Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 41(960)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
2095 0 (Комментариев)

К 150-летию со дня рождения Г. О. Графтио, главного инженера Волховской ГЭС

ГЕНРИХ ОСИПОВИЧ ГРАФТИО: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

Генрих Графтио в студенческие годы

Есть в Волхове притягательное место: уютный дом рядом с храмом Михаила Архангела, где царствует дух Генриха Осиповича Графтио – музей истории города Волхова. За порогом этого дома остаётся мирская суета. Хорошо думается о Вечном, захлёстывают мысли…

Здесь всё пронизано энергетикой Г.О. Графтио, его замыслами, надеждами, тревогами, заботами о будущем и радостями свершившегося. Почти физически ощущаешь его присутствие, особенно в рабочем кабинете. Кажется, хозяин дома вышел на минуту, оставив просушиться у камина промокшие на строительстве ботинки. Представляется, что скоро он войдёт, и мы сможем, не спеша, поговорить за чашкой чая, принесённого Антониной Адамовной – женой, другом и секретарём Генриха Осиповича.

Изучая историю студенческого движения в России, я встречал в государственных архивах, в крупнейших российских библиотеках источники и литературу о Г.О. Графтио. Его судьба вызвала интерес. Студенты на занятиях по истории, заседаниях СНО также неоднократно интересовались этой личностью. Родилась потребность, переросшая в необходимость, фундаментального изучения жизнедеятельности Г.О. Графтио, оставившего неизгладимый след в истории электрификации России.

Все мы родом из детства, поэтому первоначально было интересно выяснить, где и как он учился, откуда у него появилась и когда проявилась способность к научной технической деятельности. Ответы на эти вопросы познавательны и поучительны.

О Генрихе Осиповиче Графтио написано и много, и мало. Достаточно много как об инженере-гидростроителе и недостаточно, на мой взгляд, как об академике, преподавателе, выдающемся учёном. Работами В.Н. Шевцова, И.С. Смирнова, Д.Е. Славентатора, Б.А. Галина, Г.А. Береснева, Ю.П. Громова создан портрет Г.О. Графтио, однако он далеко не завершён. Тоталитарная система проявила себя и здесь.

Во-первых, в описании портрета Г.О. Графтио не удалось избежать некоторой парадности, за которой почти не прослеживалась судьба исторической Личности.

Во-вторых, из опубликованных источников складывается впечатление, что только при советской власти он смог свободно реализовать свои замыслы. Однако новые архивные материалы показывают, что и в советский период у него было множество противников.

А в марте 1921 года Г.О. Графтио был неожиданно арестован, и если бы не личное вмешательство В.И. Ленина, то неизвестно, чем бы всё закончилось. В дореволюционной же России ему удалось сделать немало, чтобы иметь авторитет одного из ведущих гидроэнергетиков и специалистов по электрификации железных дорог.

В-третьих, работа исследователей была затруднена, так как архив Г.О. Графтио оказался разобщённым. В-четвёртых, некоторые архивные материалы были закрыты для пользования.

Новая историческая эпоха способствует новому прочтению и интерпретации поставленной проблемы. Открывшиеся архивы позволяют изучать вопросы в сравнении, более объективно. Исчезла политическая заданность. Появились новые методологические подходы.

Всё это даёт основание утверждать, что наступило время, когда жизнь Генриха Осиповича Графтио будут изучать заново, чтобы глубже понять его научное творчество, педагогическую и практическую деятельность, их результаты. Жизнь академика Г.О. Графтио принадлежит не только нам. Она – часть мировой истории развития науки и техники.

О студенческих годах Генриха Осиповича Графтио известно пока немного. Но, всё же, есть источники, которые позволяют выразить некоторые суждения о Графтио-студенте.

26 (14) декабря 1869 г. в городе Даугавпилс [Динабург (с 1275), Борисоглебск (с 1656), Двинск (с 1893), Даугавпилс (с 1920), Латвия] в семье железнодорожного техника-изобретателя Осипа Ивановича Графтио родился второй сын – Генрих. Назвали его так в честь дедушки-топографа, отца матери, Веры Генриховны. Фамилия «Графтио» перешла Генриху, по-видимому, в наследство от деда, который был итальянцем, принявшим бельгийское подданство.

Прежде всего, чётко обозначим день рождения Г.О. Графтио по новому стилю, так как в разных публикациях встречаются даты то 26, то 27 декабря 1869 г. Такое разночтение довольно часто встречается даже в научных исследованиях. Вызвано оно неточным переводом даты со старого на новый стиль (неточность совершена и самим Г.О. Графтио в одной из анкет).

Отец Генриха Графтио, Осип Иванович, кроме участия в строительстве железных дорог, занимался техническим творчеством. Он – автор приборов, используемых в 70-е гг. ХIХ в. на российских железных дорогах. В 1875 г. О.И. Графтио изобрёл аппарат для автоматической записи скорости движения и местонахождения поездов (кинопавзиграф), а затем – более усовершенствованный прибор для автоматической записи тех же параметров и состояния рельсового пути (офотахиметр).

В 1876 г. Осип Иванович переехал в Москву, где занимался изготовлением названных аппаратов с братом В.И. Графтио. Получив в 1878 г. патент на эти приборы, он демонстрировал своё изобретение на Всемирной выставке в Париже, был награждён бронзовой медалью. Вспоминая об этом эпизоде из жизни отца, Г.О. Графтио по какой-то причине не упоминает своего дядю. Возможно потому, что в те годы был молод, а отец рано ушёл из жизни.

В историографии не упоминается ещё об одном изобретении Осипа Ивановича – геодезическом инструменте «Спутник техника». Универсальный, лёгкий, простой в обращении, он во многих случаях мог заменить тяжёлые, громоздкие и дорогостоящие геодезические приборы. Кроме того, на нём предусматривалось приспособление для измерения времени.

Таким образом, пример отца – основной источник любви к технике, изобретательству и железной дороге.

Детство Генриха Графтио прошло в постоянных переездах, связанных с работой отца. Начав учёбу в 1879 г. в Московской гимназии, он продолжил её в Севастополе. Затем – два года в гимназии г. Симферополя, потом – опять в Москве. Завершил обучение в гимназии при Ришельевском лицее города Одессы в 1888 году.

Историческая справка

Ришельевский лицей в Одессе вёл своё начало от частного пансиона де Волсен, взятого в 1803 г. под покровительство новороссийским генерал-губернатором А.Э. Ришелье (Ришелье Арман Эмманюэль дю Плесси (1766 – 1822), французский и русский государственный деятель, герцог. С 1795 г. жил в России. С 1803 г. – градоначальник Одессы, одновременно в 1805-1814 гг. – генерал-губернатор Новороссийского края). С 1805 г. пансион стал называться Благородным воспитательным институтом. В 1811 г. взят на казённое содержание. 2 мая 1817 г. институт и коммерческая гимназия были преобразованы в лицей, при котором открыли пансион и педагогический институт. Во главе лицея стояло правление из родственников обучавшихся (4 человека) под председательством одесского градоначальника. В 1865 г. на базе лицея открылся Новороссийский университет.

Стремление Генриха к знаниям не сломили тяжёлые материальные условия, в которых оказалась семья после смерти отца в 1885 г. После окончания гимназии в 1888 г. он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, который окончил в 1892 году.

Историческая справка

Новороссийский университет – один из старейших университетов России (в Новороссии) – основан в 1865 г. в Одессе на базе Ришельевского лицея. Имел историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (с 1900) факультеты. Здесь преподавали известные российские учёные, в том числе, И.И. Мечников, И.М. Сеченов и др. В 1920 г. он реорганизован в ряд институтов, а в 1933 г. вновь восстановлен под названием Одесского университета.

Получив прекрасное университетское образование, Генрих Графтио по примеру отца решил посвятить себя железным дорогам России. Стремясь приобрести специальные теоретические знания, которые будут полезны в дальнейшей практической деятельности в области железнодорожного строительства, в 1892 г. он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения имени императора Александра I.

Историческая справка

Петербургский институт инженеров путей сообщения ((ныне - Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I») – один из старейших технических вузов России. Был основан в 1809 г. как институт корпуса инженеров путей сообщения. Первоначально был закрытым учебным заведением военного типа, а в 1864 г. преобразован в гражданский институт. С 1930 г. – ЛИИЖТ. История института связана с именами выдающихся учёных, среди которых Б.Е. Веденеев, Г.О. Графтио, В.Н. Образцов, Е.П. Передерий и др.

В институте впервые читался курс «Электротехника и телеграфы», в котором обращалось внимание на применение электроэнергии на магистральном и городском транспорте. Генрих Графтио основательно изучил вопросы электроэнергетики и задумался над возможностью использования огромных запасов рек для электрификации России. Его интересовали варианты практического применения электрической энергии в промышленности и, в первую очередь, на железнодорожном транспорте.

Избрав своей специальностью электрическую тягу, Генрих Графтио всё свободное время проводил на изысканиях – на трассах железных дорог и реках. Не случайно его дипломный проект посвящён электрификации железных дорог. Таким образом, гидроэнергетика занимала его в те годы в плане повышения эффективности работы железных и водных дорог, а также городского транспорта.

Уже в студенческие годы Г. Графтио обнаружил незаурядные способности в учёбе, любовь к техническим наукам и добросовестное отношение к любому делу. В музее истории города Волхова в фонде Г.О. Графтио есть свидетельство главного инженера и начальника технического отдела службы пути и зданий Юго-Западных железных дорог от 22 сентября 1893 г., которым удостоверяется, что студент института инженеров путей сообщения Генрих Графтио «в течение трёх летних месяцев сего 1893 г. при практических занятиях по ремонту каменных труб и возложенные на него обязанности исполнял с знанием дела и отличным усердием».

Большое значение в учёбе студента имеет умение работать с учебниками и учебными пособиями. Студент Генрих Графтио покупал не только необходимые для учёбы книги, но и другую литературу, позволяющую углублённо изучать интересующий его вопрос, причём на различных языках (Заметим, что Г.О. Графтио свободно владел пятью языками: английским, французским, немецким, итальянским и шведским).

Характерной его особенностью являлось бережное и уважительное отношение к книгам. Покупал он их везде – и в России, и за границей. Со временем у него сложилась богатейшая библиотека (к сожалению, в последствии разрозненная).

Поучительна работа студента Генриха Графтио с лекциями. Во-первых, для записей лекций он покупал специальные учебные рабочие тетради с твёрдыми обложками и проклеенными углами.

Они были более надежными, т.к. работать с ними приходилось постоянно. А это уже характерная черта сформировавшейся Личности: фундаментальность замыслов, тщательная работа над записями лекций. Лекции на отдельных листах прошивались.

Во-вторых, записывая лекции, он приучался к быстрому выделению главных мыслей профессоров, опорных знаний, формул. Это очень важная черта, если учесть, что студенты и в конце XX в. так и не умеют конспектировать лекции преподавателей.

В-третьих, лекции записывались карандашом чётким каллиграфическим почерком. Карандашная запись (в отличие от записи чернилами) давала необходимую скоропись. Карандаш был всегда остро заточен, что свидетельствует об аккуратности, добросовестности, целеустремлённости. Так как во время лекции вряд ли была возможность затачивать карандаши, значит, они готовились заранее, вечером. Эта привычка сохранилась у Г.О. Графтио на всю жизнь.

В-четвёртых, дома начиналось редактирование лекционных записей. Проставлялись номера страниц, а затем продолжалась работа цветными карандашами, в основном красным, синим и фиолетовым. Разделы выделялись синим карандашом, а слева проставлялись их порядковые номера. Темы подчёркивались двумя цветными линиями. Узловые понятия отмечались в тексте и на полях синим цветом, а формулы – красным и справа – двумя вертикальными линиями: красной и синей. Самые важные определения, исходные формулы, буквенные обозначения также выделялись красным и синим цветами. Аккуратно вычерчивались и обводились цветом схемы электромагнитных полей, правила и т.д. Ручкой выполнялись аккуратнейшие графики. Что-то дополнялось, а что-то вычеркивалось чёрными чернилами. Всё получалось очень наглядно и значительно ускоряло самостоятельную работу при повторении, дисциплинировало мышление.

В 1896 г. Генрих Графтио издал литографированный конспект записанных им лекций курса механики в двух частях, прочитанных профессором Новороссийского университета В.Н. Лигиным. Это была первая публикация будущего академика Г.О. Графтио. Таким образом, работа студента Генриха Графтио над книгами и лекциями является важным дополнительным источником при изучении его жизни.

В 1896 г. Г.О. Графтио окончил институт инженеров путей сообщения. По представлению Совета института 29 мая 1896 г. министром путей сообщения он утверждён «в звании инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при поступлении на государственную службу». Дорога в жизнь была открыта.

Получив хорошую теоретическую инженерную подготовку, Генрих Графтио стремился к практической деятельности. Для повышения практической подготовки по распоряжению министра путей сообщения он направлен за границу «для изучения применения электричества к инженерному делу и электрической тяги на железных дорогах во всех её видах». Находился в командировке с июля 1896 г. по октябрь 1899 г., работая и перенимая опыт на лучших заводах Европы и США. Возвратился Г.О. Графтио зрелым, сформировавшимся инженером, готовым служить Отечеству.

Таким образом, истоки жизненного пути Генриха Графтио: пример отца, техника-изобретателя; добросовестное обучение в гимназии, университете, институте; практика за границей – всё это заложило прочный фундамент для формирования Г.О. Графтио в первоклассного российского инженера, крупного специалиста в области электроэнергетики, гидростроительства, железнодорожного транспорта.

Жизнь почти всегда предоставляет Личности выбор, в том числе – жизненного пути. Незначительная часть студенческой молодёжи в силу разных причин выбирала радикально-революционный путь, что часто приводило к экстремизму, терроризму, самоубийствам. Они стремились делать политику. Сегодня многие из них преданы забвению. Более значительная часть российской интеллигенции выбрала путь служения Отчизне. Среди них был и Г.О. Графтио, ставший на путь строительства, изобретательства – созидания, а не разрушения. Он работал не для какой-то власти. Он работал для России! И о таких Личностях будут помнить всегда.

В наше время, время крушения прежних кумиров и идеалов, жизнь Генриха Осиповича Графтио – хороший пример служения Родине для формирования Личности молодого человека. Поэтому логично было бы оформить в Волховском музее экспозицию о гимназических и студенческих годах Г.О. Графтио.

Н.С. КАРЕЛИН, историк
Продолжение следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: