Всё может женщина
Волей случая, в моих руках оказались пожелтевшие от времени страницы, в которых день за днём история воинского формирования – бронепоезда. Эти документы бережно хранит Тамара Григорьевна Азизова, до замужества её фамилия Короленко
Тамара Григорьевна родом из-под Сталинграда. Родилась в феврале 1940 года. Ей было всего полтора года, когда началась война. Отца – Григория Ивановича сразу призвали на фронт.
Тамара осталась с мамой Полиной Ивановной. Бабушка – мамина мама жила в Баку. Она прислала документы, по которым можно было выехать к ней на любом поезде, даже на военном. Но до поезда надо было как-то добраться. А Сталинград нещадно бомбили…
Тамара Григорьевна вспоминает: «Мама собрала узелок с кое-какими вещами, кое-что из вещей закопала в огороде и мы отправились в путь. Чтобы добраться до железнодорожной станции, надо было переправиться через реку Волгу, а вокруг бомбёжка… Сначала шли пешком, потом нас подобрали и посадили на подводу, на которой ехала женщина с двумя детьми. Началась бомбёжка, все побежали в поле и спрятались там в воронке.
До реки оставалось метров 500, но добрались до неё только через три дня, так как постоянно бомбили. А когда добрались, то увидели такую страшную картину. На берегу было очень много женщин, детей, стариков. Кто было помоложе переплывали Волгу на бревнах, на дверях, на всём, что находили. Два маленьких катерка перевозили людей – брали женщин с совсем маленькими детьми. Нас с мамой взяли. И всё это происходило под бомбёжку, стоял страшный крик – кого-то убило, кто-то утонул, кто-то кого-то потерял. Затем два дня шли пешком к станции. Ночью было холодно, увидели в поле кучу навоза, на ней и переночевали, так как от неё шло тепло. На следующий день наконец-то дошли до станции, а потом ещё неделю добирались до Баку. Нас пересаживали с одного поезда на другой, в основном, это были медицинские составы, нас там и подкармливали.
Бабушка жила в подвальном помещении, десять ступенек вниз, окон не было, полы – асфальт. Когда по соседней улице шёл трамвай, я пряталась под кровать. Наверное, пережитые бомбёжки отразились, я всё время пугалась, а мама прижимала меня к себе и успокаивала. И вот пришло письмо с фронта. Папа уже знал, что добрались до бабушки. Он благодарил бабушку и просил её позаботиться обо мне и маме».
От Сталинграда до Ленинграда лежал военный путь Короленко в 57-ом отдельном дивизионе бронепоездов, который формировался в марте 1942 года в Сталинграде. В составе его на защиту Отечества встали воины разных национальностей в едином строю.
Всю войну бронепоезда Красной Армии сражались на самых опасных и угрожаемых участках, или цементировали оборону на направлениях главных ударов противника, их бросали на ликвидацию немецких прорывов, экипажи несли тяжелейшие потери, а донесения читаются как бортовой журнал.
3 ноября 1942 года 57-ой ОДБП убыл на Калининский фронт, где поступил в распоряжение 3-ей Ударной армии. Была создана группа бронепоездов в составе 57-го и 62 ОДБП под командованием командира 570-го ОДБП капитана Текучева. В декабре 1942 года – январе 1943 года группа поддерживала части 7-ой Эстонской стрелковой дивизии в районе Торопца и Великих Лук.
Великие Луки – один из крупнейших железнодорожных узлов страны. К нему подходят линии с востока, с северо-востока, с запада, с юго-запада. Путевое развитие узла до войны превышало 130 километров. Четыре мощных парка позволяли перерабатывать и пропускать огромный грузопоток. Захватив узел, немцы хвастливо объявили Великие Луки «частью линии обороны Берлина». Через пять месяцев после захвата узла немцами части Красной Армии снова подошли к Великим Лукам. Страна стала готовить резервы для сокрушительного удара по врагу. Больше месяца продолжались ожесточённые бои. Немцы отчаянно сопротивлялись, но яростные атаки наших частей заставляли их отходить всё дальше на запад.
Вождение поездов в прифронтовых условиях требует не только знания техники дела, но и большого мужества, выдержки, готовности идти на самопожертвование.
За три недели упорных боёв дивизион нанёс тяжёлый урон врагу: разбил 18 дзотов, подавил и уничтожил 64 пулемётные точки, 2 НП, 3 миномётные батареи, сбил 3 самолёта, рассеял и частично уничтожил до двух полков вражеской пехоты. Всего с 29 декабря 1942 год по 16 января 1943 года было сделано 110 огневых налётов, выпущено 3295 снарядов, реактивными установками М-13 сделано 36 залпов, выпущено 488 мин. За период боевых действий 57-ой дивизион имел потери, среди которых и радиотелеграфист управления сержант Григорий Иванович Короленко.
В извещении, которое получила его жена, мама Тамары Григорьевны говорится, «…в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит и похоронен в январе 1943 года в деревне Заболотье Великолукского района Калининской области». Подписал извещение командир части капитан Текучев.
«Отец погиб в боях за город Великие Луки Он прошёл военный путь в отдельном дивизионе бронепоездов – 57 ОДБП, был сержантом, радиотелеграфистом управления. В этом бою 17 немецких самолётов атаковали бронепоезд. При авиационном налёте была нарушена связь, и чтобы её наладить, пришлось отцу выйти из бронепоезда. В этом бою на бронепоезде насчитали 120 авиационных пробоин».
Бронепоезд двигался от станции Великие Луки до Прибалтики и обратно. Он проводил разведку бронемашинами, бронедрезинами, перевозили боеприпасы, продовольствие. Уничтожали вражескую технику. Их бронепоезд называли «Чёрным дьяволом». Вот такое воспоминание сохранилось в семье у Тамары Григорьевны Азизовой.
Тамара Григорьевна написала письмо в школу деревни Заболотье, где находится захоронение отца и получила ответ, что за братской могилой ухаживают школьники и местные жители. Тамара Григорьевна выслала деньги с просьбой в День Победы возложить венок к захоронению и вручить живые цветы ветеранам. Просьба её была выполнена. Тамара Григорьевна разыскала председателя совета ветеранов бронепоезда — Николая Александровича Зубрицкого – капитана медицинской службы начальника медслужбы бронепоезда в годы войны. Они познакомились и дружили семьями. Зубрицкий после войны жил в Свердловске, и он многое поведал семье Тамары Григорьевны о военном пути бронепоезда. У Тамары Григорьевны бережно хранятся копии архивных документов 57-го ОДБП, отчёты буквально за каждый день боевого пути бронепоезда. Эти документы очень дороги семье.
После войны мама Тамары Григорьевны вышла замуж, в семье появились ещё дети. Семья переехала жить за Урал в город Верхотурье – этот город называют жемчужиной не только Урала, но и всего государства Российского. «Куда не посмотришь – храмы, монастыри, церкви…, место с потрясающей историей. Тихая заводь для души». Здесь и прошли школьные годы Тамары. Тамаре нужно было и учиться, и маме помогать. Желание учиться был всегда, внимательная на уроках, она записывала основное, что рассказывал учитель, потому легко и запоминала материал. К труду и ответственности она привыкла с детства. Старшая в семье, была маминой помощницей, а остальные пятеро, как говорят, мал-мала меньше. Помощь по дому – это и воды принести, а использованную вынести, а жили на втором этаже, огород, за детьми приглядеть, и ещё множество хозяйственных забот. Мама не любила уходить из дома в гости, поэтому гости приходили к ним. Родня к этому времени была большая –пятеро детей имели крёстных родителей. За праздничным столом собиралось до двадцати человек. Мама любила готовить. Пожив на Кавказе, вкусно готовила кавказские блюда. В Верхотурье находился детский дом, в котором работал отец. Родственники, навещавшие детей, часто останавливались в их семье. За что и были всегда благодарны.
После окончания школы — работа, так как в институт поступить не получилось.
Тамара уехала к бабушке в Баку. В памяти город и сейчас остаётся солнечным, гостеприимным, где царил мир, и не было места конфликтам. Там вышла замуж, муж по национальности армянин, родились двойняшки: Марина и Карина. А жили по-прежнему в маленькой каморке без окон с асфальтовым полом. Немалых усилий пришлось приложить Тамаре Григорьевне, чтобы добиться улучшения жилищных условий, которые были нужны малышкам. Помогли добрые люди, умение Тамары убеждать аргументами, её настойчивость. Таков характер у этой женщины — сильный. В дальнейшем такой характер помог преодолеть многие сложнейшие жизненные ситуации, в которых оказывалась семья.
