Снаряды рвались, а поезд всё шёл и шёл …
5 февраля 1943 года от станции Волховстрой отошёл поезд, который вёз продовольствие для голодающих ленинградцев, была прорвана продовольственная блокада Ленинграда, спасены многие человеческие жизни.
Руководство Волховстроевского паровозного отделения доверило ответственное задание бригаде старшего машиниста Ивана Пироженко. Он по праву был лучшим машинистом, а его товарищи по труду – самым надёжным коллективом в депо. Паровоз Эу-708-64, который вёз состав с продовольствием, был закреплён за этой бригадой.
Перед поездкой Ивану Пироженко дали понять, что едут они не за наградами и как всё может обернуться – неизвестно. Маршрут секретного рейса был следующий: Волховстрой – Жихарево – Поляны – Междуречье – Левобережье – Кушелевка – Ленинград.
Были все шансы сложить головы на участке дороги длиной 33 километра, который насквозь простреливался вражеской артиллерией. «Дорогой Победы» через «Коридор смерти» в Ленинград, так назывался этот маршрут. Дорога начала действовать, но подвоз грузов по ней был крайне затруднительным из-за близости фронта.
9 мая 1980 года легендарный паровоз получил постоянную прописку на перроне станции Волховстрой. Ежегодно 5 февраля здесь проходят памятные мероприятия, посвящённые значимому событию – первому поезду с продовольствием для голодающих ленинградцев.
О важности подвига, совершённого жителями блокадного города, его защитниками, о роли железнодорожников на акции памяти говорили глава администрации Волховского муниципального района Алексей Викторович Брицун, заместитель начальника Октябрьской железной дороги Виктор Иванович Скудин, глава муниципального образования город Волхов Алиса Юрьевна Арутюнян. Внештатный корреспондент газеты «Октябрьская магистраль» Татьяна Куценина провела большую работу, разыскивая факты послевоенной жизни Ивана Павловича Пироженко. В посёлке Синдор (Республика Коми), где он жил в послевоенное время, нашему знаменитому земляку установили памятник. Об этом она рассказала на митинге.
Валентина Сергеевна Иванова – председатель совета ветеранов локомотивного депо назвала имена опытных машинистов, которые ещё почти до конца апреля водили эти секретные поезда.
Выступили и представители молодёжи – студенты политехнического колледжа.
Минутой молчания почтили память И.П. Пироженко и его товарищей – железнодорожников, ковавших победу в Великой Отечественной войне. К легендарному паровозу возложили цветы.
Тамара ПЕТРОВА
Фото Тимофея Чемерисова