В Волхове у паровоза ЭУ-708-64 прошла акция памяти
5 февраля на железнодорожной станции «Волховстрой-1» состоялась акция памяти, посвящённая годовщине со дня отправки первого после прорыва блокады поезда с продовольствием в Ленинград. Почтить подвиг волховчан у памятника-паровоза собрались ветераны, представители общественных организаций, железнодорожники и молодёжь.
— Мы вспоминаем тех, кто 81 год назад героически привёл первый паровоз с продовольствием в Ленинград. Путь был трудным, и несмотря на бомбёжки и обстрелы наши деды, прадеды справились с этой задачей, — отметил исполняющий полномочия главы администрации Волховского района Александр Сафонов.
18 января 1943 года, в день прорыва блокады Ленинграда, Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки Поляны-Шлиссельбург по освобождённому от фашистов участку суши. Её называли по-разному: «коридором смерти», потому что магистраль проходила рядом с линией фронта, а ещё — «Коридором Победы» и «Дорогой Победы». Построена она была всего за две недели.
— Наши военные железнодорожники, строители, ленинградцы, — много людей погибло. Они возводили этот участок дороги в очень тяжёлых условиях, жили в палатках прямо на снегу. Были и обстрелы. Но, тем не менее, построили. Протяжённость железной дороги составила порядка 30 километров, — рассказывает хранитель Музея истории локомотивного депо «Волховстрой» Людмила Королёва.
2 февраля 1943 года по новой железнодорожной ветке прошёл пробный поезд, а спустя несколько дней в путь отправился состав с продовольствием.Согласно архивным документам, в деревянных вагонах везли сливочное масло, консервы, сухофрукты, кондитерские изделия и солёную рыбу. Доставить это всё с «большой земли» выпала честь локомотивному депо «Волховстрой».
Людмила Королёва рассказывает, что выбирали тех, кто повезёт в осаждённый город продовольствие, по показателям работы. Машинистом состава назначили хорошо известного на тот момент Ивана Павловича Пироженко. Он прославился тем, что возил эвакуированных ленинградцев. Помощником машиниста стал Виктор Семёнович Дятлев, с которым они раньше вместе не работали. И в качестве кочегара выбрали Ивана Александровича Антонова.
Каждый волховчанин в годы блокады делал всё возможное, чтобы облегчить судьбу ленинградцев. Подвиг железнодорожников — бесценен. В их адрес в этот день звучало много искренних слов благодарности.
— Как волховчане, дети войны, ветераны мы благодарны нашим предкам и гордимся их героическим подвигом. Их заслуги перед ленинградцами, перед страной мне хорошо известны с детских лет. Ведь я — потомственный железнодорожник. Мой папа работал в депо художником-оформителем, он оформлял паровоз, отправившийся в Ленинград, — вспоминает руководитель клуба пожилого человека «Сударушка» Маргарита Яковлева.
Участники акции почтили память железнодорожников минутой молчания и возложили цветы к памятнику-паровозу — блокадному труженику. Церемония из года в год объединяет разные поколения волховчан в стремлении отдать дань уважения и сохранить память о подвиге земляков.
Михаил СМЕЛКОВ
Автор фото: Тимур Румянцев