Волхов История

Дорога Победы

Встреча с краеведом, сотрудником музея истории города Волхова Натальей Власовой, посвященная 80-летию освобождения волховской земли от немецко-фашистских захватчиков, прошла на абонементе КИЦ им. А.С. Пушкина в ВГДК.

Краевед рассказала о легендарном строительстве железнодорожной линии от станции Шлиссельбург до платформы Поляны на очищенной от врага полосе земли вдоль южного побережья Ладожского озера. Помимо самой линии, нужно было построить около 30-ти малых и средних мостов, три станции, линию связи, пункты водоснабжения паровозов. Ещё предполагалось построить переправу через Неву с нормальной железнодорожной колеёй. Опыта строительства подобных переправ в мире не было, но, несмотря на это, первый временный мост был построен. Люди, возводившие все эти объекты, работали в тяжелых, опасных, а порой и просто невыносимых условиях.

Всё выступление Натальи Ивановны было посвящено подвигу железнодорожников, которые строили, несли вахту на железной дороге, действовавшей 15 месяцев в полосе прорыва. Потряс слушателей рассказ о девочках-фонарщицах, которых называли «живые светофоры». По сути, они были живыми мишенями, но ни одна из них не покинула свой пост.
Эту железную дорогу называли «Шлиссельбургской трассой», «Дорогой Победы» и «коридором смерти».

Волховстроевское депо обслуживало «Дорогу Победы» до 20-х чисел апреля 1943 года. А в январе 1944 года коллективу фронтовой магистрали было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Сотни строителей и железнодорожников были награждены правительственными наградами.

Слушатели увидели документальные кадры прибытия первого поезда с продовольствием в блокадный Ленинград с Большой земли и обратно из блокадного города на станцию Волховстрой. Наталья Власова рассказала о памятнике-паровозе, который был установлен на перроне станции Волховстрой -1, и о мемориале «Стальной путь» во славу этого подвига в поселке им. Морозова.

связанные новости