Волхов Главное История

Память о героическом рейсе и судьбе машиниста Ивана Пироженко

Ежегодно, традиционно в первых числах февраля в нашем городе чествуют железнодорожников, их мужественный труд в годы Великой Отечественной войны. На перроне станции Волховстрой 1 на вечной стоянке стоит знаменитый паровоз Эу-708-64, который первым доставил состав с продовольствием в блокадный город на Неве. Об этом подвиге паровозной бригады не забываем и с каждым годом высвечиваются новые факты, рассказывающие об этом рейсе, об этой памяти.

Говорят, что прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы – его творение, мы живём, погружённые в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое – значит не понимать настоящее. Имена людей, которые вели состав в Ленинград, стали достоянием истории, но не забвения – это машинист Иван Пироженко, помощник машиниста Владимир Дятлев, кочегар Иван Антонов.

Иван Павлович Пироженко – машинист за героический рейс был удостоен знака «Почётный железнодорожник», хотя, как считают коллеги-машинисты, он вполне достоин звания героя. Дальнейшая судьба легендарного машиниста связана с Севером. Благодаря пытливости и настойчивости хранителя музея истории локомотивного депо Волховстрой Людмилы Павловны Королёвой в 2009 году выяснилось, что в 1947 году Иван Павлович был направлен в командировку на вновь построенную Северо-Печорскую железную дорогу для подготовки кадров паровозников на станцию Ижма. Выяснилось, что 14 лет, до 1961 года он проработал в депо Сосногорск, был передовиком производства. В Сосногорске ему вторично, после Волховстроя, был присвоен знак «Отличный паровозник», он получил несколько отраслевых и государственных наград. Отработав положенный командировкой срок, машинист И.П. Пироженко остался на постоянное место жительства в Сосногорске. После 1961 года следы его теряются. Только в 2019 году, совершенно случайно, объявился человек, который рассказал, что последние годы жизни Пироженко проживал в посёлке Синдор Княжпогостского района Республики Коми, там же и похоронен в 1975 году.

Почти 50 лет нет в живых человека, который в далёком 1943 году привёл в блокадный Ленинград первый поезд с Большой земли. Но и по сей день не ослабевает интерес к личности машиниста, воля и мастерство которого позволили осилить этот тяжелейший маршрут.

Судьба машиниста И.П. Пироженко распорядилась так, что совершив подвиг, он так и не испытал времена невероятной славы, только тяжкие времена забвения и одиночества в конце жизни. С целью исправления такого положения и воздания памяти героя-машиниста, совет ветеранов Сосногорского региона Северной железной дороги проникся мыслью – установить памятник в честь Пироженко в посёлке Синдор и мемориальную доску на здании локомотивного депо Сосногорск. Изготовление памятника велось на народные средства, был брошен клич в депо Сосногорск и Волховстрой. Поездные бригады двух локомотивных депо с пониманием откликнулись на сбор средств. Так два депо, благодаря И.П. Пироженко, стали побратимами.

Пироженко остался в памяти людей, знавших его, очень скромным человеком.

Железнодорожники Октябрьской и Северной железных дорог собрали средства и установили памятник Пироженко, где он жил и работал последние годы. Активисты – это ветераны и профсоюзные работники приезжали на митинг, посвящённый первому поезду с продовольствием в Ленинград. В этот же день такой митинг проходит и у них в память о нашем знаменитом земляке – машинисте.

Память – это великое дело. Ежегодно на такое мероприятие приезжает сын изыскателей Дороги жизни Владимир Георгиевич Тыдман. По документам, зарисовкам отца он написал книгу в память о людях, которые первыми проходят любую трассу. Потомки помнят и передают эту память следующим поколениям. Приезжают и приходят родственники железнодорожников, чьи судьбы связаны с военными годами. Лидия Дятлева – дочь помощника машиниста, сейчас живёт в Санкт-Петербурге, но обязательно бывает в Волхове, чтобы почтить память отца и всех железнодорожников. И нынешний митинг у паровоза не стал исключением, Лидия Дятлева приехала с дочерью, внучкой Владимира Дятлева – помощника машиниста.

Георгий Григорьевич Самсоненко – потомственный железнодорожник, работал начальником локомотивного депо. Для него митинг у паровоза значим. Он поделился воспоминаниями, как был найден знаменитый паровоз после войны и возвращён в наш город. Георгий Григорьевич Самсоненко в этих поисках принимал самое непосредственное участие.

Паровоз Эу-708-64 – это памятник народный.

Подготовила Тамара ПЕТРОВА

связанные новости