Письма Рогалёва Н.К. «Находясь в краю далёком, на чужой земле…»
Николай Константинович Рогалёв родился в 1920 году в деревне Оять Лодейнопольского района. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Прослужил в армии с 1939 по 1946 год. Демобилизован в звании лейтенанта.
Служил в 16 мотоциклетном полку Седьмой Механизированной Армии, которой командовал маршал Рокоссовский. Накануне войны 16 мотоциклетный полк находился в летних лагерях Киевского военного округа, в 12 километрах от города Ровно. Николай Константинович был старшиной роты управления полка, куда входили три взвода: по охране штаба полка, регулировщиков и хозяйственный.
За месяц до начала войны в полку через день проводились «тревоги», чувствовалась напряжённость на западных границах нашей Родины. В печати появились сообщения о сосредоточении немецких войск у нашей границы.
Мотоциклетный полк, где находился Николай Константинович, сформирован в 1940 году. Он не был полностью оснащён техникой и вооружением. Командовал им прославленный командир гражданской войны, воевавший с Семёном Михайловичем Будённым, подполковник Кобзарь.
В ночь на 22 июня, в 4 часа, полк поднялся по тревоге, а в 6 часов утра двинулся походным порядком на город Ровно и к городу Луцку. На Луцком направлении, под небольшим местечком Рожище, на реке Стырь, полк получил первое боевое крещение, а вместе с полком и Николай Константинович.
Николай Константинович воевал на Западном фронте, на Луцком, Винницком, Киевском и Житомирском направлениях. Был четырежды ранен. Один осколок остался в голове на всю жизнь. По воспоминаниям Николая Константиновича, больше всего запомнился ему такой эпизод: «Август 1941 года. Полк занял оборону на реке Стырь, через неё – два моста: железнодорожный и шоссейный. Мы заминировали шоссейный мост и ждали врага. Через четыре дня на противоположном берегу реки увидели немецкую разведку на мотоциклах. Мы всё замаскировали. Немцы долго не решались ехать по мосту. Через час они проехали мост. Был приказ: немцев пропустить дальше. Через полчаса подошли пять немецких танков. После нескольких беспорядочных выстрелов танки двинулись через мост. В тот момент, когда четвёртый танк въехал на мост, а один уже был на нашем берегу, мы взорвали мост. Четыре танка вместе с пролётами моста обрушились в воду, а первый – подбили гранатами. Экипаж взяли в плен. После этого наши позиции стала обстреливать немецкая артиллерия. Ещё неделю мы занимали здесь оборону, потом по приказу командования стали отходить. Враг был уже со всех сторон на расстоянии 40 километров и дальше, за городом Ровно. Разведку мотоциклистов мы на обратном пути уничтожили».
Как свидетельствуют его письма домой, военными дорогами прошёл он всю Европу. Побывал в плену в Германии. Три года семья не имела о нём никаких известий. Четырежды был ранен, о чём не написал ни в одном письме домой. Николай Константинович Рогалёв награждён пятью медалями. После демобилизации много лет работал учителем физкультуры Рыбежской школы. В 1987 году был награждён Орденом Отечественной войны второй степени.
В Рыбежской школе работала учителем начальных классов его жена Мария Ивановна, тоже фронтовичка. Мария Ивановна начала военную службу в октябре 1942 года в 444 ОАТБ 7-й отдельной армии. Служила телефонисткой, осуществляла связь части с командованием армии. Затем была переведена на должность завделами секретной части. «Наша часть участвовала в форсировании Свири, в прорыве финской обороны. Прошла путь от Свири до Сортавалы. Весной 1945 года мы пересекли границу, прошли Румынию, Венгрию, Австрию. Чехословакию. Особенно сильные бои были в Венгрии, у озера Балатон. День Победы застал нас в Австрии, в городе Мёдлине. Народы Европы встречали нас как победителей и освободителей», — вспоминала Мария Ивановна.
Мария Ивановна — Заслуженный учитель школы РСФСР.
11.07. 41 г.
Здравствуйте, многоуважаемые мои мама, бабушка и Зинуша!
Шлю я вам свой сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей дальнейшей жизни, а главное — здоровья и успехов в работе, хозяйстве и учёбе.
Сообщаю о себе: жив и здоров. В настоящее время нахожусь в городе Проскурове. Извините, что так долго не писал, обстановка не позволяла этого, да и адреса своего не знаю. С городом Ровно мы распрощались ещё 22 июня и обходили много места по Западной Украине. Принимали участие в бою, так что не страшно ничто: ни самолёты, ни снаряды, ни пули. Сейчас находимся в тылу.