Муж Тамары работал водителем на междугородних линиях, дети росли. В Баку люди разных национальностей жили мирно, дружелюбно – все были бакинцами.
Но давний нарыв зрел, и настало время, когда разразилась национальная вражда. В годы перестройки Карабахский конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту. В 1994 году была попытка государственного переворота, произошло столкновение между правительственными войсками и ОПОНом, объявлено чрезвычайное положение.
Семья, прожив много лет в Баку, оказалась чужой. Ужас, страх, безумие. Уму непостижимо – народы, проживавшие мирно и дружелюбно вместе, взялись за оружие. Семья испытала враждебное отношение к себе. Тамара Григорьевна с болью вспоминает те события – до сих пор не забыть гул танков, сравненные с землёй родные могилы, уничтоженную Аллею героев. Бросив обжитое место, буквально бежали с помощью друзей в Армению. Но и там всё было сложно. В 1999 году в Армении была совершена попытка государственного переворота, которая была подавлена. Семья и родственники остались без жилья, нет работы, нет ничего… А тут ещё и землетрясение в Армении, которое имело большие последствия.
И всё началось сначала. Семье выделили земельный участок под строительство дома.
Но строительных материалов не было, все материалы шли на восстановление разрушения после землетрясения. И Тамара Григорьевна принимает решение ехать за помощью в Верхнетурье к родственникам – братьям, которые работали в военном леспромхозе. Неделю ходила по инстанциям, но не тот она человек, чтобы опустить руки и всё-таки добилась своего, выделили вагон строительных материалов и прицепили его к воинскому эшелону, который шёл в Армению. Вернулась домой ожидать, когда прибудут строительные материалы, не надеясь, что скоро. Но к её удивлению, эшелон пришёл быстро. Началось строительство…
Позднее говорили: «Дом, который построила женщина».
Но и на этом скитания семьи не закончились. Обстоятельства вернули Азизовых из Армении в Верхнетурье. Тамара Григорьевна вспоминает, что сын за короткий срок поучился в трёх школах.
Мальчик в Верхнетурье быстро стал душой школьного коллектива – умный, эрудированный, красивый…
Но беда приходит, откуда её и не ждёшь. Выпускной вечер, погода прекрасная, школьники гуляли и решили искупаться… Здесь и случилась трагедия, которую материнское сердце и сейчас оплакивает.
Обстановка в Армении оставалась непростой, накалялась. К племяннику на свадьбу приехал сослуживец из Волхова. И намекнул ему, что надо уезжать и предложил оказать помощь. » Постепенно мы все перебрались в Волхов. Начали работать… И постепенно, медленно шаг за шагом начали подниматься, процесс был довольно длительный, но благодаря новым друзьям обживались, не отчаивались, построили дом, в котором сейчас собирается большая родня и друзья».
К горькому сожалению, не стало любимого мужа, с которым прожили почти полвека, неожиданно ушла в мир иной дочь, которая работала в волховском роддоме, где её уважали и любили – Марина Вагоевна Мартиросян. Многие волховские мамочки помнят её профессионализм и человечность в таком сложном процессе как появление на свет нового человечка.
За время, прожитое в Волхове, Азизовы обзавелись многочисленными друзьями, которые любят бывать в этом уютном доме. Тамара Григорьевна хлебосольная хозяйка.
Она рассказала, как семья любит процесс приготовления к праздникам – готовят разные угощения с душой, развлечения для детей. Прожив в армянской семье, научилась обычаям и рецептам блюд, которые всегда приходятся гостям по вкусу. Около дома добротный ухоженный земельный участок, где есть место не только овощам, но и множеству цветов. Хозяйка любит его, это отрада для души. Жизненный путь научил Тамару Григорьевну многому.
Беседуя с ней, я почерпнула многое, её мудрая жизненная позиция, проверенная временем, поучительный пример. Она научилась переживать трудности, ладить с людьми. Даже недолгое общение, встречу с таким человеком воспринимаешь, как подарок судьбы.
Отец Тамары Григорьевны в жесточайших военных условиях проявил стойкость характера, дочь в далеко не простых, и казалось бы, в мирное время проявила недюжинный характер и преодолела все преграды, выстояла.
Вот именно такая Тамара Григорьевна Азизова – скромная, мудрая, обаятельная, сильная духом, щедрая на добро.
Её жизнь – подтверждение, что женщина может всё.
Тамара ПЕТРОВА