Блокадница Зинаида Чёрненькая: «Думая о мире, помни о войне…»

Зинаида Александровна Чёрненькая — ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда. Когда началась война, ей было 9 лет. Семья жила в Ораниенбауме.
Сегодня Зинаида Александровна обязательно участвует в акциях памяти, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, проводит беседы в школах и техникуме, рассказывает молодёжи о жизни в блокадном городе. Своими воспоминаниями она поделилась и с нашей редакцией.
Война застала школьницу Зинаиду, когда она закончила первый класс. Было солнечное лето, и вдруг — страшное объявление. Отец ушёл на фронт, в коммунальной квартире остались Зиночка, её четырёхлетний брат, мама и бабушка. Когда фашисты окружили Ленинград, в блокадное кольцо попал и Ораниенбаум.

— Как мы жили? Начали запасаться продуктами, кто сухарики сушит, кто крупу собирает, как могли. Но фашисты заранее подготовились, разбомбили склады с продовольствием, — вспоминает Зинаида Чёрненькая.
Уже в сентябре в осаждённом городе ввели карточную систему. Нормы распределяли по трём категориям: для детей, для работающих взрослых и для иждивенцев — в семье Зинаиды эта карточка предназначалась бабушке.

— Постепенно жизнь становилась всё хуже и хуже. Нас обстреливали, бомбили. Мы с интересом наблюдали: ну, дети есть дети. Глядели на наше небо над Финским заливом и уже могли различать: немецкий или советский самолёт летит, — продолжает рассказ ветеран.
Сперва от обстрелов ленинградцы пытались укрываться в окопах, копать их помогали военные. Со временем решили вернуться из сырых тёмных окопов в дома: убьют — так везде убьют. Школа в ту зиму не работала, голодные дети оставались с бабушкой дома. Маме удалось устроиться на работу в госпиталь. Она стирала солдатское бельё, за это полагался дополнительный паёк. Вечером приносила домой маленький кулёчек, в нём немного картофели или капусты, для семьи — спасительный ужин.

— Выжили мы не все, — горестно говорит Зинаида. — Бабушка всё время со словами «не хочу» отдавала свою норму хлеба нам с братом. Поэтому уже в декабре её не стало, ушла во сне. Я помню, как везли её хоронить, на саночках, обёрнутую в простыню. Сейчас показывают много документальных съёмок, я вижу и с содроганием вспоминаю наш Ленинград. Как ленинградцы ходили за водой на Неву, черпали из проруби маленькие бидоны, как слабые падали прямо на улице. Всё правда.
Зинаида Александровна часто делится воспоминаниями с сегодняшними детьми, рассказывает не только о тяготах блокады, но и о стойких верных ленинградцах, что стояли у станков, ремонтировали технику, выпускали снаряды, отдавали последние силы для того, чтобы сохранить жизнь Ленинграду.
— Всегда нужно рассказывать детям, что мы пережили. Хоть и страшно об этом говорить. Не зря говорят: думаешь о мире, помни о войне. Знай, какая она была и какая она может быть, — уверена Зинаида Чёрненькая.
Автор: Регина Кошелева














