Волхов Главное История

В Волхове почтили подвиг волховстроевских железнодорожников

80 лет прошло с тех пор, как 5 февраля 1943 года со станции Волховстрой отправился поезд, который вёз бесценный груз – продовольствие для голодающих ленинградцев. Продовольственная блокада Ленинграда была прорвана, спасены многие человеческие жизни.

В честь этого  события  6 февраля на платформе станции «Волховстрой-1» у мемориального паровоза состоялась акция памяти «Дороги жизни труженик – блокадный паровоз». В ней приняли участие жители города, ветераны войны и труда, работники Волховстроевского железнодорожного узла, молодёжь, гости из Сосногорска и Санкт-Петербурга.

– Сегодня мы вспоминаем очень важное событие, – обратилась к присутствующим глава города Волхова Алиса Арутюнян. – После того, как было разорвано блокадное кольцо, очень важно было вовремя дать людям умирающего от голода и холода Ленинграда продовольствие, чтобы они продолжали жить, чтобы в их душах вновь затеплилась надежда, вера в победу, огромное чувство любви к нашей великой стране. И это произошло благодаря нашему городу. Каждый волховчанин гордится этим событием – из Волхова 5 февраля 1943 года был отправлен первый паровоз, первый поезд с продовольствием.

Подготовка поезда проводилась совершенно секретно. Руководство Волховстроевского паровозного отделения доверило ответственное задание – доставить ценный груз для жителей Ленинграда – лучшей бригаде паровозного депо в составе старшего машиниста паровоза ЭУ-708-64 Ивана Павловича Пироженко, помощника машиниста Виктора Семёновича Дятлева и кочегара Ивана Александровича Антонова. Перед поездкой им дали понять риски, подстерегающие их на маршруте. Бригада Пироженко героически преодолела немыслимые опасности и выполнила задание – доставила груз ленинградцам.

К сожалению, о дальнейшей судьбе героев этого подвига известно не так много. А о послевоенной судьбе старшего машиниста Ивана Пироженко – практически ничего. Благодаря совместной работе музейных работников Волховстроя и республики Коми, совета ветеранов Сосногорского региона, выяснилось, что 14 послевоенных лет он работал в депо Сосногорск Северной железной дороги. А дальше? И снова поиск.

— Полных 10 лет мы его искали, — рассказала председатель совета ветеранов Сосногорского отделения Северной железной дороги Галина Канина. — Задачей было найти место его захоронения. И только в 2019 году нас известили о том, что он похоронен в посёлке Синдор Княжпогостского района республики Коми. Мы сразу приняли решение установить памятный знак в посёлке Синдор в честь первого машиниста, который провёл в блокадный Ленинград поезд. И на здании локомотивного депо – мемориальную доску. В 2020 году мы это осуществили. И теперь каждый год 5 февраля там проходят памятные мероприятия с возложением цветов.

Участок дороги длиной 33 километра насквозь простреливался вражеской артиллерией. «Дорогой Победы» через «Коридор смерти» в Ленинград, так назывался этот маршрут. Участникам памятной акции открылась новая информация о строительстве дороги.

Владимир Тыдман, сын изыскателей Дороги Победы, рассказал, что именно изыскатели самыми первыми прошли по этой дороге:

– 18 числа была прорвана блокада, а 19 числа с Ладоги была переброшена бригада изыскателей УВВР 6. И они пошли прокладывать трассу железной дороги. Эти люди делали самую главную работу в тот момент работу. Именно от их разметки зависело, как потом проложат маршрут, как по нему пойдут поезда. В этой бригаде работал инженер, мой отец. А мать была старшим техником-чертёжником.

9 мая 1980 года легендарный паровоз ЭУ-708-64 получил постоянную прописку на перроне станции «Волховстрой-1». Ежегодно здесь проходят памятные мероприятия, посвящённые значимому событию – первому поезду с продовольствием для голодающих ленинградцев.

Сколько бы десятилетий ни отделяло от тех героических событий, сохранение памяти о подвиге волховстроевских железнодорожников по-прежнему остаётся одной из главных задач. Большая работа в этом направлении ведётся в волховских школах. Ученик школы №7, экскурсовод школьного музея Тимофей Архипов признаётся, что в первый раз услышал об экипаже легендарного паровоза во втором классе. Классный учитель и по совместительству руководитель школьного музея Анна Евгеньевна Тимашкова рассказала ребятам о первой бригаде, об их подвиге. Теперь эту историю дети рассказывают сами: приглашают в музей учеников, их родителей, проводят уроки памяти.

– Я считаю, что обязательно надо помнить о тех героях, тех подвигах, которые были в то страшное время, чтобы такого больше никогда не повторилось, – говорит школьник Тимофей Архипов.

Акция «Дороги жизни труженик – блокадный паровоз» завершилась минутой молчания, долгим гудком мемориального паровоза и возложением цветов к железному свидетелю исторических событий.

Галина МИХАЙЛОВА

связанные новости