Женщина-железнодорожник — это почётно
Для руководителя женским коллективом, да ещё на железной дороге, праздник 8 марта приобретает особенную значимость. Наталья Митрофанова вот уже восемь лет трудится в должности заместителя начальника станции Волховстрой-1 по грузовой и коммерческой работе и признаётся, что не променяла бы свою работу ни на какую другую.
— Наталья Александровна, расскажите, с чего начался Ваш путь как железнодорожника, и почему Вы выбрали именно эту профессию?
— 15 января был знаковый для меня день — 30 лет стажа. Железной дороге я посвятила почти всю свою жизнь, не считая годы декретного отпуска. Мои родители работали на железной дороге: отец монтёром пути, а мама стрелочником. Будучи девчонкой, часто прибегала к маме на работу. Поэтому, когда в 1982 году начинала свою самостоятельную жизнь, пришла в отдел кадров именно на станцию Волховстрой-1, и даже не рассматривала другие места.
В этот день мне предложили работу приёмосдатчика груза и багажа. После стажировки начала накапливать профессиональный опыт. Спустя некоторое время стала старшим приёмосдатчиком и исполняла обязанности заведующего грузовым двором.
В 2003 году переведена на должность бригадира освобождённого, потом 2 года трудилась инженером по подготовке кадров. И в 2012 году опять вернулась в свою родную «грузовую стихию», где меня и назначили на должность заместителя начальника станции Волховстрой-1.
— Недавно Вы были удостоены звания «Почётный работник Октябрьской железной дороги». Что означает эта награда для Вас, и какие факторы помогли достичь такого профессионального признания?
— Награда, конечно, была неожиданная, но, тем более приятно, что оценили мои профессиональные и личные качества. Что способствовало этой награде? Я думаю, немаловажную роль играют именно качества характера человека, такие как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность за людей, ответственность за дело и за конечный результат. Наверное, повлияли и личные достижения: ранее я была отмечена грамотами и именными часами начальника Октябрьской железной дороги, мне вручали благодарность Министра транспорта РФ.
Требовательность к себе и к подчинённым сказывается и на плановых показателях: за 2020 год у нас перевыполнен план по погрузке и выгрузке на станции Волховстрой-1, и это заслуга не только моя, но и всего коллектива.
— Как вы считаете, для того, чтобы профессионально развиваться, нужна мотивация внешняя? То есть, со стороны руководства? И практикуется ли у железнодорожников такая система мотивации?
— Я считаю, что мотивация действительно важна, и в нашем волховстроевском центре она имеет место и играет немаловажную роль. В части материальной это регулярные выплаты зарплаты и премиального вознаграждения, а за выполненные плановых показателей размер премии увеличивается. Все сверхурочные часы обязательно оплачиваются. Нематериальная мотивация также приветствуется. Это и похвала, и поддержание внутренней мотивации самого человека. Ведь, чтобы профессионально развиваться, человек должен любить свою работу и выполнять её просто потому, что ему это интересно и искренне нравится.
— Вы считаете свою работу интересной? Почему?
— Да, я работу свою люблю. Она интересная, живая. Иной раз задумываюсь: ведь если представить себе тихое, спокойное место, то работать бы там, наверное, не смогла. Работа с людьми интересная, зачастую требуется оперативно принимать решения. Здесь выстраиваем отношения с клиентами, со структурниками, ведём актово-претензионную работу, производим финансовые расчёты, отвечаем за безопасность и сохранность перевозимых грузов.
Работа так затянула, что даже когда едем в отпуск на юг, выглядываем из окошка поезда на станциях: всё равно смотрим на вагоны, отмечаем все нюансы по грузовой части.
— Чем Вы увлекаетесь в свободное от работы время? Есть ли у Вас хобби?
— Свободное время я посвящаю, в первую очередь, своей семье, детям и четверым внукам. Люблю заниматься приусадебным участком, домашними заготовками. Стараюсь не забывать и о своём здоровье. Посещаю бассейн, хожу на гимнастику. Люблю кататься на лыжах.
— Сложно ли руководить коллективом и нести ответственность за работу Вашего подразделения? Расскажите о своём коллективе – о его прекрасной половине.
— Под моим руководством штат из 25 человек — приёмосдатчики груза и багажа, приёмщики поездов, агенты СФТО. Коллективом руководить не сложно, если уже налажен контакт и поставлены чёткие задачи. От руководителя требуется в большей степени контроль. Наш коллектив полностью женский, средний возраст 40-45 лет, и у многих стаж работы более 15 лет. За годы работы нам удалось хорошо узнать друг друга, и сегодня мои подчинённые понимают меня с полуслова. Почти все они имеют семьи, детей, а некоторые и внуков. Увлекаются рукоделием, вяжут и вышивают красивые изделия. Сейчас стала и молодёжь приходить работать. За ними закрепляем наставников, которые передают знания, опыт, чтобы и дальше грузовой работой занимались сотрудники, обладающие высокими профессиональными качествами.
— История возникновения праздника 8 Марта связана также с борьбой женщин за равноправие. А как Вы считаете, место ли представительницам прекрасного пола на железной дороге?
— А почему нет? Ведь когда-то считалось, что и политиками могут быть только мужчины, а теперь многие женщины идут в политику и довольно-таки хорошо справляются со своей работой. Так и на железной дороге, женщины порой не уступают мужчинам. Мы всё можем, всё умеем, главное, чтобы было желание.
— Что Вы могли бы посоветовать или пожелать женщинам, которые хотят работать на железной дороге, но по каким-то причинам сомневаются или боятся, что будет слишком тяжело?
— Как я уже сказала, главное — желание работать. Благодаря техническому прогрессу сегодня практически не осталось такого тяжёлого труда, чтобы девушка не справилась. И если, например, вся её семья работает на железной дороге, скорее всего, она сделает такой же выбор. Не нужно бояться, нужно просто идти и работать.
Хочется, конечно, поздравить всю прекрасную половину человечества с Международным женским днём! Желаю здоровья, оптимизма, любви, радости, успехов в карьере и семейного благополучия — мне кажется, в этом и заключается женское счастье.
Беседовала Регина КОШЕЛЕВА