Волхов Главное Образование

Из Кировска и Волхова – на всю страну

Комитет Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре рекомендует Правительству России перенять опыт ФосАгро в профориентации и системе подготовки кадров. Компания создала и внедрила во всех регионах присутствия образовательную вертикаль «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие». Это кадровая безопасность ФосАгро и возможность школьникам применить себя в будущем на заводе в своем родном регионе.

Свою образовательную программу ФосАгро представила на выездном заседании профильного комитета Совета Федерации в городе Кировске Мурманской области. Его участники на примере Кировска и Апатитов познакомились с благотворительными проектами компании в сфере поддержки образования, профориентации, детско-юношеского спорта и духовного развития. Это «ФосАгро-школы», в каждой из которых открыты специализированные «ФосАгро-классы», сотрудничество с профильными ССУЗами и ВУЗами, в том числе со старейшим техническим вузом России — Санкт-Петербургским горным университетом. Вместе эти проекты образуют комплексную программу «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие».

— Мы ознакомились с теми практиками, которые сегодня есть в Мурманской области именно по профориентации, по поддержке подготовки кадров. С опытом ребят, которые окончили «ФосАгро-классы», подшефный колледж и вуз и начали свой трудовой путь на предприятии. Пример этих молодых людей говорит, что эта программа эффективно работает,отметила председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Образовательная парадигма ФосАгро нацелена на воспитание специалиста от детского сада и школы до вуза и его последующую адаптацию на производстве. Первой и базовой её ступенью является платформа ДРОЗД. Проект «Детям России – образование, здоровье и духовность» зародился более 20 лет назад на основе опыта школы «Самбо-70» в Апатитах. Затем шагнул в Череповец, Балаково и Волхов.

— Сейчас это ключевой социальный проект ФосАгро, в рамках которого дополнительное образование совмещается с профориентацией, занятиями физической культурой и спортом, а также духовно-нравственным развитием подрастающего поколения. В рамках проекта «Детям России – образование, здоровье и духовность» (ДРОЗД) ребята гармонично развиваются. Затем они приходят в «ФосАгро-школы», где созданы прекрасные условия для обучения, рассказал генеральный директор ПАО «ФосАгро» Андрей А. Гурьев.

Сегодня в подшефных школах компании в пяти городах обучаются около 6000 детей. Учащиеся старших «ФосАгро-классов» получают углублённые знания в точных и естественных науках. Спецкурсы читают приглашённые преподаватели ведущих технических вузов. Ежегодно проходит «Фестиваль ФосАгро-классов», который объединяет школьников из Кировска, Апатитов, Череповца, Балакова и Волхова, педагогов и студентов-целевиков ФосАгро.

— Компания выстроила очень интересный профориентационный процесс,поделилась Алиса Арутюнян, директор волховской «ФосАгро-школы». — Профориентацию мы начинаем уже с начальной школы. Это правильно подобранная внеурочная деятельность. Физика, математика, информатика, химия – наши главные предметы. Мои ученики ездят в университеты для дополнительного изучения точных наук, участвуют в профильных олимпиадах. Ну, и конечно, параллельно с учёбой дети знакомятся с предприятием – нашим главным партнёром – волховским комплексом ФосАгро.

Так компания взращивает специалистов со школьной скамьи, прививает школьникам корпоративную и производственную культуру. В результате, за последние три года на предприятия ФосАгро вернулись более 50 выпускников «ФосАгро-школ». И с каждым годом это число стремительно растёт.

Например, инженер-аналитик производства полифосфатов Волховского филиала АО «Апатит» Анастасия Ёршикова успешно окончила «ФосАгро-школу» и отучилась по целевому направлению в Горном университете по специальности «Химическая технология неорганических веществ»:

— Впервые я побывала на предприятии во время практики. Мне очень повезло с руководителем, который провёл меня по цехам и рассказал про оборудование. Сейчас я работаю инженером-аналитиком в производстве полифосфатов. Мне очень нравится моя работа, несмотря на большую нагрузку. И конечно, не хочу останавливаться в развитии: в моих ближайших планах заочно поступить в магистратуру.

По мнению Андрея А. Гурьева, комплексная образовательная модель «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» призвана помочь системе образования стать более гибкой и обеспечить устойчивость на рынке труда как для работодателей, так и для специалистов.

— Практически у всех компаний сегодня есть заказ на профессиональное образование, на среднее профессиональное образование, на профессиональных рабочих, на инженеров. Для поддержки высоких темпов развития экономика должна быть обеспечена кадровым потенциалом, высококвалифицированными специалистами. Пример ФосАгро доказывает, что реализацию этой задачи сложно представить без участия крупных индустриальных компаний, которые должны максимально оперативно реагировать на тренды рынка труда и адаптироваться к ним, отметил Андрей А. Гурьев.

По результатам исследования международной рекрутинговой компании Hays, в 2021 году 76% российских работодателей столкнулись с нехваткой кадров. Больше всего страдают сельское хозяйство, добывающая промышленность, металлургия, информационные технологии, химическое производство. В условиях острого дефицита кадров образовательная модель ФосАгро, которая стартовала почти 10 лет назад, стала отличным образцом подготовки востребованных и вовлечённых специалистов.

— Я окончила «ФосАгро-школу» в 2017 году. Любимыми предметами были физика, математика, химия, по ним я училась на «отлично». Не раз участвовала в школьных и городских олимпиадах. В старших классах мы ездили на экскурсии в ВУЗы, проверяли свои знания на олимпиадах в Технологическом институте. При поступлении у меня был выбор между тремя ВУЗами — фармацевтическим, горным и технологическим. Последний был мне знаком больше всего, туда я и поступила на специальность «Химическая технология», о чём не жалею,рассказывает Валерия Тимашева, инженер-лаборант в лаборатории цеха по производству серной кислоты Волховского филиала АО «Апатит». — Я вижу для себя в нашей компании большие перспективы для карьеры и развития. Приятно, когда у тебя получается, и перед тобой открываются новые двери и возможности. Думаю, в будущем у меня получится стать начальником лаборатории.

Итогом визита в Мурманскую область стала рекомендация комитета Совета Федерации в адрес правительства РФ и в адрес федеральных министерств внимательно изучить, освоить и распространить опыт ФосАгро в образовании и профориентации.

— Скажу без преувеличения, что этот опыт здесь, в Кировске, совершенно точно на передовых позициях. Он опережает те наработки, которые, существуют в других субъектах Федерации. Мы убедились в том, что образовательная модель, благодаря которой вчерашние школьники поступают в профессиональные училища и ВУЗы и остаются трудиться, строить карьеру в своём регионе, работает на деле, прокомментировал итоги выездного заседания заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Константин Косачев.

Сенатору Айрату Гибатдинову такая корпоративная практика напомнила советский опыт,когда предприятия и образовательные учреждения работали в связке.

Мы с коллегами обсудили, что, к большому сожалению, таких предприятий по стране мало, которые сами выходят с инициативой и начинают курировать социальные объекты: школы, детские сады, колледжи. Это приветствуется и необходимо распространить такой опыт на всех, – отметил Айрат Гибатдинов, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Подготовила Регина КОШЕЛЕВА

связанные новости