Россияне без шампанского: Петербург и Ленобласть сократили производство игристых вин
В России за первые 6 месяцев текущего года из-за нехватки отечественных виноматериалов резко снизилось производство игристых вин. По этой причине только в Петербурге и Ленобласти производители могут потерять за год около 7 млрд рублей выручки, подсчитали эксперты
Северо-Запад в тренде
По данным Клуба профессионалов алкогольного рынка, в январе-июле текущего года производство игристых вин в России сократилось на 28,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 4,6 млн дал.
«Такое значительное падение производства объясняется довольно просто. В прошлом году до вступления в силу закона, запрещающего называть вином продукты, изготовленные из иностранных виноматериалов, производители старались произвести максимальные объемы продукции, которые можно реализовать по старым правилам», — поясняет Максим Черниговский, глава Клуба профессионалов алкогольного рынка.
Правда, по его словам, более корректно сравнивать итоги работы отрасли за 7 месяцев 2021 года с аналогичным периодом 2019 года, когда вынужденного увеличения производства игристых вин не было.
«Относительно 2019 года снижение не такое значительное — всего 13,6%, но и эту динамику можно считать тревожной», — говорит он.
Ситуацию усугубил дефицит отечественных виноматериалов, с которым столкнулись производители.
«В России катастрофический дефицит российских виноматериалов. Это не могло не сказаться на результатах работы отрасли», — говорит Вадим Дробиз, глава Центра ЦИФРРА.
Виноград растет медленно
Тренд уменьшения производства игристых вин не обошел стороной Петербург и Ленобласть. Ведь в Северной столице находится один из крупнейших производителей шампанского в стране — завод «Игристые вина», в Ленобласти — завод «Северная Венеция» и «Вилаш-КШВ».
Клуб профессионалов алкогольного рынка подсчитал, что за январь-июль 2021 года в Петербурге выпуск игристых вин составил 362 тыс. дал, что в 4,5 раза меньше показателей прошлого года и в 2 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В Ленобласти производство игристых и шампанских вин за тот же период составило всего 108 тыс. дал. Это лишь 7% от уровня 2020 года и 10% от уровня 2019 года.
Участники рынка говорят, что такие результаты ожидаемы. В прошлом году представители «Игристых вин» заявляли, что перевели выпуск игристых вин из Петербурга в Молдавию. Контрактный розлив организован на заводе «Инвинпром». «Новый проспект» направил запрос в «Игристые вина» с просьбой прокомментировать планы дальнейшей работы. Ответа пока нет.
По оценке Павла Шапкина, главы Национального союза защиты прав потребителей, «Игристые вина» из-за прошлогоднего переноса производства в Молдавию могут потерять около 7 млрд рублей выручки.
«А бюджет Петербурга из-за перебазирования производства шампанского недополучит около 1 млрд рублей акцизов», — подсчитал эксперт.
В Ленобласти отрицательная динамика производства связана с тем, что завод «Северная Венеция» перепрофилировал производство шампанского под выпуск медовых игристых напитков. Инвестиции в проект составили около 50 млн рублей.
«Мы по-прежнему выпускаем около 9 млн бутылок продукции в месяц. Но это уже другая категория напитков», — поясняет гендиректор «Северной Венеции» Ольга Котович.
Однако у «Северной Венеции» не всё гладко. С прошлого года ее собственник, ООО «Меркурий», пытается банкротить банк «Пересвет» за долг в 386 млн рублей. По словам Ольги Котович, иск связан с тем, что банк выдавал кредит «Северной Венеции» со сроком погашения в 2022 году, а завод задержал выплаты по кредиту по ряду причин.
«Сначала у нас не было средств, поскольку мы перепрофилировали производство под выпуск новой продукции. Затем были сложности с выводом ее в федеральные сети из-за пандемии. Хотя банк мог бы предоставить нам кредитные каникулы», — говорит Ольга Котович. По ее словам, судебный спор с «Пересветом» еще не урегулирован.
Пока в Ленобласти стабильно и без проблем работает только завод «Вилаш-КШВ» в Волховском районе. Как сообщил президент ГК «Вилаш» Макшюр Гасымов, компании удалось найти партнеров на юге России, которые поставляют на завод российские виноматериалы.
«Нам удается не снижать объемы производства», — заявил Макшюр Гасымов.
Импорт нам поможет
Федеральный закон о виноградарстве и виноделии вступил в законную силу июле прошлого года. В законе отражены не только требования, но и всесторонняя поддержка государством отечественного винодельческого производства, которое приравнено к сельскому хозяйству.
«Обвальное падение объемов производства игристых и шампанских вин в Петербурге и Ленобласти доказывает, что без помощи региональных властей местным производителям легальной винодельческой продукции просто не выжить. При этом бюджеты двух наших регионов теряют огромные финансовые средства в виде акцизов и других налогов из-за отсутствия целевых программ, направленных на поддержку производителей винодельческой продукции», — комментирует Максим Черниговский.
Что касается планов на будущее, то ничего хорошего аналитики для отрасли не пророчат. По словам Вадима Дробиза, в России есть собственное производство виноматериалов, но его слишком мало для того, чтобы обеспечить прежние объемы производства винодельческой продукции. «Да, российские компании увеличивают площади виноградников, но это увеличение идет слишком медленными темпами», — сетует эксперт.
«С учетом запрета на использование импортных виноматериалов активно развиваются такие отечественные производители игристых вин на юге, как «Новый свет», «Золотая балка», «Фанагория», «Кубань-Вино», несмотря на то что ряд игроков ушел с рынка», — констатирует Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России.
При этом снижение объемов производства шампанского неизбежно.
«По итогам текущего года оно составит не менее 30%, поскольку отечественный виноматериал уже должен был закончиться», — считает Вадим Дробиз.
источник: newprospect.ru