Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 30 (949)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
595 0 (Комментариев)

Волхов – город металлургов

Совсем ещё недавно наш город был городом металлургов. Волховчане ждали этот профессиональный праздник, потому что практически каждый житель, так или иначе, связан был с волховским алюминиевым заводом имени С.М. Кирова. А как начиналось строительство? Давайте вспомним.

Вблизи Волховской ГЭС, построенной по плану ГОЭЛРО, в 127 км от Ленинграда 4 июня 1930 года состоялась официальная закладка первенца алюминиевой промышленности СССР - волховского алюминиевого комбината. Комбинат проектировался в составе электролизного завода, оборудованного ваннами на силу тока 23 тысяч ампер с обожжёнными анодами, и глиноземного завода годовой производительностью 12,5 тысяч тонн глинозема. Первоначальная проектная мощность комбината была 6 тысяч тонн алюминия в год; позднее её решили увеличить до 15 тысяч тонн.

Строительство волховского завода возглавлял инженер А.С. Сотников. Первым директором завода был B.C. Татарийский, техническим директором Ю.В. Баймаков. Строительство первенца алюминиевой промышленности было трудным. И не только потому, что советская республика не располагала достаточными техническими средствами, но и потому, что волховский алюминиевый комбинат - это только одна из многих важнейших строек, которые в те годы поднимала страна. Не хватало самого необходимого - одежды, обуви, инструмента. Рабочие лопатами и ломами рыли котлованы под фундаменты, крестьяне окрестных деревень на грабарках свозили собранные на полях камни, плотники воздвигали леса, а каменщики начинали кладку стен сразу же, как только первые метры фундамента ложились в землю.

Строители знали – не смотря ни на что, комбинат должен быть построен и пущен в самые короткие сроки. На помощь строителям постоянно приходила ленинградская партийная организация, возглавляемая в то время С.М. Кировым, и промышленные предприятия Ленинграда. Правительственная комиссия 12 мая 1932 г. приняла электролизный завод в эксплуатацию. Торжественное открытие завода состоялось 14 мая 1932 г. при первой выливке алюминия из электролизёров. Эта дата стала днём рождения промышленного производства алюминия в Советском Союзе.

В освоении производства алюминия активно и творчески участвовали молодые советские инженеры, ставшие в дальнейшем руководителями алюминиевой промышленности - А.И. Самохвалов,

впоследствии первый нарком цветной металлургии, А.А. Гайлит, долгое время бывший главным инженером Главалюминия, М.К. Рюмин, ставший директором Богословского алюминиевого завода, а также Я.С. Шварцман, Л.Н. Лысенко, П.Д. Слепков и другие.

В августе 1933 г. был закончен пуск всей первой серии электролизёров ВАЗа, а в апреле-декабре 1934 г. - второй серии. Первоначальная мощность электролизёров ВАЗа была 23 тысячи ампер. Но в дальнейшем, процесс электролиза интенсифицировали, сила тока возросла и в 1939 году достигла 32 тысячи ампер. Одновременно улучшились технико-экономические показатели работы электролизёров: снизился удельный расход электроэнергии, фтористых солей и анодов.

Одновременно с проведением исследований и опытно-заводскими испытаниями подготавливались кадры инженерно-технических работников и рабочих для нового глинозёмного производства. Основной базой подготовки инженерных кадров были ленинградские Политехнический институт имени М.И. Калинина, Электротехнический институт имени В.И. Ульянова-Ленина и Горный институт имени Г.В. Плеханова. Подготовку мастеров и рабочих осуществляли на курсах и в кружках техминимума. В сентябре 1932 года на ВАЗе был получен первый глинозём. Освоение проектной мощности глинозёмного цеха сопровождалось значительными трудностями, к числу которых следует отнести недостаточную изученность процесса и свойств материалов, необходимость выявления в процессе освоения производства оптимальных режимных и технологических показателей и соответствующей корректировки проектных решений, освоение производства в зимних условиях, неопытность инженерно-технического персонала и рабочих. В июле 1933 г. глинозёмный цех превысил проектную мощность. Много сделали в то время для развития завода технический директор, в будущем профессор Ю.В. Баймаков, инженеры Г.В. Друцкая, А.И. Кооль и другие. Результаты выполненных работ показали возможность промышленного производства глинозёма из высококремнистых бокситов по способу спекания и были использованы при дальнейшем развитии отечественного глинозёмного производства. При последующем сооружении Тихвинского (Бокситогорского) глинозёмного завода увеличенной мощности был принят усовершенствованный способ спекания с мокрой шихтоподготовкой, разработанный под руководством В.А. Мазеля.

Вскоре стало ясно, что открытые в стране месторождения бокситов не могут удовлетворять потребности быстрорастущей алюминиевой промышленности. Уже в 30-х годах перед учёными возникла

проблема использования другого алюминиевого сырья - нефелинов. Эта проблема решалась на волховском заводе. Решение об использовании нефелинов в алюминиевой промышленности было принято в январе 1938 г. На этот вид сырья переводился волховский алюминиевый завод. Началась его реконструкция, окончание которой намечалось на 1941 г. Но нападение гитлеровской Германии на нашу страну сорвало эти планы. Завод, оказавшийся в непосредственной близости к районам военных действий, был срочно демонтирован, а наиболее ценное оборудование эвакуировано на Урал.

