Новоладожский музей: 35 шагов истории
В гардеробной зоне музея Суворова в Новой Ладоге размещены масштабные фотографии, иллюстрирующие путь развития суворовской мемории. Настоящим двигателем этого движения стала деятельность Владимира Николаевича Грусланова. Он — боевой офицер, неутомимый собиратель и коллекционер, знаток наследия А.В. Суворова. Рождённый за 6 лет до начала ХХ века, уроженец Буйнакска, он рано осиротел. Участник I Мировой войны, четырежды Георгиевский кавалер.
Оказавшись в 1920 г. в Петрограде, стал активно пополнять Музей Великой Октябрьской Социалистической Революции актуальными для него материалами. В самом высоком смысле заболел музейным комплектованием.
В Великую Отечественную войну воюет на Ленинградском фронте, освобождает Прибалтику, Польшу, доходит до Берлина. На одной из известных фотографий, размещённых в интернете, мы видим его с группой советских офицеров в торжественном построении в Тиргартене, запечатленных перед передачей знамени Победы коменданту Берлина для дальнейшей доставки его в Москву. На его груди 4 Георгиевских креста, орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». К тому времени он помощник начальника исторического отдела Артиллерийского исторического музея Красной Армии.
Владимир Николаевич уже успел открыть музей А.В.Суворова в Кончанском, что на Новгородчине. Первыми посетителями дома-музея Суворова на только что освобождённой он фашистов земли стали воины Волховского фронта.
Периодом Великой Отечественной войны датируется и активная переписка Владимира Николаевича с новоладожской городской администрацией, она составляет 4 папки прошитых документов. В первом же письме председателю новоладожского городского совета, датированном 10 апреля 1944 года, Грусланов напоминает, что поднимал перед А.М. Фадеевым вопрос о создании в Новой Ладоге музея, посвящённого жизни и деятельности А.В. Суворова. Он пишет: «Война прервала дальнейшую работу в этом направлении. Я ушёл на фронт, в боях за Родину был трижды ранен и, находясь на фронте, не покидал мысли о создании Музея Суворова в Измаиле и Новой Ладоге, для чего в течение многих лет собирал и собираю экспонаты и литературу».
Из материалов дела следует, что в июле 1944 года В. Грусланов, находясь в командировке в Новой Ладоге в должности помощника начальника исторического отдела Артиллерийского музея Красной Армии, осмотрел все здания, связанные с Суворовым, прочитал две лекции и разместил в местной газете «Сталинская правда» и органе ЛВФ две статьи на тему «Суворов в Новой Ладоге».
Грусланов сталкивается с неоперативностью ответов и действий. В условиях войны городской власти не до создания музея. Грусланов, создавая общественное мнение на месте, неустанно обращается в разные инстанции для ускорения свершения задуманного. Он пишет в Волховский райисполком и даже председателю ленинградского Облисполкома Попкову.
Получив пассионарный груслановский толчок, предгорисполкома Новой Ладоги Фомина обращается за содействием в подборе экспонатов к директору Эрмитажа, в комитет по охране памятников старины, в книжную палату, в публичную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина, в государственный Русский музей. Сменивший её на этом посту предисполкома Степанов продолжает направлять письма академику Орбели — директору Эрмитажа, Игорю Грабарю — директору академии Художеств, Серову — председателю ленинградского областного Союза художников, председателю Союза писателей, известнейшим отечественным коллекционерам, букинистам, медальерам Соколову и Харитонову.
С марта 1946 года Грусланов начинает, как сейчас бы сказали, «продвижение проекта» установки серии из четырёх мемориальных досок: на здании Офицерского собрания, на здании казарм, на здании церкви св. Георгия, к пристани на р. Волхов.
Через два месяца главной темой переписки и активности становится подготовка к закладке памятника на месте дома проживания А.В. Суворова.
Отдельным вопросом груслановской мистификации или были остаётся вопрос «была ли пушка». В книгах В. Грусланова, написанных в соавторстве с М. Лободиным, публикуется рассказ о пушке суворовского периода. Дело представляется, что к находке этой пушки (её ствола) был лично причастен В.Д. Грусланов. В материалах переписки содержится несколько упоминаний. Первое – это просьба о доставке в Музей ствола полковой пушки, найденной Груслановым в 1944 году на территории казарм Суздальского полка (апрель 1946) за подписью начальника Артиллерийского Исторического музея Красной Армии полковника Куске. Второе – посткриптум письма Грусланова этого же периода: «Отыскивайте пушку». Третье – записка председателя Новоладожского горсовета Степанова: «Уважаемый Владимир Николаевич. Высылаю Вам выписку из протокола заседания Новоладожского горсовета, которое проходило в Вашем присутствии, сообщаю, Вам, что пушка, найденная в Новой Ладоге цела и невредима, находится на сохранении в Горкомхозе у тов. Кострова Н.П. Помещение по открытию музея подбираем, с мая месяца начнем подготовку площадки, где будет установлен памятник. С приветом к Вам Председатель Горсовета Степанов». Четвертое – официальное письмо-анкета о суворовских мемориях, написанное М.М. Степановым в ответ на запрос Института истории Академии Наук СССР.
Памятник-бюст А.В. Суворову был открыт 19 сентября 1948 года. Он отливался на скульптурно-формовочной фабрике «Ленизо» по модели Артиллерийского Исторического музея Советской Армии в Ленинграде. Об этом свидетельствует договор от 5 августа 1947 года.
Одновременно с открытием памятника на исторических зданиях установлены мемориальные доски – временные, из железа.
Очень значимым подарком для будущего собираемого музея стал пастельный портрет А.В. Суворова, выполненный старейшим русским художником Владиславом Матвеевичем Измайловичем (1872-1959). Он датирован 8 сентября 1948 г. (11 дней до открытия памятника).
На открытии памятника в Новой Ладоге присутствовал и Тихон Ильич Воробьёв, тогда начальник Исторического отдела Артиллерийского музея. Ему, как автору находки «Полкового учреждения», это событие было особенно дорого. Через некоторое время он откликнулся письмом в Новоладожский горисполком, в котором по-военному чётко пояснил, как нужно отобрать, документально подготовить, упаковать и забрать музейные предметы из Артмузея. Это, пожалуй, был старт конкретным действиям.
18 мая 1950 года музей Суворова в Новой Ладоге открылся. Он занимал три помещения на первом этаже дома так называемых «суворовских казарм» на Пролетарском канале. В основе экспозиции были те предметы, которые можно увидеть сейчас в нашей экспозиции. Были и другие предметы, которые не дошли до нас – монеты, оружие, шинель, офицерские шейные знаки.
Согласно справке, составленной А.Ф. Шляховым, музей ликвидируется 15 декабря 1951 года распоряжением предгорисполкома Кузьминой. По выводам Шляхова, музей просуществовал 3 года и 3 месяца. На самом деле, ещё меньше, т.к. Александр Федорович изначально ошибался в дате открытия (он брал 1948 год, а надо 1950 год). В любом случае, это крайне мало. Музей закрыли с передачей фондов… в новоладожский Дом культуры, под ответственность Семёна Александровича Ошерова. Только через 7 лет, в марте 1959 года сохранившиеся экспонаты директором ДК передаются в среднюю школу Марии Александровне Худяковой – учительнице, библиотекарю, воспитателю.
С личностью Марии Александровны Худяковой связано очень творческое педагогическое начинание. Она создала в школе клуб юных коллекционеров – КЮК. Этот клуб не носил характер локального кружка, а стал массовым объединением. Учащиеся коллективно коллекционировали марки, значки, этикетки, открытки, монеты, репродукции. Пополняя школьную коллекцию, они делали сообщения на заседаниях клуба. Вёлся учёт коллекционных материалов, а сами авторы находок получали баллы. На пятилетие КЮК организовали большую отчётную выставку, пригласив гостей. Среди гостей был и крупнейший отечественный филокартист Николай Степанович Тагрин. Именно он запечатлён на снимке. А рядом – пионерка Галя Королёва. Это Галина Петровна Стерликова. Она с нежностью и любовью вспоминала Марию Александровну Худякову.
Между тем, общественное настроение очень приветствует создание музея. Активисты, журналисты размещают статьи о музейной эпопее, бывший председатель Суворовской комиссии призывает к сбору экспонатов.
В ноябре 1964 года открыт музей в 3 комнатах с тематикой: А.В. Суворов, Великая Отечественная война, промышленные предприятия Новой Ладоги, через три года выносится решение именовать музей как «историко-краеведческий музей средней школы».
С 1970 года ставится вопрос о художественном оформлении музея в формате Договора завода «Лаконд» с комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ). Музею отводится второй этаж купеческого особняка на Пионерской улице. Фонды хранит учительница Анна Ивановна Кузина.
Ещё 17 долгих лет будет рождаться государственный музей. В его биографии будет и встроенная прописка в Староладожский музей – на правах Новоладожского сектора, и мобилизация сил новоладожских предприятий, чтобы всем миром отремонтировать здание. Будет и написание тематико-экспозиционных планов, и переписка с людьми – носителями истории, и сбор предметов, и передачи, и взаимное параллельное существование с крепким музеем боевой славы восьмилетней школы, и многочисленные административно-правовые вопросы.
Но всё-таки, 7 ноября 1987 года, к 70-летнему юбилею советской власти, в Новой Ладоге появился историко-краеведческий музей. На торжестве перерезания заветной ленточки у входа стояли Людмила Александровна Губчевская, Александр Иванович Воронин, Галина Ивановна Вавилина, Алексей Николаевич Суханов, Борис Васильевич Кукшегоров.
Но Александра Федоровича Шляхова на этой фотографии нет. А, между тем, он, будучи научным сотрудником Новоладожского сектора Староладожского музея сделал всю работу по ремонту здания, общаясь с руководителями города и предприятий, написал тематико-экспозиционный план, работал с оформителями, ездил в архивы, переписывался с ветеранами, собирал экспонаты. Его по праву, учитывая объём полномочий, можно назвать первым директором музея. Хотя в его трудовой книжке сделана запись об увольнении за десять дней до открытия музея. Нервы не выдержали.
А.Ф. Шляхов – человек военного поколения (1922-2011). Он уроженец Тихвинского района, деревни Новая. Семья Шляховых перебралась в Волхов, где Александр окончил семилетку. Как и отец, Саша решил быть железнодорожником, поступил в железнодорожный техникум. Однако его не закончил, так как его, как одного из лучших учащихся, направили в Ленинградское артиллерийское училище. После ускоренного курса молодой лейтенант попадает на фронт, с 1943 года воюет на Брянском фронте. После контузии в 1944 возвращается к родителям в Волхов, его задействуют на оргработе. В Волхове же знакомится со своей второй половинкой – Ольгой Степановной, с которой проживёт 66 лет.
В 1945 году Александр Михайлович Мутовкин, создатель Новоладожских судоремонтных мастерских, переманит его в Новую Ладогу. В дальнейшем вся трудовая жизнь Александра Фёдоровича до выхода на пенсию будет связана с Новоладожским судоремонтным заводом. Он пройдёт путь от нормировщика до заместителя директора по кадрам. В бытность Александра Фёдоровича начальником котельного цеха при испытании котла взорвался вар, в результате он получил обширный ожог лица. Последовало несколько операций по пересадке кожи. Дефект кожи интерпретировался иногда ладожанами, как последствие горения в танке, эта легенда оказалась живуча. Совсем недавно приходил в музей мужчина и говорил на полном серьёзе «о нашем старом директоре-танкисте». Александр Фёдорович вышел на пенсию в 1979 году, а уже в начале 1980 года работал в музее. Сидеть без дела не мог.
Эстафету работы в музее перехватила Зоя Петровна Бушуева. Первые посетители, первые экскурсии, а при этом и сбор экспонатов, и уборка. Директор, смотритель и уборщик в одном лице. Добровольный помощник – сын — инвалид детства, который не отходил от мамы ни на час. Зоя Петровна – тоже человек военного поколения (1921-2006). На год старше Александра Фёдоровича. До осени 41 года работала учительницей, потом – медсестрой в госпитале. В 1944 году снова привела первоклашек в школу, опекала их по-матерински: ведь кто-то из детей уже знал сиротство. В Новоладожской школе отработала 28 лет, всего – 41 год. Краеведческой работой увлеклась в школе, была лектором от общества «Знание».
Сотрудников следующего музейного поколения вы знаете. Многие из них и сегодня плодотворно работают.
Клавдия Ивановна Сметана. Новоладожский музей вошёл на правах филиала в Областной музейный центр. Проведена большая работа по реставрации собранных предметов. Задышала экспозиция на втором этаже купеческого особняка. После заведывания филиалом К.И. Сметана работала в библиотеке Староладожского музея.
Наталья Драгишевна Чеховских. Научный сотрудник музея. Научный сотрудник – это универсальный работник. Организация выставок, пополнение фонда, экскурсионная работа, разработка тем. Перешла на работу главным хранителем в Староладожский музей. Сейчас на заслуженном отдыхе.
Елена Александровна Карасёва. Большой объём учётной работы, ведь нанесли предметов за период становления музея много, а профессионального подхода в его учёте не проявили. Такой же профессионализм явлен и в научно-исследовательской работе. Ушла на работу в Староладожский музей, хранила фонд памятников письменности и фотографий. Сейчас её поле деятельности – научная библиотека.
Людмила Борисовна Федосеева. Молодой энергичный директор, пришла в музей, проработав некоторое время в Новоладожской школе. После Новоладожского музея возглавила отдел фондов Музейного агентства. Она училась и углублялась в музейную сферу у нас на глазах, к её советам мы прислушивались. Сейчас она ведущий специалист музея Санкт-Петербургского монетного двора.
Любовь Александровна Миронова – научный сотрудник музея. Экскурсионное дело – её любимое направление. Эмоциональна, убедительна. Сейчас не работает.
Елизавета Викторовна Кузьмина – наше всё. Мы о себе говорим, что вышли из Лизы, «как из шинели Гоголя». Смотритель-универсал, книгочей и эрудит, эмоциональная подзарядка, ладожанка, знающая весь кадровый запас Новой Ладоги. Как и Любовь Александровна, сейчас не работает, вся в доме, семье, во внуках.
Мария Михайловна Сугоняева – наш золотой директор первого десятилетия ХХI века. Это интереснейшее время самостоятельности, творческого эксперимента, открытия новых направлений. Находясь на отдыхе, занимается углубленным изучением военной истории, много пишет для районной газеты.
На этом кратком обзоре позволю себе остановить кадровый обзор. Деяния ныне работающих музейных сотрудников пусть будут оценены теми, кто придёт на смену.
Что такое музей сегодня? Сегодня в Новой Ладоге работает только одна музейная площадка – Музей А.В. Суворова в Новой Ладоге. Её открытие состоялось 27 ноября 2020 года.
Музейный фонд насчитывает 5360 предметов основного фонда и 1424 ед. научно-вспомогательного фонда — всего 6784 предметов.
Раскрытость фонда в публичном пространстве – 100 %. Сегодня каждый любопытствующий пользователь может воспользоваться такими базами данных, как ГОСКАТАЛОГ музеев РФ, так и Региональный каталог. Более того, при поиске предметов одного типа или автора, можно выявить всё разнообразие семьи предметов. Причём, в собрании предметов в ГОСКАТАЛОГЕ будут на равных правах представлены как предметы из эрмитажной коллекции, так и из муниципальных краеведческих музеев. Этим сервисным ресурсом люди всё больше и активнее пользуются.
Последний важный штрих. В современном музейном пространстве всё большую роль отводят музейному художнику, дизайнеру. Наше музейное агентство собирает под своим крылом 29 музеев Ленинградской области, музеев разных – художественных, усадеб, краеведческих, заповедников, крепостей. И при этом еще до сих пор есть музеи, и их немало, которые с момента возникновения до сегодняшнего дня не имеют профессионально оформленной музейной экспозиции. К счастью, это к нам не относится.
Нашу экспозицию творил, споря с нами, внимательно выслушивая и воплощая, Никита Андреевич Сазонов – выпускник Академии художеств. Никита Сазонов является учеником выдающегося театрального художника и писателя Эдуарда Степановича Кочергина.
А 25 марта 2022 года, в день профессионального праздника работников культуры Никита Сазонов, один из музейного сообщества молодых творцов, был удостоен Президентской премии. Он находился в прямом эфире и диалоге с Владимиром Путиным, будучи в Петропавловске-Камчатском. Он очень мобильный, на месте не сидит, его талант музейного сценографа, что называется, нарасхват.
С этим наследием от Грусланова до Сазонова и живём. И будем жить, вовлекая в неостанавливающийся круг истории своих посетителей.
Н.Ф. МОРОЗОВА,
гл. хранитель Новоладожского музея.