Волхов Главное Культура

Влюблённый в жизнь. О творчестве Б.В. Щербакова

Творчеству советского художника Б.В. Щербакова была посвящена арт-беседа, которая прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина. Борис Щербаков является поистине уникальным явлением в русском искусстве ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству, его огромному трудолюбию и отношению к искусству как к «делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры», он заслуженно занимает особое место в отечественной культуре. Талант Щербакова исключительно ярок, разносторонен и щедр. Художник работал в самых разных жанрах живописи и рисунка, демонстрируя всю многогранность своих художественных интересов и возможностей. Им созданы сложные тематические картины, большое число портретов, натюрморты и сотни прекрасных пейзажей.

Борис Валентинович Щербаков – потомственный художник. Он родился в Петрограде 7 апреля 1916 года в семье Валентина Семёновича Щербакова, который, закончив Петербургскую Академию художеств, преподавал живопись в Казани и Петрограде. Мать, Клавдия Прокопьевна, окончила знаменитые Бестужевские высшие женские курсы, преподавала историю литературы.

В 1932 году Борис окончил ленинградскую общеобразовательную школу и поступил в Академию художеств. В годы учёбы Борис много путешествовал по стране, побывал в Подмосковье, Пскове, в Крыму и привёз много работ с пленэра. Дипломной работой студента Щербакова стала картина «Редакция газеты «Правда», год 1917-й», которая получила высшую оценку и позже была показана на Всесоюзной выставке в Москве, а репродукция её была напечатана в журнале «Огонёк».

Только Щербаков окончил Академию, как началась Великая Отечественная война. Борис Валентинович проходил подготовку на краткосрочных офицерских курсах, изучая военно-инженерное дело. Был направлен для участия в укреплении обороны столицы, потом в Казань, в инженерную бригаду. Затем был вызван в Москву и получил приказ выполнять обязанности военного художника. Его отправили на Западный фронт, где Щербаков воочию увидел страшные последствия войны, разрушенные дотла деревни и города. А затем вновь вернулся в Москву, где работал над военными картинами.

После Победы, в конце 40-х годов Щербаков написал картины «Творческое содружество», «Разливка стали на заводе Уралмаш», «Учёт молока в поле». Страна залечивала раны, нанесённые войной, стала снова жить мирной жизнью, восстанавливала народное хозяйство. Картины Щербакова того периода отразили трудовой энтузиазм народа, они полны оптимизма, уверенности в будущем. Но прошедшая война не давала покоя – все пережитые страдания народа выливались художником на холст, его произведения связаны с борьбой за мир, с протестом против войны: «Пепел Бухенвальда», «Восстановление Старого Дрездена», «Непобедимый рядовой».

Прекрасны натюрморты художника. Они созданы в определённом характере, несут образ человеческой жизни, печать настроения, переданного через мир цветов и даров земли.

Но главное место в творчестве Щербакова занимают пейзажи, природа России. У художника родилась мысль «связать воедино картины русской природы, созданные великими писателями России, и живописное их воплощение, передать те мотивы, которые вдохновляли художников слова, передать ту природу, среди которой они жили и работали». Сам Борис Валентинович очень любил русскую литературу и прекрасно её знал. Видимо, поэтому он и решил сблизить живописные образы природы с образами поэзии и прозы.

Щербаков в своих картинах показал особенности восприятия природы русскими поэтами, писателями. Художник вводит нас в мир усадебной жизни великих писателей, знакомит с домом, парками, аллеями, прудами, ведёт нас по полям, тропинкам, лесным дорогам, окрестным деревням – всюду, где они гуляли и создавали свои произведения. Мы можем окунуться в атмосферу Ясной Поляны, где жил Л. Толстой, восхититься красотой природы Орловского края, где в усадьбе Спасское-Лутовиново работал И. Тургенев. Литературно-художественный цикл, посвящённый М. Шолохову, отобразил и творчество писателя, и его взаимоотношения с природой – величавость могучего Дона, бескрайность придонских степей, широкое раздолье, хутора и станицы. Много картин Щербакова посвящено пушкинским местам. Ведь произведения А.С. Пушкина, особенно его стихи, до сих пор остаются эталоном красоты описания нашей природы. В пушкинской серии картин есть портрет поэта, сидящего на берегу озера, в задумчивости он прислонился к дереву. Кажется, что в душе его рождаются стихи. Художник изобразил опальный домик поэта в Михайловском, усадьбу в Тригорском, Успенский собор Святогорского монастыря, где у алтарной стены находится могила А.С. Пушкина. Всё погружено в природу, неотделимо от неё. Главное содержание картин Щербакова– пейзажи, вдохновлявшие поэта, окрестности, где он гулял, – реальные прототипы многих его произведений. Здесь и аллеи старого парка, и поэтические пруды, озёра, дали полей с холмами, заснеженный лес, заставляющий вспомнить сон Татьяны… «Я, прежде всего, добиваюсь того, чтобы дать понять: почему любил эти места тот человек, который здесь создавал свои замечательный творения. Красивый пейзаж – это откровение человека, он передаёт поэтическое настроение, сложный духовный мир», — говорил Б.В. Щербаков.

У Щербакова много пейзажей никак не связанных с литературными мотивами. На протяжении десятков лет он писал Подмосковье, Заонежье, Молдавию. Пейзажи Ростова Великого являются, пожалуй, самыми значительными из нелитературных циклов. Чудесные ростовские звонницы, монастырские ворота и стены, стройные пирамиды куполов на фоне вечерней зари догорающего неба…

Русская природа всегда была для художника самой красивой, самой милой, самой родной, которую он не переставал воспевать в своих картинах. И разное время года – тёплые лучи весеннего солнца, первые проталинки, тающий снег, сочная зелень, яркое, благоуханное цветение, щедрые дары земли, пылающие кроны осенних деревьев, белоснежный покров – всё разнообразие нашей природы передал на своих картинах Б. Щербаков. Он изображал природу так, как учил Саврасов: «Пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка на картине не было видно, а пение его было слышно». О творчестве своего друга Бориса Щербакова хорошо сказал Е. Пермитин: «Русская природа! На каждом полотне до боли любимая, дорогая сердцу зрителя Русь! Картины Б. Щербакова отмечены печатью неповторимого своеобразия. Изображаемая им природа до краёв наполнена живой, трепетной красотой».

Елена ПАВЛЮТИНА

связанные новости