Широкая улица Вохи
В Волновахе, освобождённой Народной милицией ДНР, появилась улица Владимира Жоги (позывной – Воха). Командир отдельного разведывательного батальона «Спарта» погиб 5 марта, прикрывая выход мирных жителей из города, охваченного боями.
К своим неполным 30-ти Владимир Жога стал не только легендой ДНР, но также Героем России (посмертно) и персонажем статей и книг лучших русских журналистов и писателей.
Его короткая биография, которую скупо набросали в интервью сам Жога и его однополчане, просится в героический эпос. В нем сын торговца рыбой, слонявшийся без дела и пинавший мяч на пустыре, вдруг слышит голос Родины, оказавшейся в опасности, и становится на ее защиту. А отдав жизнь за своих, вручает командование батальоном своему отцу, который несколько лет исполнял приказы сына. В героические времена и не такое бывает.
«Езжай к родителям, я на войну»
Время, когда Жога еще не стал Вохой, сам герой вспоминать не любил. А если уж и рассказывал, сдавшись на просьбы журналистов, то набрасывал свой портрет краткими штрихами и с легкой иронией. Был, мол, обычным подростком, любил погулять. Родился в Донецке, в детстве семья переехала в Славянск.
Помогал отцу, владевшему несколькими торговыми точками по продаже рыбы. С детства был спортивным парнем, играл в футбол, подавал надежды, грамоты было некуда складывать. Пытался поступить в донецкий педуниверситет, но не добрал баллов.
Воха вспоминает, что до поры до времени «в политику не лез», но после госпереворота в Киеве в 2014 году начал интересоваться, общаться со старшими, обсуждать со сверстниками. И понял – принять произошедшего не может и будет сражаться за свою землю.
«В 15 лет я его в первый раз оставил на точке на рынке, переживал сильно, — вспоминал Артем Жога, отец Вохи. — Но он справился, он парень способный, амбициозный. И амбиции его довели до командира батальона. Мы с ним друзья. Все решения мы всегда принимали вместе, наши отношения не изменились даже в строгой дисциплинарной армейской жизни».
Судьба Владимира Жоги неразрывно связана с создателем батальона «Спарта» Арсеном Павловым (Моторола). Именно он увидел в молодом бойце из отряда самообороны Славянска своего потенциального сменщика.
Эта встреча навсегда изменила жизнь Вохи.
«Заехал к отцу. Все, говорю, я поехал на фронт, — рассказывал Жога-младший. — Он сначала думал, что я шучу. Нет, говорю, не шучу. Собрал вещи, — я с девушкой жил тогда, — ей тоже сказал, что так и так, езжай к родителям, я на войну».
Донбасский Денис Давыдов
Журналисты, приезжавшие в Донбасс, выстраивались к Вохе в очередь, его личность и мифологический ореол притягивали, как магнит. За лихой нрав, оптимизм, смелость и великое множество историй о его подвигах одни сравнивали Жогу-младшего с Василием Тёркиным, другие с Денисом Давыдовым.
Захар Прилепин, один из самых популярных сегодня русских писателей, пишет, что был несказанно удивлён авторитету молодого командира.
«Во время разговора нас несколько раз прерывали входящие по тем или иным делам бойцы и офицеры «Спарты», — пишет Прилепин. — Это, скрывать не стану, впечатляет: заходят здоровые, лет по пятьдесят мужики, Воха спокойно отдает им команды, они уходят. То, что новому комбату «Спарты» всего 23 года — это сложно не оценить, конечно».
Это же поразило и военкора Семен Пегова.
«Главное-то в том, что его никто не назначал, а это было решение самого батальона, в котором воюют взрослые и опытные мужики, — вспоминал он. — Это представьте, какой авторитет нужно было заработать на поле боя, чтобы люди, которым по 40 лет, даже не сомневаясь решили, что возглавить «Спарту» должен Воха».
Под стать герою был и его автомобиль, который, конечно, воссоздадут, если (то-есть, когда) будут снимать фильм о Жоге. Внедорожник, испещренный пулевыми отверстиями, как дуршлаг, с трещинами на лобовом стекле, был хорошо известен всей Донецкой народной республике. Сам Воха был дважды ранен в голову, а также в руку.
«Жаль, что он не увидит окончание войны и полное освобождение Донецкой Народной Республики, — сказал на похоронах один из сослуживцев Владимира Жоги. — Но мы знаем, что где то там наверху он будет радоваться общей победе!».
Указом президента России Владимиру Жоге посмертно присвоено звание Героя России. Первому из граждан ДНР.