Волхов Главное Интересное Социальное

Заур Кулиев: «Только бдительность убережёт вас и ваши деньги»

С развитием цифровых технологий всё изощрённее и активнее становятся преступления мошеннического характера. Аферы с телефонными звонками, банковскими картами и счетами, интернет-магазинами (тут можно перечислять долго) стали привычным делом. О видах мошенничества, результатах борьбы с такими преступлениями и о том, как себя защитить и не стать жертвой, рассказал в интервью заместитель Волховского городского прокурора Заур Кулиев.

— Заур Яшарович, действительно ли растёт количество случаев мошенничества? Какова статистика в нашем районе?

— Эта проблема не теряет актуальности уже на протяжении многих лет. В прошлом году в Волховском районе отмечен рост новых преступлений, совершённых в сфере IT-технологий, и их форм. Злоумышленники регулярно придумывают новые способы для обмана.

По итогам 2024 года в Волховском районе зарегистрировано 273 преступления в сфере IT-технологий. Это на 27% меньше, чем в 2023 году. Но, к сожалению, остаётся низкой раскрываемость этих преступлений. Всего было раскрыто 14% от числа зарегистрированных. Несмотря на профилактические меры, когда мы стараемся доводить до населения информацию, каким образом можно уберечь себя и свои деньги, наивность граждан имеет место.

— Расскажите подробнее о новых схемах, которые появились, и чем они отличаются от тех, которые были ранее?

— Во-первых, стоит остановиться на стандартной схеме, которая используется до сих пор. Это когда мошенники звонят и представляются сотрудниками правоохранительных органов, убеждают, что родственник попал в беду, но если вы дадите определённую сумму, то есть возможность избежать наказания. За деньгами в таких случаях отправляют «курьера». Это стандартная схема, и к сожалению, она продолжает успешно работать.

Новые схемы тоже появляются. Буквально последний пример: в интернете размещаются рекламные ссылки о том, что можно купить акции известных фирм, организаций, крупных компаний и государственных в том числе. Мало того, что их можно приобрести, они ещё их, якобы, раздают бесплатно. В первую очередь, пенсионерам. Пенсионеры в это верят, надеясь приумножить свой капитал, переходят по указанным ссылкам и звонят по номерам. Именно в этот момент запускается процесс мошеннической схемы. Человека убеждают, что он должен подтвердить свою платежеспособность, поэтому задают вопросы о накоплениях, а далее — оказывают давление за счёт психологических манипуляций, просят установить на телефон приложение, и чтобы мошенники не украли средства, их нужно переводить частями. Так продолжается до полного обнуления баланса у потерпевшего. Потом звонки прекращаются, приложение удаляется. Денежные средства, к сожалению, вернуть уже не получится. Относительно недавно у нас был такой случай. Пенсионера обманули на три миллиона рублей.

— Есть, наверное, уловки, на которые попадаются не только пенсионеры?

—Безусловно, жертвой мошенника может стать каждый. Допустим, девушке приходит СМС и тут же звонит курьер. Говорит: «Здравствуйте, доставка цветов. Вам должно было прийти сообщение с кодом, назовите его, чтобы я вам доставил цветы». Потенциальная жертва этот код называет, а следом приходит новое сообщение: «Ваш аккаунт на Госуслугах взломан, если это не вы произвели вход, позвоните по таким-то телефонам». Человек в панике начинает звонить, но на том конце телефона — лжесотрудник. Он сообщает, что карты находятся под пристальным вниманием мошенников, поэтому все деньги необходимо перевести на сберегательный счёт. После перевода деньги пропадают, а жертва начинается осознавать произошедшие лишь спустя несколько дней, когда деньги, которые должны были вернуться на счёт, на него так и не возвращаются. Тогда жертвы обращаются к настоящим сотрудникам банка, а тем лишь приходится констатировать, что переведены мошенникам, и вернуть их возможности нет.

У этого сценария есть ещё один вариант. После разговора с «госуслугами» раздастся ещё звонок. Мошенник представляется сотрудником ФСБ или других правоохранительных органов. Он сообщит, что вы только что разговаривали с террористом, перевели ему свои деньги и теперь являетесь соучастником масштабного государственного преступления. После этого он скажет, что избежать наказания возможно и к вам приедут с обыском, поэтому необходимо рассказать обо всех ценностях, накоплениях и валюте, которая хранится дома. К этому моменту жертва находится под таким эмоциональным давлением, что выдаёт всю информацию. Ему предлагают сложить всё в коробку и передать «курьеру», а для конспирации — положить сверху бутылку игристого. Потенциальный пострадавший следует инструкции и остаётся без ценных вещей и наличных средств.