Адреса покуда своего не знаю, поэтому ждите следующего письма.
До свидания. Коля. С приветом.
21.08.41 г.
Добрый день! Привет на родину!
Здравствуйте, мои дорогие мамочка, Зинуша и бабушка!
От всего сердца шлю вам свой боевой, красноармейский привет и крепко всех вас целую.
Мамочка, от вас я почему-то писем не получаю, а вам пишу часто, поэтому скучаю по вас и очень обеспокоен за вашу жизнь.
Я жив и здоров, этого и вам желаю. Нахожусь всё там же, за меня вы не беспокойтесь, мне жить хорошо, к боевой обстановке привыкли, ведь уже два месяца войны. В своей победе над врагами-немцами уверены, так как «боевой дух» его с каждым часом падает и потери он несёт небывалые – больше полутора миллионов человек, да и техника его начинает бездействовать вследствие недостатка горючего — бензина. И немецкая армия голодает, так как в тылу действуют наши партизаны. Нас кормят замечательно, так что я даже пополнел. Я вам выслал по почте 100 рублей денег. В конце сентября вышлю ещё, так как денег я получаю больше, а с октября месяца буду ещё больше получать.
Ну, всё. Пишите ответ, и обо всех новостях, и о вашей жизни. Буду ждать. Привет всем родным и знакомым. Как дела на Волховстрое? Крепко вас целую.
Мой адрес: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 667, почтовый ящик 22, 23 МЦП, Р.У. Рогалёву Николаю Константиновичу.
С приветом ваш сын и брат Коля.
Далее следует письмо солдата Валентина Фёдоровича Ермилова на клочке бумаги с таблицей и немецкими словами, очевидно, на путевых листах немецкой армии:
«Здравствуйте, Наталья Васильевна и Зина!
Сообщаю вам, что при освобождении населённого пункта Тальки я нашёл письмо вашего сына и решил вам направить его, так как вы, наверное, очень беспокоитесь. Ведь это сердце родителей, оно исстрадается о судьбе своего ребёнка. Возможно, и обо мне мать тоже беспокоится. Я тоже ваш земляк, жил в Ленинграде, и мать тоже живёт в Ленинграде.
Война скоро кончится, и сын Ваш Николай вернётся домой, и мы заживём новой, счастливой жизнью.
Затем до свидания. Жму вам крепко руку. Может, и ответ мне напишете. Мой адрес: полевая почта 07775, Ермилову Валентину Фёдоровичу.
Я тоже очень молодой, 24-го года, возможно, и меня ждёт такая злая судьба».
В своём письме Валентин Фёдорович переслал Наталье Васильевне Рогалёвой письмо её сына Николая. Таковы были в то время солдатская солидарность и понятие о солдатской чести.
19.7. 1942 г.
Добрый день!
Здравствуйте, дорогие мои и многоуважаемые мама Наталья Васильевна и сестра Зиночка!
Шлю я вам свой сердечный привет и желаю вам всего наилучшего в вашей дальнейшей жизни, а главное – здоровья и успехов в работе.
Это письмо, которого вы так долго ожидали от вашего сына Николая Константиновича. Сообщаю о себе, что я жив и здоров, но за этот прошедший год пережил много и хорошего, и плохого. До сентября месяца 1941 года был на фронте, воевал. В сентябре около реки Днепр был взят в плен. 29 сентября удалось выйти из лагеря военнопленных в городе Шепетовка с документами. После этого до июля 1942 года проживал в селе Тальки за 17 километров от города Новоград-Волынский, а теперь на мою судьбу выпала задача – побывать в Германии. 20 июля уезжаем туда на работы.
Дорогие мои мамочка и Зина, я знаю, что вы обо мне думаете и день и ночь. Я тоже о вас не забыл и никогда не забуду. Где бы я ни был, о чём бы ни думал, но на первом плане всегда вы и дом. Помните, что у вас есть сын и брат, и он о вас никогда не забывает. Но меня с вами разделяют тысячи километров, и я не знаю, придётся ли мне с вами увидаться или нет, поэтому вы сами устраивайте жизнь, как лучше для вас самих. И если придётся туго, то продайте мои костюмы, обувь и одежду, так как я уже здесь привык ходить в домотканом и даже в лаптях – вот какая изменчивая судьба. Думал ли я дома, что портфель придётся заменить торбой?
Судьба коварно играет с человеком, то подымет в небеса, то вниз опустит без конца.
Я по вас очень и очень соскучился. Часто вижу вас во сне, но, если бы увидать наяву, вот это самое лучшее. И к этому я буду стремиться всегда и везде.
Передайте привет всем родным и знакомым, всей Ояти и Чогле. На этом заканчиваю своё письмо. Крепко вас целую и от всего сердца жму руки родным и знакомым.
До свидания. С приветом ваш сын Коля.
7.9 45 г.
Добрый день!
Здравствуйте, многоуважаемые мама и Зина, шлю вам сердечный привет и желаю успехов в вашей жизни и здоровья.
Я жив и здоров, нахожусь в армии, в Венгрии. Живу хорошо. Очень скучаю по вас, ведь уже 6 лет, как мы не виделись. Я вам очень много пишу писем, а ответа уже 4 года не получаю и сам не могу придумать, почему это так получается. Да, за эти 6 лет разлуки мне многое пришлось пережить и хорошего, и трудностей; за это время я очень изменился. Как получу от вас ответ, то вышлю вам фотокарточку, а то не знаю, получаете ли мои письма или нет.
Я знаю, что вам пришлось пережить много трудностей и у вас тоже много изменений, что меня очень интересует, тем более, Зина. Если получите письмо, то пишите ответ по адресу: полевая почта 67602-А.
Ну, ничего, многое пережито; все трудности остались позади. А впереди ожидает счастливая, хорошая, спокойная жизнь.
Пишите мне о своей жизни, об изменениях, о новостях, вообще обо всём – меня всё будет интересовать. Привет всем родным и знакомым, особенно в Волховстрой и Алексеевым. И особый привет моей любимой бабушке Анне Николаевне. Остаюсь жив, здоров.
До свидания. С приветом Коля.
22.9 45 г.
Привет издалека!
Здравствуйте, дорогие мои мамочка и Зиночка!
Сегодня я очень счастлив, наконец-то для меня настал тот день, когда я от вас за 4 года молчания получил сильно волнующее меня и долгожданное письмо. Я был беспредельно рад, так что нельзя это выразить словами. До этого письма я ничего не мог знать о вашей жизни и мог думать обо всём, тем более это было в военное время.
Примите от меня сердечный привет и наилучшие пожелания на будущее, а главное – здоровья и успехов в работе и домашнем хозяйстве. Дорогая мамочка, Зина мне пишет, что мне посланы письма и фотокарточки, но я ничего не получал, вероятно, потому, что мой адрес очень часто меняется. Теперь знайте, что я ваши письма получаю и пишите мне чаще и подробнее обо всём: о своей личной жизни, о работе, новостях, об изменениях за последние годы, когда меня не было дома, о том, как живут в Волховстрое, о Коле Алексееве, вообще обо всём – меня всё будет интересовать. Я тоже буду вам писать чаще, а времени для этого у меня очень много. Да, уже почти шесть лет, как я с вами не видался, за эти роковые шесть лет и мне, и вам пришлось пережить очень много трудностей, а мне – тем более. За это время я побывал и в Польше, и в Германии, и в Чехословакии, и в Австрии, и в Венгрии и видел жизнь, нравы и обычаи других людей. Из всего виденного сделал вывод, что русский народ есть самый передовой, самый лучший по всем качествам. Сейчас я нахожусь в оккупационной армии в Венгрии. Народ здесь живёт очень бедно, хлебов сеют мало, а только кукурузу, а на кукурузе далеко не уедешь. А как приеду сам, то расскажу всё подробнее. Я знаю, что для вас есть много непонятного.
Привет всем родным и знакомым. Мамочка, жду от тебя письма, а Зинаида пусть пишет мне каждый день, а возможности к этому у неё есть.
До свидания. Крепко вас целую. С приветом Коля.
25.9.1945 г.
Здравствуйте, дорогие мои и многоуважаемые мамочка и Зина, шлю я вам сердечный привет и наилучшие пожелания в вашей дальнейшей жизни, а главное – здоровья и успехов в работе и домашнем обиходе.
