Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 36 (955)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
826 0 (Комментариев)

Люби и знай свой край. Часть 5

Продолжение. Начало Часть 1, Часть 2Часть 3, Часть 4

Почему купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин тогдашней столицы Санкт-Петербурга Михаил Ертов оказался единственным вкладчиком при возрождении-строительстве Храма в Рогоже? Неожиданно, но ответ нашли в альманахе «Философский век» в публикации под названием «Житие раба божияго Ивана Давыдовича сына Ертова им писаное».

Семья и правда, была необычная. Пересказывать «Житие» не будем. Сам автор, младший брат Михаила Давыдовича, отдавая дань традиции родословной, какое-то время тоже служил по торговой части, но занятия литературой, историей, наукой, философией, астрономией были предпочтительней, что и определило его дальнейшую судьбу. К слову сказать, в купеческом сословии Руси, имеющиеся финансовые, социальные, экономические возможности нередко способности какого-либо члена семьи решались в пользу предпочтений от природы данной одарённости, что впоследствии, оборачивалось благом не только для фамилии, но и для государства. Так, из московского клана купцов Алексеевых Отечество получило знаменитого режиссёра Станиславского Константина Сергеевича и всемирно известный театр МХАТ. Дед Антона Рубинштейна – Рувин Рубинштейн тоже был купцом из Житомира. А, светоч православия Руси батюшка Серафим Саровский? «Происхожу по плоти из купеческого звания и до 17 лет в Курске по милости Божией торговал».

И таких примеров из истории дореволюционной России было немало.

То, что младший Ертов увлёкся литературой, на то были веские причины. Поэтический бум, охвативший европейские державы и докатившийся до России, реализовался у нас в многочисленных литературных кружках, обществах, собраниях, товариществах. Борьба за новую литературу, за молодых литераторов – единомышленников было ярким явлением и всеохватывающим. Литературные сообщества свою деятельность осуществляли не только в обеих столицах, но и за пределами оных. Их было много, с названием и без.

Благодатная почва и имеющиеся способности отразились на судьбе Ивана Давыдовича. Членство в Вольном обществе любителей словесности он себе обеспечил. Про его взаимоотношения с А.С. Пушкиным нам неизвестно, но уважение к гению Ивана Давыдовича было неизменным. На заседаниях «учёной республики», так именовали себя члены общества, неоднократно зачитывались и с пристрастием обсуждались новые сочинения поэта. А Василий Львович Пушкин - дядя поэта - был одним из организаторов этого литературного содружества и очень гордился своим даровитым племянником, приглашая его на поэтические сходки.

В окружении таких личностей как И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Ф.И. Глинка, сыновья Василий и Николай Радищевы и ещё многих не менее знаменитых фамилий и имён общей численностью 240 человек, младший Ертов, имеющий способность к сочинительству, явно там формировал своё литературное дарование, тяготение к истории и астрономии.

Историю делают люди. Однако они делают её не так, как им вздумается, а лишь сообразуясь со сложившимися обстоятельствами и своими возможностями. А у купеческого люда и возможности были, и финансы позволяли. Государевы люди этой эпохи, к коим относился и купеческий род Ертовых, по долгу своего статуса, откликались и участвовали в благотворительности как одной из форм самореализации и самоутверждения. (Если налоги оплатил все, то благотворительные взносы налогом не облагались). Может быть, именно поэтому и жертвователей было немало. Гражданственность, свобода выбора в пользу Отечества при принятии решения участвовать в богоугодном деле и не пожалеть вносимую сумму денег, зная цену каждого рубля для торгового дела, были залогом публичности этих людей.

Атмосфера семьи – это как генетический код рода передаётся и выражается в действиях, поступках, интересах, мотивах и во многом ещё. Так ли это у фигурантов нашего повествования?

Спросить у Михаила Давыдовича теперь уже никто не может. Хотя представители современного компьютерного поколения, продвинутые исследователи, слышавшие про телепатию и разговорные контакты, тут же предложили провести спиритический сеанс, или «магнетические опыты» с вызовом духов, так модный таинственный атрибут светского досуга той эпохи. Но потом от этой затеи отказались – и время не то, да и место не то. Да и занятие это бесовское, и ни к чему хорошему не приведёт.

Сегодня исторические реконструкции являются лучшим продуктом событийного, интерактивного туризма. Опыт участия в подобных мероприятиях у нас уже был. Сцена беседы как одна из составляющих метода «Реконструкции» вполне уместна. Спросили – ответил.

«- Вы почему решили помочь храму?

- Я купец, предприниматель. А это особый класс почётных людей в государстве. Наш род уже не одно десятилетие пребывает в высшей гильдии этого сословия, имея право на вольное передвижение по всей стране, разрешение на заграничную торговлю, на владения морскими судами, иначе, имея «паспортною льготою», при уставном капитале от 50 тысяч, согласно Указу матушки Екатерины 2-й, «должон и обязан радеть за жизнь и процветание страны». А «Манифест о купеческих товариществах и компаний! Ежегодно уточняет о моих и родовых вкладах в благотворительность и попечительство. И что я отвечу? А я отвечу, что пожертвовал тысячу рублей на благое дело в селе Рогожа, что на реке Сясь, на возрождение Храма Пресвятой Богородицы с любовью и почитанием. А любовь требует величайшей ответственности, отдачи, жертвенности».

Ещё вопрос? «Колокол-то как оказался в этих краях? Он же в Стокгольме отливался, да и времени уже прошло чуть больше века? И правда ли, что он был изначально малинового звона?»

Ответ: «Мы люди православные, да и Храму без колокола нельзя. А то, что лили его у шведов, то это дань моему прадеду. Он из тех мест был. На всё божие благословение».

Вопрос: «А православные – это как?»

Ответ: «Правильно славить Бога – православие».

Вопрос: «Правильно – это что значит?»

Ответ: «Хранитель земли Русской святой Александр Невский как говорил: «Бог не в силе, а в Правде.

А она, правда, всегда непобедима. Корень-то у этих слов один. Живи по правде и по совести и будешь православным».

Достойный ответ, требующий глубокого осмысления и осознания.

«Ищите и обрящете». Легко сказать, но не просто сделать. Столько трактовок в интернете! А ещё в словарях! Утонешь в поисках. Чтобы не брать на себя грех отчаяния, пошли уже по проверенному способу – искать смысл в корне самого слова. А корнем в слове «совесть» будет – весть. Тогда и совесть – это весть о себе. Так просто, что даже сами удивились. А, ведь, и правда! «Живи по чести и по совести». Заботиться о чести, то есть о добром имени, должен каждый. «Честь считается неоценимым благом, и доброе имя часто расчищает путь ко всем земным благам», - так писал Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости». Вот поэтому, каждый здравомыслящий человек, который в твёрдом уме и трезвой памяти, никогда не хочет, чтобы о нём говорили худо. Любому это неприятно. И потому, чтобы о тебе весть была хорошей, то для этого надо жить по законам нравственного благополучия, которые изложены в книгах нашего Бытия, то есть в Заповедях. А где изложены Заповеди? – В Нагорной проповеди. А она где? – В Библии. А значит это только одно – открывай, читай, размышляй, изучай и следуй. Вот тебе и путеводитель – сперва тропинка, а потом и дорога к Храму, а значит и к Богу.

Л. БЕЛОНОЖКО
Продолжение следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: