Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 40 (959)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
628 0 (Комментариев)

Люби и знай свой край. Часть 1

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Эти известные строки Александра Сергеевича Пушкина поневоле вспомнились, когда услышала рассказ Любови Григорьевны Белоножко о путешествии по Волховскому краю.

Древнейшая волховская земля привлекает внимание краеведов, любителей истории, да и просто путешественников. Группа единомышленников, в которую входила и Любовь Григорьевна Белоножко, и которая по возрасту и составу была очень разной – от пятиклассника и до очень взрослых людей, решила выяснить очень серьёзный вопрос, а именно, «Наказ о строении кораблей на реке Сясь» Петра 1 от 22 января (2 февраля) 1702 года». Согласно этому документу, Сясьская верфь стала первой верфью будущего Балтийского флота.

Экспедиция добровольцев решила не только ознакомиться с историей этой территории, но и составить схему проложенных водных сооружений, которых в этом, как его называют местные жители «комарином крае», оказалось очень даже немало.

Вот что поведала Любовь Григорьевна Белоножко.

«Мы познакомились с каналами Петровских времён от Шлиссельбурга до Сясьстроя. Мы увидели переправы, которые требуют восстановления, и история которых полна преданий и легенд. Нас интересовала история отношений, опыт выживания, жизненные ресурсы, которые позволили в течение почти трёх веков сохранить на карте Ленинградской области самобытность и традиционную культуру «преданья старины глубокой». А всё в купе, на взгляд членов экспедиции – это возможные новые туристические маршруты: пешие, водные, исторические, паломнические, географические, этнокультурные. С этой задачей, почти государственной важности, группа и отправилась в путь-дорогу, по автодороге «Кола»: Санкт-Петербург – Мурманск.

У поворота на Старую Ладогу увидели обычного человека с очень необычным выражением лица. Картина достойная описания. Представьте, как выглядит человек, у которого ушёл рейсовый автобус прямо «из-под носа». Поза ступора, отчаяния, обиды, что водитель не подождал, хотя видел, что он старается успеть, и поиски ответа на вопрос – когда придёт следующий?; мгновенно отразившиеся на лице по принятию правильности действия по выходу из сложившейся ситуации, то есть, вся гамма эмоций была столь выразительна, что группа предложила подвезти «опоздальника».

И не пожалели. По дороге услышали рассказ о сне монаха, старинном поселении с названием Рогожа и о каналах. Купцах, которые в знак благодарности за успешные торговые сделки, подарили Храму колокол необычного малинового звона. (О неповторимости звучания и про целительную силу воздействия малинового звона есть легенда, и что был такой колокол в Святых горах на Псковщине и, что об этом чуде писал великий поэт и гражданин знаменитых Пушкинских гор). Удивились рассказу о намолённых Иконах, которые помогают не только человеку, но и целому государству в нужное время и в нужном месте, и много ещё чего интересного. Спасибо ему. И ещё. Всех на повал сразил его подарок. Из своего видавшего виды рюкзака он достал ксерокопию старинной карты, на которой была река Сясь с названием поселений прошлого столетия, которую он нам и подарил. Она-то и определила наше решение отклониться чуть-чуть от маршрута, тем более, что это было почти по пути. И это было началом неизвестного нам доселе действа, которое потом решили обозначить общим названием «паломничество».

И, если у А.С. Пушкина «подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса…», то, не доезжая до Сясьстроя по трассе Санкт-Петербург – Мурманск, взглянуть надо было на километраж и стрелку поворота. А. потому, не увидев указателя «Рогожа», но зная, что перед мостом через реку Сясь мы должны повернуть направо, так мы и сделали. И оказались на удивительной территории речного пространства и лесного массива в старинном поселении Рогожа, а дорога, на которую мы свернули, привела прямо к Храму. Голубизна и безоблачность неба совпадали с синью купола Церкви – это такая волшебная, Божественная красота! Водная гладь! Собор! Как говорят – картина маслом»! (Вообще-то село Рогожа в 135 верстах от Петербурга, в 13 – от Ладоги и в 2-х верстах от Ладожского озера).

Пока ехали, «юные ботаники», что были в нашей команде, тут же открыли верную спутницу путешествующих, книгу Николая Михайловича Верзилина «По следам Робинзона». Узнать хотелось, откуда и почему сельское поселение называется Рогожа, а не как-либо иначе. Наш попутчик – «краевед» утверждал, что название определили заросли камыша, которых здесь по берегу реки Сясь огромное количество. Да, а вот в книжке написано не рогожа, а рогоз. Это то, что мы называем камышом, растущим на краю болота. По литературно-фармакологическим источникам рогоз оказывается происхождения благородного и переводится с греческого – «дым». Цену он себе знает, потому и уважения к себе требует.

Оказывается! В крестьянском хозяйстве рогожа - кладезь полезности. Это прочная, грубая, долговечная, оригинальная хозяйственная ткань. Стебли и листья использовали на силос. Из них плели циновки и корзины, покрывали крыши, делали заборы и трости. Из прочных волокон стебля этого болотного гиганта плели канаты, верёвки, попоны, ткань для мешков, корзины, циновки, сумки. Плащи и головные уборы. Жёсткие стебли и верхние корневища рогожи использовали для получения бумаги. Были даже ульи из рогоза. Сегодня при изготовлении стекла и пластика рогожа используется как компонент, который придаёт изделию прочность.

Для питания рогоза - продукт съедобный и очень даже полезный. Из корневищ приготавливали питательную муку. Пекли хлеб и не только… Из этой же муки делали кисели. Вкусные бисквиты, пряники, сушки из рогозовой муки пользовались большим спросом, считалось, что они придают человеку силы и сохраняют молодость, потому что в сухом корневище содержится крахмал, сахар, белковые вещества. Поджаренные кусочки корневища употребляли как кофе, который поднимает тонус жизни. Былинные герои – силачи перед очень ответственными делами выпивали чудо-отвар, куда входила и рогоза.

И ещё, рогоза незаменима как лекарственная помощница в укреплении иммунитета. Ратникам давали настой для поддержания силы и духа. Рогоза - незаменимое потогонное средство, настой помогает при простудных заболеваниях, от лихорадки.

Про самые разнообразные и необычные свойства рогоза-камыша можно найти в сказках, мифах, былинах, преданиях. Это ведь из сказки – как из срезанного тростника делали дудочку – свирель, которая могла петь человеческим голосом. А это уже быль – музыканты и по сей день знают, что для флейты и кларнета вырезают «язык» или «пищик» из этого тростника.

Вот вам и «шумел камыш…». Рогоз, рогожа. Вспомнили про песню и решили, что надо бы поискать в народной копилке – фольклоре поговорки, пословицы, сказки, мифы. А пока, из того, что вспомнили жители местного поселения под названием Рогожа. «Широка рогожка, да грош ей цена», «Из кулька. В рогожку», «Своя рогожа, чужой дороже», «Рогожка рядная, что матушка родная» (это про лыковые плащи-накидки. Римские историки, описывая победы германских рыцарей, упоминали, что «в непогоду они надевали лыковые плащи» и так сохраняли здоровье своих воинов).

И ещё стало понятно, почему на Руси были многочисленные названия типа: «Рогожская застава», «Рогожский погост», «Рогожский вал», а уж деревень и поселений, чуть ли не в каждом уезде по пойме рек. Это означало, что все они образовывались на прежде заболоченных местах, а образующийся торф давал возможность жизнеспособности жилища. Сегодня, когда есть мода на всё натуральное, экологически безопасное, практическое и универсальное, то рогоз становится очень популярным. А ткань из рогожи самая востребованная у художников и декораторов для творчества.

Вот и первое открытие, не совсем по цели приезда, но в копилку информационного банка по краеведению – знания, как будущий ресурс, уже положили.

Стоя на берегу реки, глядя на ровную, безмятежную гладь, вслушиваясь в тихий плеск волны, как откровение, приходит понимание, почему здесь, и почему предпочтение отдаётся Тихвинской водной системе, куда входит река Сясь».

Любовь БЕЛОНОЖКО

Продолжение следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: