Прокуратура разъясняет
Волховская городская прокуратура информирует
В связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 30.12.2021 № 494-ФЗ отменена процедура обязательного прохождения технического осмотра для определенной категории лиц.
Так, легковые автомобили и мототранспортные средства не подлежат техническому осмотру, если они принадлежат на праве собственности физическим лицам и используются ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях.
В случае, если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится. Исключения установлены только для случаев визуального обнаружения признаков наличия технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.
В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями опасности на четыре класса опасности.
Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Кроме того, законом установлено требование об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (статья 18 Уголовно кодекса Российской Федерации).
Рецидив преступлений является отягчающим обстоятельством и влечет назначение более сурового вида наказания, указанная норма закреплена законодателем в ч. 5 ст. 18 и п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Рецидив признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы, а также при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Рецидив признается особо опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы, а также при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.
При наличии рецидива преступления при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.
Кроме того, законодателем предусмотрено, что срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ.
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным статьей 319 УК РФ.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Обязательным признаком преступления по статье 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких. На квалификацию деяния количество присутствующих не влияет.
Оскорбление может быть нанесено и заочно (в отсутствие потерпевшего), однако при этом виновный должен с уверенностью предполагать, что о его действиях будет сообщено лицу, которое он хочет оскорбить. При квалификации оскорбления представителя власти обязательным условием является совершение его при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления. Совершение преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
В силу статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
При этом присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжным заседателем является гражданин Российской Федерации, привлекаемый в установленном законом порядке для временного выполнения судейской функции по отправлению правосудия на непрофессиональной основе, наделенный соответствующими правами и обязанностями, который под присягой и в составе коллегии самостоятельно и независимо выносит решение по уголовному делу.
Порядок призвания гражданина в качестве присяжного заседателя в суд установлен Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работодатель обязан освободить работника от работы в случае, если он должен исполнять обязанности присяжного заседателя в рабочее время, и сохранить за ним должность. Оплачивать это время работодатель не должен.
В период осуществления правосудия на присяжного заседателя распространяются не только гарантии независимости и неприкосновенности судей, но и гарантирована оплата труда из средств федерального бюджета.
За время исполнения обязанностей суд выплачивает присяжному заседателю компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия в судебных процессах, но не менее его среднего заработка по месту работы за такой период.
Кроме того, при необходимости суд также возмещает присяжному заседателю командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.
Помимо этого, время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа, за работником по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, а также установлен запрет на увольнение или перевод на другую работу по инициативе работодателя.
Помощник городского прокурора, юрист 1 класса
А.А. Богданова