Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 36 (955)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
1129 0 (Комментариев)

Генрих Осипович Графтио: страницы жизни. Дорога к творчеству открыта

К 150-летию со дня рождения Г.О. Графтио,
Главного инженера Волховской ГЭС

(Продолжаем рассказывать о судьбе Генриха Осиповича Графтио. Начало можно прочитать на нашем чайте: Часть 1Часть 2, Часть 3)

Дорога к творчеству открыта

Весной 1896 года возник вопрос о распределении выпускников Института. Генрих Графтио был казённокоштным студентом (казённокоштный студент учился на казённую стипендию, своекоштный – за свой счёт – Н.К.).

Для выяснения вакансий из Института инженеров путей сообщения в канцелярию МПС 10 мая 1896 года поступил запрос:

«Согласно отношению канцелярии Министра от 11 сентября 1895 года за № 8492, имею честь уведомить, что в настоящем году оканчивают курс наук в институте пять казённых студентов, обязанных согласно параграфа 11 Высочайше утверждённого 8 мая 1890 года положения об Институте Государственною службою по полутора года за каждый год получения ими в Институте стипендии, а именно: Бухман Михаил, Семейкин Николай, Тренюхин Владимир и Чернай Александр. Все четверо получали стипендии по одному году. Графтио же Генрих получал таковую два года, а Плющ Ефрем – три года».

На этот запрос из канцелярии МПС 21 мая 1896 года пришло письмо, в котором сообщалось, что оканчивающие курс в 1896 году шесть казённых стипендиатов могут быть назначены на имеющиеся на казённых железных дорогах семь вакансий (на Закавказской железной дороге – две вакансии помощника начальника участка службы пути и одна – для производства работ по керосинопроводу; на Риго-Орловской – вакансия техника службы пути; на Юго-Западных – младшего инженера службы пути; на строящихся Бердянской и Саксаганской железнодорожных линиях – две вакансии производителей работ третьего разряда).

Обнаруженный нами черновик с предварительными набросками о распределении (написан карандашом: 180 х 220 мм.) позволил выяснить, что Генриха Графтио предполагалось направить на Самаркандо-Андижанскую железную дорогу или за границу (Этот факт удалось установить по письму Петра Машмеера, который был направлен в г. Джизак, Самаркандской области, контору 2-го участка Самаркандо-Андижанской ж.-д. – Н.К.).

Заключительный период учёбы Генриха Графтио ярко передаёт его характер. Прежде всего – неформальное отношение к выполнению дипломных проектов. 28 мая 1896 года Совет Института выслушал отзывы подкомиссий, которые были образованы для рассмотрения проектов студентов 5 курса: 1) по гидравлическим двигателям, паровым машинам и паровозам с целью присуждения премии инженера Риппаса и 2) по железным дорогам, водопроводам и водостокам с целью присуждения премии профессора Еракова. Было решено: «премию инженера Риппаса разделить поровну между студентами Николаем Харламовым, Сергеем Максимовым, Генрихом Графтио, Николаем Семейкиным; премию профессора Еракова разделить поровну между Николаем Семейкиным и Генрихом Графтио».

Генрих талантливо написал дипломные проекты по практической механике, архитектурному искусству, портовым сооружениям, мостам, железным дорогам, архитектуре. Приведём отзыв о его проекте «Электровоз для курьерских поездов, могущий развивать скорость 100 километров в час на площадках». Отзыв составили ординарный профессор Ф.Е. Максименко и экстраординарный профессор Г.К. Мерчинг (ординарный профессор находился в штате института, экстраординарный – вне штата. – Н.К.).

Охарактеризовав проект и его особенности, профессора делают вывод: «В общем, проект доказывает со стороны проектирующего обстоятельное знакомство с литературою предмета, умение отдавать себе самостоятельно отчёт о способе решения предложенной ему задачи, исполнение которой в высшей степени добросовестно. В виду изложенного проект г-на Графтио заслуживает награждения премией инженера Риппаса».

Прекрасным итогом всей учёбы Генриха Графтио была последняя экзаменационная сессия весной 1896 года. Её особенность отражена в циркуляре министра МНП графа И.Д. Делянова от 15 декабря 1895 года за № 26902. В нём сообщалось: в виду предстоящих торжеств по случаю «Священного Коронования» Николая II в мае 1896 года в отношении к учебным занятиям, выпускным и окончательным испытаниям, а также каникулярного времени:

1. Во всех учебных заведениях г. Москвы все занятия закончить к 5 мая. С этого числа отправить учащихся на каникулы. Все виды испытаний (кроме выпускных экзаменов) в университете и других вузах, а также в средних учебных заведениях закончить раньше установленного срока, т.е. не позже 1 - 3 мая.

2. «Для большего запечатления в сердцах учащихся» воспоминаний об этом событии разрешить в текущем учебном году провести перевод из класса в класс во всех средних учебных заведениях по годовым отметкам, без экзаменов.

3. Выпускные и окончательные испытания во всех высших, средних и низших учебных заведениях во всех учебных округах провести в установленный срок. При этом испытуемых освободить на время коронационных торжеств на три дня, как это было и в 1883 году.

4. Каникулы в 1896 году продлить до 1 сентября.

Защита проектов и расписание экзаменов в Институте инженеров путей сообщения были скорректированы согласно вышеуказанному циркуляру. Советом Института для экзаменов и зашиты дипломных проектов были определены следующие дни: по геодезии – 28, 29 и 30 апреля, по строительному искусству – 21, 22 и 24 апреля, 8, 10 и 12 мая и по прикладной механике – 16, 17, 19, 24, 26 и 27 мая.

Таким образом, с 30 апреля по 8 мая и с 13 по 16 мая 1896 года экзамены не проводились, т.к. коронация Николая II состоялась 14 мая (вторник) 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Отметим, что в «родительскую субботу» экзаменов тоже не было, а вот 12 мая (воскресенье – Троица – Н.К.) они были назначены.

Правила поведения в период экзаменов в Институте были достаточно строгими. Все студенты были обязаны являться на экзамены в день экзамена своей группы. Кто не мог это сделать по уважительным причинам, должен был представить удостоверение Инспектору Института не позже 10 часов утра в день экзамена для внесения в списки для дополнительных экзаменов. Не выполнившие этого, считались не явившимися на экзамен без уважительных причин.

Студенты, не явившиеся в назначенный день на экзамен по болезни, обязаны были представить свидетельство врача о болезни в этот день. Свидетельство, предъявленное не в срок и в особенности выданное после окончания болезни, не принималось во внимание. Не явившиеся на экзамен без уважительных причин, считались не выдержавшими экзамен.

К переэкзаменовкам допускались студенты, которые не выдержали экзамен только по одному предмету. Не выдержавшие экзамены по двум предметам, или не явившиеся без уважительных причин на два экзамена, или не выдержавшие экзамен по одному предмету и не явившиеся без уважительных причин на один экзамен, к переэкзаменовке не допускались.

Громкие разговоры и прогулки студентов, как в самом помещении, в котором проходил экзамен, так и в прилегающих коридорах, не дозволялись. Экзамены и переэкзаменовки «никому и ни в каком случае не откладывались на осень».

Результаты выпускных экзаменов в 1896 году отражены в журнале комиссии, назначенной министром МНП для окончательного испытания студентов выпускного 5-го курса Института инженеров путей сообщения имени императора Александра I от 28 мая 1896 года.

Проведя в назначенные дни экзамены 89 явившимся студентам и рассмотрев составленные ими в течение года проекты по разным разделам строительного искусства и прикладной механики, а также составленные на 4 курсе архитектурные проекты, комиссия решила:

1. Руководствуясь § 15 Высочайше утверждённого 8 мая 1890 года Положения об институте и §§ 31, 34 Временной инструкции Институту удостоить диплома на звание инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом получения при вступлении на государственную службу чина коллежского секретаря студентов V-го курса Института: 1) Максимова Сергея, 2) Графтио Генриха, 3) Харламова Николая, 4) Машмеера Петра и т.д. (Евгений Паттон 34-й по списку – Н.К.).

2. На основании § 44 правил для студентов Института, утвержденным министром МПС 16 июля 1891 года, признать их достойными получения от Института знака, установленного для инженеров путей сообщения.

В важном для нас документе – рапорте Директора Института инженеров путей сообщения от 29 мая 1896 года за № 862 – мы обнаружили не только список выпускников Института 1896 года, но и итоговую экзаменационную ведомость. Вниманию наших читателей представляем впервые вводимые в научный оборот блестящие результаты выпускных экзаменов студента Генриха Графтио:

Баллы за устные ответы: механика (строительная механика, гидравлика) – 5; строительное искусство (технология строительных материалов, мосты, осушение и орошение) – 5; геодезия – 5. Баллы за проекты: практическая механика – 5; архитектурное искусство: портовые сооружения – 5, мосты – 5, железные дороги – 5, архитектура – 4,5. Сумма баллов – 59,5. Средний балл – 4,96. Старшинство – второе.

Приводим также текст диплома Г. Графтио.

Вверху, посередине листа – герб России. Далее запись:

«Диплом.

Институт Инженеров Путей Сообщения Императорского Александра I сим объявляет, что Генрих Графтiо католического исповедания, прошедший курс наук в Институте и успешно выдержавший

установленные выпускные испытания, по представлению Совета Института утвержден Министром Путей Сообщения Мая 29 1896 года в звании Инженера Путей Сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин Коллежского Секретаря при вступлении на Государственную службу. В засвидетельствование чего, согласно ст. 15 ВЫСОЧАЙШЕ утверждённого 8 мая 1890 года положение об Институте, дан сей диплом от Института Инженеров Путей Сообщения ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I с приложением печати Института.

С.- Петербург, Мая 30 дня 1896 года.

Директор Института, Инженер, Тайный Советник М. Герсеванов.

Секретарь Совета (подпись).

Исх. № 876».

В архиве сохранилась квитанция № 771 (похожая на почтовую марку, размером – 102 х 73 мм.), которая свидетельствует, что «23 Августа 1896 г. получено от Генриха Графтiо, окончившего в сем году курс Института, за изготовление диплома десять руб.». О выпускном бале директор Института М. Герсеванов сообщил в письме 29 мая В.М. Верховскому: «выпускной акт в Институте по приказанию г-на Министра назначен на четверг, 30 мая 1896, в 13 часов».

Дорога к творчеству была открыта. Получив хорошую теоретическую инженерную подготовку, Генрих Графтио стремился к практической деятельности. По распоряжению министра МПС он был направлен за границу (в Швецию, Бельгию, Северную Италию и США) «для изучения применения электричества к инженерному делу и электрической тяги на железных дорогах во всех её видах».

Находясь в командировке с июля 1896 по октябрь 1899 года, он перенимал опыт работы лучших заводов Европы и США. Возвратился Генрих Графтио зрелым, сформировавшимся инженером.

Таким образом, добросовестное обучение в гимназии, университете и институте, практика за границей заложили прочный фундамент для формирования Г.О. Графтио в первоклассного российского инженера, крупного специалиста в области электроэнергетики, гидростроительства, железнодорожного транспорта.

Представленные вашему вниманию архивные источники впервые обнародованы в нашей газете и наполнили биографию академика, главного инженера Волховской ГЭС Генриха Осиповича Графтио новым конкретным содержанием.

Н.С. КАРЕЛИН, историк

Продолжение следует

США. Начало ХХ века

За кем будущее?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: