прихожане Новолад. Собора памятуя ревностную и исполненную службу бывшего своего диакона Трифилия Васильевича Кедрова и его душеполезные и назидательные проповеди воздвигли сей памятник скончавшемуся 
в 1877-м году февраля 8 дня. Жития его было от роду 87 лет 8 месяцев и 4 дня».

Сейчас благодаря краеведам и прихожанам собора надгробие частично восстановлено, а прошлой осенью, 28 октября, на кладбище Собора Рождества Пресвятой Богородицы была отслужена панихида по соборному диакону Трифилию Кедрову.

О том, как и чем живёт Волховская художественная школа им. В.М. Максимова на конференции рассказала Н.В. Михеева, заместитель директора.

Чтобы участникам конференции, а также всем, кто интересуется жизнью и творчеством В.М. Максимова, было легче ориентироваться в «книжном море», библиотекарь М.С. Плотникова подготовила большой список литературы, рассказывающей о художнике.

Галина СТЕРЛИКОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: