Жизнь обители. История тысячелетия
В Старой Ладоге, на месте, где переплетаются слои времён и культур, состоялось значимое событие: сёстрам Свято-Успенского девичьего монастыря торжественно передали икону Божией Матери «Никопеи». В связи с этим, предлагаем вам узнать историю самого образа, вспомнить историю монастыря и познакомиться с планом его грядущего восстановления.
ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Согласно преданию, первообраз иконы Божией Матери «Никопеи» был написан самим евангелистом Лукой и имеет весьма богатую историю, проходя через века и подвергаясь влиянию различных культурных и исторических событий. Икона Божией Матери «Никопея» — византийского происхождения. Это поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках Богомладенца. Первообраз датируется началом XII века. Первоначально он находился в монастыре святого Иоанна Богослова в Константинополе. Считалось, что образ даровал защиту тем, кто его почитал, поэтому византийские императоры молились перед ним в битвах. Икона считалась хранительницей Императорского Дома и эмблемой триумфов её войск над врагами. При разграблении Константинополя в 1204 году образ вывезли в Венецию и поместили в соборе святого Марка. До 1618 года он размещался в ризнице и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим праздникам.
— К Богородице всегда притекали как к заступнице, охранительнице городов и селений, помощнице в скорбных и сложных обстоятельствах. Северные пределы нашей Родины, особенно в древние времена, всегда подвергались нападениям извне, всегда были оборонительным рубежом. И к кому как не к Владычице Богородице во все времена прибегали благоверные князи и княгини, воины, крестьяне. И никогда не были оставлены они милостью Царицы Небесной. Мы верим, что Святой образ Победительницы поможет укреплению и возрождению нашего монастыря, — рассказывает настоятельница Успенского Староладожского монастыря игумения Евфросиния.
В церемонии передачи списка образа, освящённого Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, приняли участие настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София, представители комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области и главы Волховского района, а также представители конструкторского бюро «Малахит», при участии которых икона написана и украшена металлическим окладом. Жизнь обители.
— Спасибо большое за возможность оказаться сопричастным к такому великому событию. За этими словами стоят 1200 конструкторов (и мужчин, и женщин), и для них это очень много значит, потому что обороноспособность нашей страны не только в оружии, которое мы создаём, но и в той вере, носителями которой являетесь вы», — обратился представитель бюро «Малахит» Владимир Дорофеев к сёстрам монастыря.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Успенский храм, по мнению ряда учёных, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Он создавался как храм усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. Храм мог возникнуть одновременно со строительством Ладожской крепости в 1114—1116 гг.
Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий).
Передача иконы стала одним из мероприятий по случаю предстоящего празднования 910-летия обители. Только представьте: Староладожский монастырь основан в XII веке! Но время его основания с точностью определить невозможно, ведь за годы исторических сражений практически все летописные источники были уничтожены. Версий об основателях монастыря достаточно, но сами сёстры обители говорят, что труды по возведению собора приложил князь Мстислав Великий, который также возвёл на Ладоге каменную крепость в 1114–1116 годах.
В Смутное время обитель разорили шведы. Именно к этому периоду относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги. Только после заключения Столбовского мира в 1617 году силами сестёр монастырь возобновляет работу. В том же году заново освящён его главный храм — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица. Она прожила в монастыре 7 лет. Стены этой обители помнят пребывание и первой жены А. Ганнибала, прадеда поэта Александра Пушкина — Евдокии. При Николае I в монастыре жили родственницы декабристов. Как в 2018 году напишет на свои страницах церковный вестник «Живая вода», «монастырь стал свидетелем многих ключевых вех российской государственности и, если бы стены имели уши и могли говорить, поведал бы о тех событиях словами не мужей, но жён, нашедших здесь приют, кто — по своей воле, кто — против…».
После Октябрьской революции в 1918 году игумения Порфирия, чтобы сохранить монастырь, написала прошение об организации здесь детского дома. Её просьба была удовлетворена. До 1925 года дети жили рядом с монахинями, потом монахинь выселили. С 1961 года стены обители заняла коррекционная школа-интернат. Только в июле 2004 года весь комплекс зданий монастыря передали епархии. Детей перевезли в новую школу, а 28 августа 2005 года в монастыре состоялось торжественное богослужение, ознаменовавшее начало возрождения древней обители.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Стоит ли говорить, в каком плачевном состоянии находился монастырь на момент своего возрождения? Игумения Ангелина вспоминала, что территория была настоящим проходным двором — летом люди через монастырь в купальниках ходили на пляж, зимой заявлялись любители воровать железо. Но терпением, трудами и молитвами ситуацию удалось переломить. После 2005 года здесь провели капитальный ремонт монастырской кухни и трапезной, настоятельского корпуса, Крестовоздвиженской церкви с воссозданием шатpового купола, воссоздали часовню над святым колодцем и всю каменную ограду вокруг монастыря с восстановлением утраченной северной стеной и башен, отреставрировали Церковь Алексия, построили звонницу, установили поклонные кресты на территории монастыря.
Губернатор Ленинградской области поручил своим
заместителям и руководителям профильных комитетов
проработать вопрос привлечения федерального финансирования на разработку проекта и реставрации Успенского собора. Также предстоит ввести
в эксплуатацию Дом паломника. Возможно, от монастыря будет проложена экотропа к расположенному поблизости источнику. За счёт внебюджетных средств рядом планируется возвести часовню.
Теперь же, в преддверии юбилейной даты стартовал масштабный проект по реставрации всего монастырского комплекса. Сейчас ведутся активные обсуждения и консультации его служителей с историками, администрацией района и области. Специалисты работают над разработкой плана реставрационных работ, учитывая историческую и архитектурную ценность древнего монастыря. При губернаторе Ленинградской области Александре Дрозденко начал работу попечительский совет для организации нового этапа возрождения обители. Первая встреча прошла в январе этого года.
«Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь в 2026 году встретит 910-летие. Это один из старейших монастырей на Северо-Западе, мы бережно относимся к его наследию и сегодняшней жизни. Понимаю, что в год праздника приедет много паломников, туристов, поэтому вместе с ленинградскими организациями и нашими государственными предприятиями поможем с инфраструктурой», — отметил Александр Дрозденко на встрече с настоятельницей монастыря игуменьей Евфросинией.
Планы на этот год — разработать проекты и провести работы по газификации, отоплению, водоснабжению и водоотведению ряда зданий, подготовить проект восстановления Трапезного корпуса, выполнить дизайн-проект благоустройства территории.
— Очень надеемся, что к своему юбилею монастырь приобретёт вид, достойный своей уникальности и исторического значения. Верим, что все задачи, поставленные губернатором, будут решены и доведены до завершения, и обитель во всей своей древней красоте встретит день своего славного юбилея. А образ Богородицы «Никопеи» станет украшением собора и местом, где каждый найдёт утешение, духовную помощь и поддержку, которую неоскудно изливает Богородица на всех, прибегающих к ней, — поделилась надеждой настоятельница монастыря игумения Евфросиния.
Денис ТРУБИН