Сильные идеи для нового времени
Новые технологии на волховских дорогах: в микрорайоне Кикино специалисты обсудили возможности применения фосфогипса в дорожном строительстве. На выездном совещании предприниматель Иван Прибыльский и представители Волховского филиала АО «Апатит» презентовали руководителям города и района новую технологию и, непосредственно, первую построенную из фосфогипса дорогу.
– Этот материал позволяет сэкономить до 30 % при строительстве дорог по сравнению с традиционными методами использования в дорожном полотне песка и щебня. У фосфогипса низкая теплопроводность, он не даёт промерзать грунту под дорожным полотном, – говорит Константин Шитиков, руководитель направления «дорожный фосфогипс» управления по реализации фосфогипса АО «Апатит».
Фосфогипс — это побочный продукт, который образуется при производстве фосфорной кислоты в Волховском филиале АО «Апатит». Материал прошёл испытания экологами и экспертизами на предмет наличия вредных примесей, радиоактивного излучения. Фосфоритная порода, добываемая АО «Апатит» на Кольском полуострове, является самой чистой, радиационный фон ниже естественного фона земли, имеет наименьшую концентрацию тяжёлых металлов.
Фосфогипс по консистенции представляет собой некую «творожную» массу с влажностью 30 %. После высыхания он становится камнем и влагу больше не впитывает. Фосфогипс обеспечивает ровность и долговечность дорог. Он существенно лучше, чем песок и щебень справляется с внешней нагрузкой. Залогом тому служит способность материала распределять вес в месте давления колеса на всю монолитную плиту. Это предотвращает появление колейности и позволяет не только увеличить нагрузку на ось с 15 до 30 тонн, но и в 1,5-2 раза повысить грузооборот дороги в целом.
Кроме того, использование фосфогипса в дорожном строительстве позволяет значительно сократить сроки работ, а главное – снижает общую стоимость почти на треть: исчезает необходимость в тяжёлой дорожной технике и высоких трудозатратах. Ну и конечно, перебоев с таким материалом быть не может.
– Предприятие расположено в самом городе Волхове, поэтому срок доставки фосфогипса до места укладки гораздо короче, чем из других районов. Это неоспоримое преимущество для того, чтобы использовать его именно на волховской земле, – считает Вячеслав Полушкин, заместитель директора Волховского филиала АО «Апатит» по работе с органами власти.
Положительный опыт использования фосфогипса в качестве дорожного компонента уже есть в Балакове. Именно там впервые стали использовать фосфогипс при строительстве дорог шесть лет назад. На территории Саратовской области уже построено более 180 тыс. кв. м дорог. Экспериментальное покрытие до сих пор не нуждается ни в ямочном, ни в капитальном ремонте.
А вот в Ленинградской области такая технология используется впервые. Проект «Фосфогипсовые дороги – экономия 30 %» волховского предпринимателя Ивана Прибыльского вошёл в семёрку лучших на региональном форуме «Сильные идеи для нового времени». Для реализации пилотного проекта в Волховском районе быстро определились две площадки. Первая – дорога в микрорайоне Кикино на месте заболоченного поля. Однако технологию с использованием фосфогопса можно использовать при строительстве дорог как с щебёночным, так и с асфальтовым покрытием. Второй объект проекта – площадку для будущего торгового центра на проспекте Державина – как раз готовят под асфальтирование, также с использованием слоя фосфогипса.
– На месте строительства дороги было много грязи и воды. Мы продемонстрировали всему Волхову, что материал не боится ни того, ни другого. Все видели, что мы засыпаем фосфогипс в воду. Но он не растекается, не смешивается с грязью и не окрашивает воду, – заключает Иван Прибыльский.
Так коллаборация крупного предприятия и малого бизнеса несёт неоспоримую пользу. ВФ АО «Апатит» благодаря проекту решает вопрос утилизации побочного продукта, а Волховский район получает экономичные и долговечные дороги.
– Этим экспериментальным участкам предстоит пережить нашу дождливую осень и суровую зиму. Если климатические условия на качестве дорог не скажутся, мы с удовольствием начнём применять фосфогопис при ремонте межпоселковых дорог без твёрдого покрытия и будем презентовать технологию на региональном уровне, – отмечает Алексей Брицун, глава администрации Волховского района.
Тем временем Ивану Прибыльскому уже поступают заказы на новые объекты от частных инвесторов. Кроме того, администрация Волховского района готова заключить с предпринимателем, после предоставления им сметы, муниципальный контракт на строительство пешеходных дорожек.
Прогноз специалистов в результате совещания оптимистичный: фосфогипс имеет все шансы занять свою нишу в дорожном строительстве. Так с проекта «Фосфогипсовые дороги – экономия 30 %» в Волхове только начинается продвижение новой экономичной и безопасной технологии.
Галина МИХАЙЛОВА