Ещё один вид мошенничества, когда человеку звонят и говорят, что это из его поликлиники (при этом называют и имя человека, и саму поликлинику), будто там потеряли номер снилса или же данные обновляют. Человек верит и всё диктует. Но номер снилса — это первый шаг доступа к Госуслугам. А на Госулсугах у вас есть целый пакет документов, с помощью которого можно взять кредит.

— А если человек заподозрил, что общается с мошенниками, как ему поступить, чтобы помочь правоохранительным органам поймать его?

— Во-первых, если вы ещё не перевели средства и не сообщили своей персональной информации, то немедленно положите трубку. В противном случае нужно запомнить всю схему и до мельчайших подробностей рассказать о ней правоохранителям. Кстати, злоумышленники для убедительности могут присылать якобы копии документов, паспортов, удостоверений. Конечно, вероятность, что это оригинальные документы, мала, но вместе с тем, в соседних субъектах возможно уже расследовались уголовные дела, где использовались те же самые вводные данные. Тогда правоохранители могут объединить усилия и, возможно, выявить зацепки для поимки преступников.

— Можно ли как-то предотвратить такие преступления? Какие меры профилактики существуют?

— Помните, что самой главной профилактической и надёжной мерой является только бдительность граждан. Если вы сами не сообщите свои данные и не переведёте деньги, то и жертвой мошенников не станете.

Ещё о чём важно помнить: не бывает лёгких денег. Кстати, один из участившихся видов мошенничества — это предложения приумножить капитал. «Вот у вас сбережений на 100 тысяч, а хотите, чтобы был миллион? Переведите эти 100 тысяч, я введу их в работу на бирже или куплю криптовалюту, которая растёт в цене не по дням, а по часам. Буквально через три часа будет не 100 тысяч, а миллион».

Учитывая, что не у всех граждан благосостояние на желаемом уровне, конечно, они хотят увеличить свой капитал. Но, вынужден констатировать, что так они его скорее потеряют совсем.

— Какие планы для предотвращения подобных ситуаций есть у прокуратуры на 2025 год?

— Мы продолжаем заниматься деятельностью по профилактике IT-преступности, выступая перед школьниками и студентами. В прошлом году активно сотрудничали с социальными учреждениями, в том числе с «Береникой», где большое число подопечных — люди старшего поколения.

Такая работа будет продолжена. В планах — встречи с самыми уязвимыми группами населения — пенсионерами и детьми. Мы им разъясняем, что не следует «кликать» по сомнительным ссылкам, потому что при переходе на определённые сайты мошенники могут получить доступ ко всей информации, которая находится в компьютере или телефоне.

— Заур Яшарович, разъясните, какие службы, организации никогда не звонят по телефону?

— Вам не будут звонить из Министерства труда, органов здравоохранения, Социального фонда России, Почты России, прокуратуры, МВД, ФСБ, следственного комитета, Госуслуг. Уже сам факт такого звонка — повод положить трубку. Если же разговор всё же состоялся, и вас просят уточнить паспортные или иные данные, ни в коем случае не передавайте их. Если закрались сомнения, вы всегда можете дойти до этой службы и лично уточнить информацию.

— Давайте подытожим, какие меры предосторожности вы бы порекомендовали гражданам для защиты от интернет- и телефонных мошенников?

— Не переходите по незнакомым или сомнительным ссылкам (даже если эту ссылку прислал близкий человек, возможно, его аккаунт просто взломан), не соглашайтесь на сомнительные предложения, никогда не сообщайте в телефонных разговорах свои данные — никакие. Нужные люди сами вас найдут, а с ненужными надо прекращать беседу незамедлительно, иначе можно попасть под воздействие манипуляций.

Как можно чаще проводите профилактические беседы дома: и со старшими членами семьи, и с детьми.

— Благодарим вас за беседу и надеемся, что она будет полезна нашим читателям.

Текст: Галина Михайлова
Фото: Никита Пешин

связанные новости