От вас получил три письма. Был неописуемо рад. Сейчас имею небольшое представление о вашей жизни. Очень жаль, что не получил тех писем, где были фото. В этом письме я вам высылаю своё фото. Из него видно, что за эти шесть лет разлуки во мне тоже имеются большие изменения, стал грубее и серьёзнее, жизнь требовала этого. Вот и хотелось бы посмотреть на ваши фото, особенно, как изменилась Зинаида. Но сейчас фото не высылайте до ноября месяца, я напишу, когда можно написать.
Мамочка, я знаю, тебе трудно всё это переживать, уже осталось немного подождать, когда я вернусь домой. И тогда пойдёт иная жизнь. А главное – не расстраивайся и береги своё здоровье.
Да, сейчас уже осень, но здесь погода стоит очень тёплая, ходим в майках. Соскучился по рыбной ловле и по грибам. Мамочка, пишите обо всём подробно: получаете ли от крёстного письма, и скоро ли он вернётся на Родину. Где сейчас Вася? Как живут Алексеевы, пишет ли Коля? И вообще обо всех новостях. Приезжают ли демобилизованные из армии и какие года? Как с продуктами, одеждой, обувью, есть ли трудности или нет? От меня всем родным и знакомым привет. Адрес последний. Пострадала ли от войны наша Оять и Чогла?.
До скорого свидания на свободной Родине. Крепко вас целую. Любящий вас Николай.
С приветом.
25.9 45 г.
Здравствуй, многоуважаемая сестра Зиночка!
Шлю тебе сердечный привет и желаю успехов на будущее, а главное – здоровья и успехов в работе и проведении свободного времени. (Если есть, с кем).
Дорогая Зиночка, от вас сразу получил три письма, за что сердечно благодарен, я эти письма, писанные вами, перечитывал десятки раз. Радости моей не было границ, и словами это невозможно выразить. Очень жалко, что не получил тех писем, где были фотокарточки. Сегодня я высылаю вам с мамой одну фотокарточку в письме, адресованном на мамашу, и там написан ответ на твой вопрос. Из фотокарточки ты узнаешь, что я немного изменился за эти шесть роковых лет жизни., но главное то, что я жив и невредим, это большое счастье в моей жизни, и этому ещё помогло хорошее образование и знание военного дела.
Если получите моё фото, то вышлю ещё две фотокарточки: в полный рост и в сидячей позе, но покуда обожду. Если будет здесь возможность сфотографироваться, то тоже вышлю, но покуда нет возможности. Живу сейчас хорошо, работа тоже неплохая. Смотрим часто кино, читаем книги, газеты, интересуемся жизнью в России. Но очень по вас соскучился. Зиночка, напиши мне о своей работе, о своих подругах, о новостях и изменениях в Лодейном Поле. Как проводишь свободное время? Приезжают ли демобилизованные домой и какого возраста (года)? Что известно от крёстного, где Вася? Пишет ли Коля Алексеев? Привет твоей подруге Нине и всем остальным товарищам по работе.
Зиночка, береги мамочку, ведь она у нас одна. Адрес тот же, последний. Фото не высылай, покуда я не напишу. Может измениться адрес. Крепко целую. До свиданья! С приветом Коля.
30.9 45 г.
Добрый день!
Здравствуйте, многоуважаемая мамочка и Зиночка. Примите мой сердечный привет, желаю всего хорошего, а главное – здоровья и успехов в работе и домашнем хозяйстве.
Дорогая мамочка, у меня к вам или Зине есть большая просьба, которая заключается в том, что мне крайне необходима справка об окончании педучилища и о том, что я работал в Пашском районе учителем. Пусть Зина, если будет возможность, сходит в сельсовет с моим аттестатом и снимет с него копию с печатью, а вы перешлите мне по почте. Это ускорит нашу встречу, и до Нового года я приеду домой! Есть указ о демобилизации всех учителей. Но у меня документов о том, что я был учителем, нет, все мои документы за время войны пропали.
Живу хорошо, того и вам желаю. Пишите письма по тому же адресу. Особых новостей нет. Погода стоит хорошая. Очень интересуюсь, приехал или нет крёстный в Волховстрой. Я на Волховстрой писал очень много писем, получаете ли вы от него письма?
Привет всем родным и знакомым. Очень по вас соскучился. Если приеду, то, вероятно, не узнать будет Оять и Чоглу, потому что за шесть лет очень много произошло изменений. Ну, до скорого свидания на свободной Родине. Крепко вас целую. Мой адрес: полевая почта 67602- «А»
Остаюсь жив и здоров. С приветом Коля.
Продолжение следует