Дорога, спасшая сотни тысяч жизней
80 лет назад начала действовать «Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль, связывавшая Ленинград с «большой землей» во время блокады в 1941-1943 годах и проходившая по Ладожскому озеру
Ленинград был полностью взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска группы «Север» захватили Шлиссельбург. С севера город блокировали финские войска. При этом были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. В городе оставалось более 2,5 млн жителей, включая 400 тыс. детей.
Люди от голода падали замертво прямо на улицах Ленинграда. Каждый рабочий получал по 250 граммов хлеба в сутки, а просто ленинградец — всего 125 граммов в день. Фронту продуктов тоже сильно не хватало. Спасение пришло из области науки: решено было с нуля разработать целую инфраструктура, которая должна прослужить всю зиму.
В беседе с ТАСС директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Курносов назвал строительство ледовой трассы через Ладогу абсолютно грандиозной и дерзкой даже для мирного времени идеей.
«Самое крупное озеро в Европе вообще отличается очень переменчивым нравом и всегда считалось очень сложным во всех отношениях, в том числе для судоходства. Дорога жизни обычно представляется обывателю как дорога по льду, по которому в Ленинград идут полуторки с мукой. Но на самом деле это огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот», — подчеркнул он.
Необходимо понимать, что по Дороге жизни доставляли не только продовольствие. Эта ледовая переправа позволяла поставлять на фронт, в том числе на оборону Москвы, изготовленные в блокадном городе орудия и снаряды.
«Когда работа дороги несколько наладилась, назначение трасс было строго определено. Одни предназначались для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе, причем с таким расчетом, чтобы в случае взрыва не повредить соседние машины. Отдельно шел вывоз раненых, детей, также отдельно ходили машины с нефтепродуктами, потому что в случае взрыва это было огромное пламя и, как следствие, подтаявший лед. Все было очень продумано», — отмечал историк Ростислав Любвин.
Такой расклад существовал, конечно, не с первого дня открытия ледовой трассы. По дороге открыли пешеходное и гужевое движение, а первый санный обоз с жизненно необходимой для ленинградцев мукой не смог достичь цели.
«Дорога жизни» в осажденный Ленинград во время Великой Отечественной войны
Однако 22 ноября Дорога жизни позволила обеспечить город 33 тоннами хлеба. Техническое состояние автомобилей во время первого периода работы трассы оставляло желать лучшего, но к концу навигации ситуация слегка выправилась.
«Потери, особенно в первое время, были очень большими. В 1965 году группа дайверов в честь 20-летия Победы прошла по дну озера, по Дороге жизни. Они сказали, что фактически шли по крышам автомобилей», — поделился Любвин.
Поездка по Дороге жизни не всегда завершалась благополучно. Слабость льда, а также близость немцев, оставлявших на заснеженной трассе полыньи, приводили к тому, что грузовики и автобусы периодически шли на дно. Некоторые машины удавалось вытаскивать, однако иногда это было невозможно.
«Ветер сносил колонны на льду, как и корабли, в сторону от проложенного курса следования. Не раз приходилось видеть, как дрейфуют на скользком, словно отполированном льду боевые порядки пехоты, как сумасшедший ветер, вырвав из строя отдельных бойцов, гнал эти «живые паруса» на минные поля, как волчком крутились и опрокидывались автомашины», — писал в воспоминаниях начальник ледовой службы Краснознаменного Балтийского флота Михаил Казанский.
Далеко не всем раненым и детям удалось достичь берега. Спустя десятки лет после Великой Отечественной войны водолазам удалось обнаружить огромное количество вещей тех, чья жизнь оборвалась на ледяной переправе. Некоторые предметы стали экспонатами Музея обороны и блокады Ленинграда.
«В 2000-х годах экспедиция дайверов обнаружила эти детские игрушки. Внутри некоторых из низ до сих пор остался озерный песок, многие покрыты водорослями. Но игрушки увидели свет спустя много десятилетий, а дети эти, конечно же, погибли», — рассказывал историк Виталий Бондарь.
Доставка продовольствия по Ладожскому озеру на барже в осажденный Ленинград, 1942 год
Никто не посмеет оспаривать героизм людей, которые во время блокады Ленинграда рисковали своими жизнями ради спасения других и торжества мира на земле. В отсутствии изобретательности советских граждан тоже было нельзя обвинить.
В 1941 году был придуман прогибограф — измеряющий степень прогибания льда прибор, благодаря которому грузовики перестали через одного уходить под воду. Но на этом чудеса инженерной мысли не закончились.
Вторая блокадная зима началась со строительства невиданной доселе железной Дороги жизни. По замыслу легендарного инженера Ивана Зубкова, лед должен был стать скрепляющим материалом. С его помощью предполагалась поддержка столбов с несущими балками. Появление железной дороги на замерзшем озере казалось невозможным, однако проект стали уверенно воплощать в жизнь.
По девятикилометровым участкам трассы в обе стороны даже успели запустить небольшие маневровики. Однако в начале 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Солдатам удалось отвоевать у немцев полосу настоящей земли, где впоследствии и проложили рельсы. Уникальная железная дорога так и не появилась, а все силы были брошены на лед Невы.
С ноября 1941 по апрель 1942 года здесь работали около 4 тыс. автомобилей, не считая гужевого транспорта. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под обстрел. К марту 1942 года с Ладоги отбуксировали 1577 поврежденных автомобилей. За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн т грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек.