Волхов Главное История

Были вместе – детство и война. История Раисы Григорьевны Растегаевой

Дети войны – это поколение нынешних бабушек и дедушек. Война отняла у них светлое и радостное детство, искалечила детские судьбы. Ведь начало войны совпало с началом их жизни. Каждый новый год всё дальше и дальше удаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Уходят живые свидетели тех страшных событий. Дети войны – это последнее поколение, которое может рассказать то, что они видели своими глазами, что им довелось испытать. Наш рассказ о таком человеке.

Раиса Григорьевна Растегаева родилась в 1937 году в селе Мужичьево Воронежской области. И, конечно же, она не может помнить, как семья переехала на родину отца в Приморский край. Зато в память врезалось, как она, четырёхлетняя, не могла понять, куда это собрался её любимый папа, почему из-за этого плачет мама. На дворе – июль 1942 года, буквально только что в их семье родилась сестрёнка. Когда же мама бессильно повисла на папином плече и горько зарыдала, все старшие и даже она сама вдруг поняли, что папа уходит надолго. Непонятные ей слова «война», «фронт» стали синонимами горькой тоски и страха.

Одна отрада – рядом мама. Правда, практически всё время занята. Она не отказывалась ни от какой работы. И свинаркой работала, и на выпасе телят, словом, куда пошлют – везде успевала. Дом и забота о маленькой сестрёнке легли на плечи детей. Они не роптали, делали всё, что по силам, старались. А судьба уготовила им ещё одно жестокое испытание – в 1944 году после тяжёлой болезни умерла мама. Осталось их пятеро мал мала меньше. Старшему брату 17, дальше – 14, 12, 6 лет, младшей всего год и семь месяцев. 

– Я помню, что даже плакать не могла, словно онемела от ужаса, жалости, страха, – вспоминает Раиса Григорьевна. – Мы все как-то сразу повзрослели.

Старший брат Иван вспомнил, какой получил наказ от отца: ты старшим мужчиной остаёшься. Помогай маме, что бы ни случилось, держитесь все вместе, не отпускай младших никуда от себя. Ох, как же ему нужно было сейчас прочитать хоть несколько слов от папы, услышать совет как жить, чем накормить брата и сестёр. Но от отца никакой весточки давно уже нет. Два года они еле выживали. Вначале ещё оставалась корова, которую потом пришлось продать. Остался маленький огородик, где растили картошку. И всё же постоянное чувство голода терзало детей.

– Ко всему можно привыкнуть, обтерпеться. А вот к голоду – никак. Голод так же страшен, как и война, – кто испытал, только тот знает, – говорит Раиса Григорьевна. – Иван-то – инвалид по зрению, но они со старшей сестрой и средним братом старались быть и добытчиками, и нянями, и родителями. Наказ отца брат выполнял. Сколько ни приходили с предложением забрать нас в детдом – не отдавал. Меня и в школу не отпустил. Ну да это просто потому, что не в чем было, мы друг у друга по очереди брали одежду, потом уже люди немного помогли кое-какими вещами.

Только в 1946 году они получили похоронку, где было сказано о героической гибели отца 8 апреля 1945 года в боях в Восточной Пруссии. Новый удар от этой проклятой войны. Никого не осталось у них, кроме бабушки в Воронеже. Она звала к себе: вместе, мол, легче будет. И вот в этом же 1946 году старший брат принял решение ехать в Воронеж. Продали дом. А как доехать практически через всю страну?

– Брат хоть и плохо видел, но очень смекалистый был, – рассказывает Раиса Григорьевна. – Как мы добрались, сегодня и не поверить. Иван узнает, когда куда какой поезд, в основном товарный, конечно, идёт. Вот поезд трогается он нас как кульки всех по очереди закидывает, едем до следующей станции. Потом снова в другой поезд. Помню, ехали как-то в пустом вагоне, в одном конце две полки и в другом. И народу никого, только мы и ещё несколько мужчин. Посередине стояла буржуйка. На остановке мужчины сбегают, где снегозадержатели стояли, дощечек насобирают, натопят, нас к печке греться посадят. Запомнилось ещё, как через наш вагон вели пленных, их везли на работы. И мужчины говорили: это вот они вашего папу убили. Разное было на нашем пути. Очень долго мы ехали.

Воронеж встретил их весь разрушенный, израненный. У бабушки остановиться было сложно, поскольку с ней семеро внуков от сына жили. И снова тот же вопрос встал: как жить, когда ни жилья, ни работы, ничего. Тут уж пришлось послушать совета бабушкиного и определиться в детский дом.

– Детдом у нас в Воронежской области был, – вспоминает Раиса Григорьевна, – но туда взяли только двоих нас с маленькой сестрёнкой, остальные не подошли. Правда, старшие устроились в детдом работать. Брат успокаивал: «Рая, мы вас не оставим всё равно». Братья у меня хорошие были. Всё время поддерживали письмами на расстоянии. В детдоме все удивлялись, какие братья хорошие. Потом, в 1948 году, старшая сестра умерла, 18 лет ей всего было. В 1954 – средний брат. Сказались и голод, и холод, и мытарства, истощено войной здоровье-то. Но мы трое выжили! – словно удивляется Раиса Григорьевна.

Да, они выжили. И прошли каждый свой путь. Раиса в 9 лет пошла в школу. Окончив 7 классов поступила в училище связи. «Специалист широкого профиля» – так записано в её дипломе. И всю трудовую жизнь связала Раиса с почтой. Почти полвека назад Раиса Григорьевна Растегаева оказалась в Волхове. Работала на главной кассе почтамта, потом инструктором, в обязанность которого входило ездить по отделениям с ревизией. Подменяла по необходимости начальников почтовых отделений по всему району: в Подвязье, Гостинополье, Новой Ладоге, Старой Ладоге. И все: и коллеги по работе, и клиенты отмечали её необыкновенную доброту, умение поддержать, создать настроение. А о пережитом она делится в своих стихах, которые и сегодня не может читать без слёз.

Бесхитростные воспоминания Раисы Григорьевны Растегаевой об их детстве в годы Великой Отечественной войны, как они выжили, несмотря на нечеловеческие условия, цепляют за душу и заново учат радоваться каждому прожитому мирному дню, ценить, казалось бы, совершенно простые вещи, которых они, дети того поколения, были лишены из-за войны.

И у нас есть совсем небольшой запас времени, чтобы зафиксировать воспоминания каждого из детей войны, ныне ещё живущего, осмыслить вместе их рассказы о военном детстве и сохранить их для последующих поколений.

Галина МИХАЙЛОВА

связанные новости