Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 41(960)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
554 0 (Комментариев)

Люби и знай свой край. Часть 3

Продолжение. Начало Часть 1Часть 2

Теперь о самой Иконе «Собор Пресвятой Богородицы» и её иконографии. Памятуя о возникших разногласиях в толковании понятий, экскурс тоже начали с вопроса: «Что такое Собор?».

К общему пониманию пришли быстрее, чем при толковании предыдущих понятий. Рифма – собор – сбор, сразу же оказалась на слуху.

Собор – от греческого – собирание. А когда батюшка рассказал о «соборном пении», то стало ещё проще понять глубинность процесса, заложенного в слове.

Хоровое пение всегда предлагает согласие, гармонию, умение слушать другого, строить благолепие звукоизвлечения, благозвучие унисона. Новым в толковании для нас было: Собор - церковный праздник в честь какого-либо Святого. Собор – свободное духовное единение людей. Собор – массовая встреча. В данном контексте – это встреча всех святых пророков, ангелов и мучеников. На том и остановились и плавно перешли к иконографии самой иконы.

Строго установленная система изображения образа Богородицы имеет сербское происхождение. В России иконография этого святого лика появилась в 14 веке, в самом западном городе древней Руси, в городе Пскове. А в Рогоже монах икону «Собор Пресвятой Богородицы» видит гораздо позже, хотя первое упоминание о деревянной церкви датируется 1550 годом. (В некоторых источниках 1582 год). Традиционно на Севере ставили два храма. Летний был деревянный и строился в местах, где проводились ярмарки. Ярмарки в Рогоже были приурочены к церковным праздникам и были богатыми и красочными. Рыба, лес, скот, пенька, шерсть и обязательно изделия из рогоза. Таков ярмарочный ассортимент.

На вопрос от юных дарований, «новоиспечённых паломников»: «Чем отличались иконы под общим названием «Собор Богородицы», какие и где, когда и кем были написаны?».

Ответ: «Вы народ технически продвинутый. Подумайте сами и поищите в интернете, а потом, общими усилиями найдём ответ». На том и расстались. А «Пиратская карта», данная в полное распоряжение, располагала к приключенческому сюжету, будоражила дух завоевателя, обещала непредвиденное, рождала ожидание искренней заинтересованности.

Тогда ещё никто не предполагал, сколько интересного, неожиданного и удивительного будет открыто в результате поиска ответа к поставленным вопросам по новым для нас темам, к которым мы изначально не имели никакого отношения. Как там, у Александра Сергеевича Пушкина: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…».

А удивляться было чему, потому что неожиданностей и открытий было много. Первое из них – иконография «Собор Пресвятой Богородицы» таит в себе множество загадок. Сайт в интернете так и называется «Икона «Собор Пресвятой Богоматери» и её загадки». (Слово иконография – икону пишу; изображение, образ; пишу, рисую, черчу.) Нашли двенадцать икон под этим названием. Цифра сакральная, как по числу Апостолов первого созыва. Второе, что захватило наше внимание – необычность мест появления Иконы, авторство, толкование библейского сюжета, при том, что в основе композиции лежит единый текст Рождественской стихиры, в каждой строке которой - определённый образ. А вся композиция в целом представляет видимый и невидимый мир, который славит Богоматерь и приносит дары в благодарность родившемуся Спасителю. Однако, каждая из двенадцати икон, имеет своё композиционное построение, что наталкивает на размышление, что при всей общности темы, каждая из них имеет свою неповторимость через нарушение строго установленной системы изображения святых образов. Отсюда и различие в толковании, как одной из загадок иконографии эти шедевров.

Так на иконе Ростовско-Суздальской школы необычная форма трона и волхвов, приносящих дары. Их интерпретируют как пастухов. Тогда, как на иконе из Успенской церкви села Варзуга Мурманской области, (сейчас икона находится в Эрмитаже) свитки песнопений Иоанна Домаскина, при однофигурном изображении молящихся, написаны не в соответствии с установленной в иконографии этого сюжета. Если по установленным канонам Пресвятая Дева держит на руках младенца, то на Псковской иконе, на её груди помещается восьмиконечная звезда с изображением Христа, которую она придерживает.

В православной иконографии есть и такой принцип: чем более значимое лицо, изображение на иконе, тем большими размерами наделяется его фигура. Но на иконе в Ферапонтовском монастыре у русского иконописца Дионисия доминантой кажется белая рубашка на младенце, которая становится источником света для всего сюжета, что вызывает неповторимое желание в погружение смысла события и восторг от гениальности написания художника-инока.

Персонификация изображения, особенности в олицетворении фигур, молитвенные традиции, присутствие божественного измерения и многое другое искусствоведы и богословы находят в каждой из этой доставшиеся нам в наследие этих икон духовную напряжённость, высшую мудрость, божественную сущность, устоявшиеся нравственные и художественные идеалы Руси той эпохи.

Третье, что озадачило, а потому потребовало нестандартного подхода в поисках решений, а именно – места расположения и Храмы нахождения Иконы. Оказалось, что все они из Северо-Западного куста России. И хотя самой старинной, по времени появления Иконы «Собор Пресвятой Богоматери», принято считать икону из самого западного города Руси города Пскова, то начало территории её расположения нужно вести с Кольского Севера, конкретно от села Варзуга, что рядом с Белым морем. А далее география расположения Святого Образа представлена так: Великий Устюг, Феропонтово, Карелия, Обонежье, Кемь, Кондопога, Кижи, Тверь, Кострома, Ростов Великий, Муром, Ярославль. А потом, когда составили карточки на каждое изображение с указанием времени и места появления Иконы и приложили к «Карте Санкт-Петербургской губернии Ф.Ф. Шуберта 1834 года», то получили неожиданную, но впечатляющую картину. Оказалось, что все «местоположения» иконы «Собор Пресвятой Богородицы» и время их появления явно не случайные. Это могли быть знаки свыше, по непостижимому нам, но очень точно придуманному замыслу всевышнего, своего рода обереги для этих мест. Собранная картинка стала аргументом для утверждения, что расположение храмов, монастырей, погостов, поселений на протяжении всех речных, водных систем сопровождается именно этой Иконой, а её предназначение, с точностью функционального назначения, собрать, объединить, а ещё и защитить. Подтверждением тому, икона «Собор Пресвятой Богородицы» в Пскове. Даже когда Новгород уже был под властью шведов, то город Псков, при многократных попытках захватить и этот стратегический пункт Руси, не был пленён супостатами. Спасти город и обрести свободу от захватчиков, псковичам точно помогла Икона. (Про это и местные экскурсоводы говорят).

Но наши любопытствующие – «глубоко копатели» пошли дальше. Им показалось, что если соединить географические точки расположения Икон «Собора Пресвятой Богородицы» на карте, то вполне вырисовывается очертание Креста. А уж это точно послание свыше.

Икона «Собор Пресвятой Богородицы» - это своеобразная охранная грамота на все времена и на очень важные добрые дела. И по нашим соображениям, таким архиважным делом вполне мог быть ещё один из торговых водных путей, освоенных предками ещё задолго до появления грандиозного замысла Петра 1 о соединении Невы с Волгой. (Проект 1707 года «Тихвинский путь от Ладоги до Волги). И если теперь приложить адреса обителей Иконы «Собора Пресвятой Богородицы» к той, подаренной нам «пиратской карте», то все они укладываются в один экономический и стратегический речной торговый путь с Северо-Запада на Волгу. И начинаться он мог глубоко на Севере. А это уже тянет для нашей экспедиции на открытие. Ведь могла же быть здесь ещё какая-то водная артерия, про которую в популярных летописных изданиях и свитках сведений нет, а в сказаниях и морских байках вполне можно найти. В летописных источниках есть даже прямое указание на то, «что первая из трёх цивилизаций – это речная как одна из важнейших, состоящих из многочисленных живоносных ручейков кровеносной системы развития экономики». А поэтому, знакомый нам из учебного курса «Путь из варяг в греки» явно был не единственным в этих краях! По совокупности факторов вполне позволительно продолжить гипотезу, что точки расположения Икон «Собора Пресвятой Богородицы» формируют, и вполне возможно, определяют ещё один из возможных торговых путей Северо-западного направления.

Может быть, в перспективе попытаться найти древнюю, доисторическую подлинность факта существования такого пути. То, что по реке Сясь он был короче, чем по реке Волхов – это факт, хотя сам Великий Новгород и стоит тоже на седом Волхове. (А от Ладоги до Волги всего-то несколько миль). Этот предполагаемый водный маршрут экономичнее, потому что меньше перевалов и порогов, а потому и меньше затрат на перегрузку и «волок», на простои в осенне-зимние сезоны. Осадка судов на этом водном ресурсе позволяла пересаживаться на меньшие ладьи, а при наличии частых поселений по берегам реки, использовать «конную и гужевую тягу», что в итоге отражалось на цене товара. Немаловажным аргументом в пользу этого пути, конечно же, это безопасность груза от разбоя, вандалов, мародёров, лихих людей.

«Шлюзы» для фантазий были открыты. Простор безграничен и составляющие его тоже: вода, икона, погост, торговля, купцы, Монастыри и Храмы. Обстановка способствовала к высказыванию всех и всему что втемяшилось в мозговые извилины от новизны информации и ощущений. Одним словом - рифмой: «Крыша едет не спеша, тихо шифером шурша….».

Возникшие предположения, смелые домыслы, (пока необоснованные), стали почвой заоблачных фантазий и необходимости погружений в исторический материал для реальности воплощения, или проверки их несостоятельности. И ещё тот самый загадочный сувенир. «Ох. Уж эта пиратская карта» времён княгини Ольги с подробным указанием поселений (погостов), описанием принадлежности хозяйствующих субъектов. (Куда же без пиратских тайн, соблазнов, опасностей и «героического» их преодоления в наш просвещённый век, век медиакомпьюторного, клипового мышления и игромании?).

При всей своей первоначальной бредовости, сама идея требовала осознания, размышления, принятия или опровержения. Мысль же есть различение, а различение предполагает умение выбирать, а выбор предполагает решимость сказать «нет», или обосновать и доказать своё «да». А по каким признакам высказанные суждения стоит всерьёз рассматривать наше «гениальное» открытие? Конечно же, в выдвинутом предположении было много «белых мест и пятен», даже противоречий и неясностей, однако, сама сущность понравилась всем. В качестве предложений было такое. Создать свой поисковый штаб, задача которого найти и просветить остальных членов команды с материалами об истории икон, побывать по этим адресам и на месте почувствовать и убедиться, а, может быть, попытаться раскрыть и решить загадки, которые и для других будут увлекательными и интересными.

А вот то, что Икона с Образом Пресвятой Богоматери духовно помогала (и в выполнении «Наказа» о строительстве кораблей для государственного, регулярного флота; и в прокладывании торговых путей; и в возникновении и освоении территорий; и в выживании человека, становлении и укреплении контактов; и в становлении православия; то есть во всём, что формирует историю христианства, суверенитет государства, да и во многом ещё чего) – единодушны были все. В результате сочинили коллективный «шедевр». Стихоплёты из нас некудышные, но за то, от всей души. А потому оставили всё как получилось.

Есть икона, что плывёт.
Помогает, бережёт.
Красотою образ блещет.
А враги пред ней трепещут.

Поэтический опус был завершён и все дружно отправились к батюшке в Рогожу. (Отец Александр приезжает в обитель на субботние, воскресные дни и на праздничные богослужения).

Служба завершена. Здание Храма - Собора не такое величественное и помпезное, как в городе. Деревенская обитель – это как твой родной кров: сени – приход - вход и сразу попадёшь в пространство

духовного, красочного пока не очень знакомого тебе мира, где всё впечатляет и всё интересно. У входа, напротив свечной лавки, полки с книгами, журналами, газетами. Как в избе-читальне. Взял, почитал, верни для других. Спросили: «Откуда»? Ответ прихожанина: «Все приносят». И «Библия», «Псалтирь», «Молитвослов», «Иоанн Златоуст», Серафим Саровский, Паисий Святогорец, Антоний Сурожский, и даже Кураев, и много книг для детей.

Любовь БЕЛОНОЖКО (Яшина),
профессор, кандидат педагогических наук, доцент

Продолжение следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: