Под крылом Наставника
В Год педагога и наставника особое внимание тем, чьё призвание — воспитывать и обучать молодое поколение, прививать правильные ценности и передавать опыт. В Ленобласти 2023-й объявлен годом Команды знаний: многочисленные просветительские мероприятия, педагогические форумы и образовательные проекты направлены на качественное обучение и подготовку профессионалов в разных сферах.
Ярким примером последовательной работы в обучении и профориентации молодежи является образовательная модель «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» компании «ФосАгро», одного из ведущих мировых производителей минеральных удобрений. Стоя на страже продовольственной безопасности страны, компания заинтересована в талантливых высококвалифицированных кадрах. Причём своих специалистов она взращивает сама, ещё со школьной скамьи. Например, в Волхове к поступлению в профильные вузы будущих химиков успешно готовят учителя «ФосАгро-школы». Здесь ученики получают углублённые знания в точных и естественных науках. Компания же поддерживает образовательный процесс, не забывая и о материальном оснащении. Каждое лето в отдельных частях школы проходит ремонт, чтобы дети встретили День знаний в комфорте. Так уже модернизирована большая часть классов и лабораторий. В этом году фокус внимания на пространства для досуга: завершается ремонт рекреации на третьем этаже, помещения для творческих кружков и внеклассных занятий. На ремонтные работы, новую мебель и оборудование ФосАгро выделила порядка 20 млн рублей. И это — только часть поддержки школы.
— Компания не только обеспечивает школу современным мультимедийным оборудованием, но и отслеживает путь каждого воспитанника, заинтересована в каждом выпускнике. Каждый успех школьника фиксируется, лучшие ученики получают не только грамоты и дипломы, но и денежные премии и ценные награды, — рассказывает учитель химии волховской «ФосАгро-школы» Ольга Десятниченко. — В старшие «ФосАгро-классы» приходят дети не только из Волхова, но и ближних городов, чтобы получить знания, поступить в лучшие вузы по целевому направлению и хорошо трудоустроиться в дальнейшем.
Профориентационная программа школы включает ярмарки профессий с участием работников Волховского филиала АО «Апатит», посещение самого предприятия и музейно-выставочного центра ФосАгро, поездки в вузы Санкт-Петербурга. Ежегодно проходит «Фестиваль ФосАгро-классов», который объединяет школьников из Кировска, Апатитов, Череповца, Балакова и Волхова, педагогов и студентов-целевиков ФосАгро.
Комплексный подход к воспитанию будущих специалистов способствует тому, что каждый год всё большее число выпускников уже с дипломами о высшем образовании возвращается в родной город и вливается в трудовую семью ФосАгро.
— Могу с уверенностью сказать, что это лучшие дети. Это медалисты, олимпиадники, активисты. У нашего филиала АО «Апатит» прекрасное будущее, потому что приходят работать наши лучшие выпускники, — утверждает директор волховской «ФосАгро-школы» Алиса Арутюнян.
С этого года выпускники, желающие связать свою профессию с химическим производством, могут поступить на новую специальность в Волховский многопрофильный техникум. Такая возможность появилась благодаря договору между учебным заведением и Волховским филиалом АО «Апатит». В рамках федерального проекта «Профессионалитет» техникум будет готовить аппаратчиков-операторов производства неорганических веществ. Студенты получат не только востребованную рабочую специальность высокой квалификации, но и реальный опыт работы на производстве, что практически гарантирует их дальнейшее трудоустройство. Производственную практику они будут проходить в Волховском филиале «Апатит». Также в рамках подписанного соглашения предприятие модернизирует лаборатории, где сейчас обучают по специальности «Химическая технология неорганических веществ».
— С 1955 года в техникуме большая часть оборудования не менялась, она устарела и морально, и физически. Технологии промышленности сегодня шагнули далеко вперёд, поэтому наше современное оборудование откроет для студентов новый взгляд на профессию и позволит приблизить учебный процесс к производственному. Ребята смогут лучше познавать основы химии, а когда придут на работу, то оборудование, измерительные приборы будут им хорошо знакомы и понятны, — отмечает исполнительный директор Волховского филиала АО «Апатит» Артём Крутов.
И с принятием на работу образовательный процесс не завершается. На предприятии вчерашних школьников и студентов, сегодняшних молодых специалистов встречают опытные наставники. Их миссия — не только ввести в курс дела и обучить технологии, но и помочь влиться в коллектив и обрести уверенность, всячески поддерживать в профессиональном росте.
— Существует отдельный нормативный документ для наставников. Это необходимо для формирования квалифицированного персонала и выпуска качественной продукции — минеральных удобрений. Ведь у опытного сотрудника всегда есть в арсенале свои профессиональные секреты, чтобы делать работу ещё эффективнее. И когда знающий человек показывает новичку на своём примере, тому и комфортнее, и спокойнее, и работать легче, — считает Елена Шорохова, начальник лаборатории контроля производства триполифосфата натрия ЦАКК Волховского филиала АО «Апатит».
Наставники сопровождают стажёров в течение двух-трёх месяцев, дают характеристики, определяют готовность трудящихся повышать квалификацию. Каждый их них прошёл специальную модульную программу наставничества в учебном центре ФосАгро. Под руководством действительно хорошего и чуткого наставника молодые работники имеют гораздо больше шансов построить успешную карьеру.
— Если у человека есть желание и есть способности, до начальника смены можно дорасти буквально за год-полтора. Наши аппаратчики становятся операторами за полгода-год. Моя задача — чтобы молодой работник, придя в цех, не чувствовал себя брошенным. Поэтому всем говорю: если возникают проблемы по учёбе, по работе, по социальным вопросам, — звоните, всё решим вместе, — делится Вадим Долгов, инструктор производственного обучения ПМУ Волховского филиала АО «Апатит».
Образовательная программа ФосАгро реализуется во всех регионах присутствия компании. Успешное выполнение производственных задач и рекордные показатели — результат профессиональной работы коллектива, где каждый сотрудник прошёл свой учебный путь и получил свой личный рост, благодаря возможностям компании и, конечно, поддержке учителей и наставников.
Регина КОШЕЛЕВА