В заводских помещениях разместились мастерские, обслуживающие фронт. Война ещё продолжалась, когда в цехах волховского завода началось восстановление алюминиевого производства под руководством А.М. Яичникова и А.М. Анурова. Самоотверженным трудом рабочих, инженерно-технических работников и всего коллектива завод был восстановлен и в сентябре 1946 г. выдал первый послевоенный алюминий. В том же году Гипроалюминий выполнил проектное задание по реконструкции производства в связи с переходом на переработку нефелинового сырья. В 1949 г. работы по реконструкции закончились, и на волховский алюминиевый завод прибыл первый эшелон с нефелином. К 1954 г. техническая проблема комплексной переработки нефелина впервые в мировой практике была успешно решена.

Одновременно началось производство высококачественного поташа, что дало возможность не только отказаться от импорта поташа для хрустальной и других отраслей промышленности, но и экспортировать его за границу. Отходы производства - белитовый шлам - оказались превосходным сырьём для портландцемента, производство которого было начато еще в 1932 г. В 1957 г. главный комитет Всесоюзной промышленной выставки наградил коллектив волховского алюминиевого завода дипломом I степени за освоение комплексной переработки нефелина, а группе работников - И.Л. Талмуду, В.П. Почивалову, О.Н. Захаржевскому, В.А. Крочевскому, Ф.Н. Строкову, Н.И. Владавцу была присуждена Ленинская премия.

В последующие годы завод постоянно расширялся, а его производственные процессы совершенствовались, и он по праву считался крупной научно-исследовательской лабораторией алюминиевой промышленности. В 1962 году на нем в опытном порядке была модернизирована часть электролизных ванн для рафинирования металла и освоен выпуск плоских слитков из алюминия высокой чистоты для производства фольги. Разработкой способа электролитического рафинирования алюминия ещё с 1938 г. занимались работники завода вместе с сотрудниками ВАМИ под

руководством профессора В.М. Гуськова. В результате многочисленных технических экспериментов был получен металл чистотой 99,999%, а в 1951 году — построен и введён в эксплуатацию промышленный корпус по его производству. За разработку и организацию производства металла высокой чистоты в том же году группе специалистов была присуждена Государственная премия СССР. Среди её лауреатов - профессор Ленинградского горного института В.М. Гуськов, главный инженер завода Г.И. Гарбарчук и мастер смены В.М. Ткачёв. В результате модернизации оборудования по получению первичного алюминия производительность предприятия увеличилась более чем в два раза. В первые годы работы в цехах завода многие операции выполнялись вручную. В дальнейшем механизмы заменили человека при обслуживании электролизных ванн, на погрузке, обработке алюминиевых слитков и на других трудоёмких участках производства.

20 февраля 1958 года по инициативе директора завода И.Л. Талмуда Совет Министров СССР принял решение о строительстве на ВАЗе комплекса химических производств. В этот комплекс вошли цех серной кислоты, цех фосфорной кислоты и двойного суперфосфата, а также цех фтористого алюминия и криолита.

Одновременно с цехом серной кислоты шло строительство цеха по производству концентрированного минерального удобрения, двойного суперфосфата. Производство по такой технологической схеме, какая была применена на ВАЗе, в нашей стране ещё не существовала, поэтому начавшийся в конце 1964 года пуск нового сложного цеха происходил с большими трудностями. Несмотря на это, 19 декабря 1964 года с системы № 4 в операционном отделении были получены первые гранулы минерального удобрения. Летом 1963 года начальником ещё строящегося цеха был назначен Пётр Васильевич Федорин… В 1974 году П.В. Федорина назначили директором волховского алюминиевого завода. Он возглавлял предприятие 14 лет. За многолетний плодотворный труд П.В. Федорин был награждён правительственными орденами, знаками «Лучший изобретатель МЦМ СССР», «Почётный металлург» и «Почётный химик», избран академиком Санкт-Петербургской инженерной академии и удостоен звания «Почётный гражданин города Волхова».

1 августа 1978 года министр цветной металлургии страны П.Ф. Ломако прикрепил к заводскому знамени орден Октябрьской революции. В указе Президиума Верховного Совета СССР подчеркивалось, что ВАЗ награждён «За заслуги в развитии отечественной алюминиевой промышленности, разработку и внедрение в производство новых высокоэффективных технологических процессов».

Волховский алюминиевый завод стал кузницей квалифицированных кадров. Советское правительство наградило наиболее отличившихся работников завода. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено бригадиру электролизников И.Я. Могутову. Орденами и медалями награждено более 140 человек. Десятки инженерно-технических работников завода направлялись на руководящие посты в различные уголки страны, где создавались новые предприятия алюминиевой промышленности.

Сейчас наш первенец уже не алюминиевое производство. Достойными продолжателями стали сотрудники волховского комплекса «ФосАгро». Но, волховчане помнят свой завод, помнят, как на нём работали. А сегодня и многие их дети  трудятся на той же территории, продолжая славные традиции промышленников. И праздник День металлурга не канул в лету. Мы поздравляем металлургов с праздником, ветеранам желаем здоровья, благополучия и счастья.

К печати подготовила
Лариса СОЛОВЬЁВА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: