Отцы и дети. Какие сигналы подают подростки и можно ли воспитать из хулигана Человека?
Ребёнку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Не нужно молчать, если между родителями и детьми возникают непонимание и конфликты. Для сохранения семьи, а также профилактики неблагополучия на территории Волховского района ведётся целенаправленная работа. Вопросы межведомственного взаимодействия специалисты обсудили за круглым столом.
— На встречу приглашены руководители школьных и дошкольных образовательных учреждений, все субъекты профилактики, отделы по делам несовершеннолетних, чтобы выстроить взаимодействие и обсудить, какие проблемы возникают в семьях с детьми. Есть дети, которые нуждаются в оказании психологической помощи и поддержке, — объясняет Елена Хименкова, начальник медико-педагогического отдела «Центр образования».
Сегодня семье, особенно в социально-опасном положении, уделяется пристальное внимание со стороны всех социальных институтов, которые занимаются проблемами воспитания. В Волховском районе созданы службы, которые помогут наладить взаимоотношения родителей и ребёнка — это территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, центр медиации, методическое объединение педагогов-психологов.
— Мы рассматриваем суицидальные риски поведения, разные кризисные ситуации, которые происходят в семьях. В основном они относятся к детско-родительским отношениям. Стараемся наладить в семье взаимопонимание и сотрудничество, — рассказывает главный внештатный педагог-психолог Волховского района Екатерина Андриянова. — Педагоги-психологи в образовательных организациях наблюдают и работают с детьми, чтобы вовремя диагностировать появление кризиса.
По данным комиссии по делам несовершеннолетних с 2021 года в Волховском районе 13 семей лишены родительских прав. Главная задача всех служб — сохранить детей в кровных семьях. Специалисты признаются, что иногда это трудно, но на ранних стадиях есть шанс. Для педагогов крайне важно обращать внимание на признаки отклоняющегося поведения у учеников. Умение распознать их позволит организовать своевременную профилактическую работу.
— Школы и детские сады — это первичное звено профилактики. Именно они близки к семьям, к детям, — считает председатель комитета по образованию Волховского района Юлия Мельникова. — Когда дети начинают вести себя недопустимо, девиантно, выходя за рамки общепринятых правил — это сигнал. Важно вовремя понять, что в жизни ребёнка какие-то сложности, с чем ему самому не справиться. Поэтому он всеми возможными ему способами подаёт эти сигналы нам, взрослым.
Руководитель социально-реабилитационного проекта «Волки» утверждает, что трудный подросток — это зачастую лишь «неудобный» ребёнок для взрослых. Из хулигана возможно воспитать человека, который станет полезным для общества. Ирина Карелина рассказала о формах вовлечения трудных подростков в систему дополнительного образования. Её личное неравнодушие и вовлечённость в тему безнадзорности способствовали созданию театрально-танцевального коллектива и футбольной команды. И там, и там — дети из кризисных и многодетных семей, сироты, бывшие воспитанники детских домов.
— Иногда достаточно просто выслушать ребёнка и дать то, что он хочет. А хочет каждый «сложный» мальчик или девочка одного — быть замеченным, — говорит Ирина Карелина, руководитель социально-реабилитационного проекта «Волки». — Театр, танцы и большой спорт помогают им быть в центре внимания. Одна из особенностей трудного подростка — обострённое чувство эгоцентризма, о котором очень часто молчат.
Участники круглого стола пришли к выводу, что оперативное взаимодействие всех социальных служб и есть формула успешной работы с семьёй. Это даёт возможность образовательным учреждениям и органам системы профилактики сообща оказывать помощь трудным подросткам, решать задачу сохранения семьи и её ценностей.
Галина МИХАЙЛОВА
Автор фото: Алексей Войтович