Волхов Интересное История

50 лет Волховскому пассажирскому автопредприятию

Для истории это совсем небольшой период, а для предприятия и его коллектива – это существенный отрезок времени, для большинства работников — это судьба, целая жизнь…

О значимости пассажирского транспорта в жизнедеятельности любого человека и поселения и в сегодняшнее высокоразвитое время говорить не приходиться. Пассажирский транспорт остаётся и сейчас востребованным.

Если вспомнить историю нашего района, то ещё в 1939 году в Новой Ладоге была создана автотранспортная контора общего пользования, в которой были автомобили марок ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Для населения открыли маршрут Новая Ладога – Волхов, на котором работал фургон с сиденьями для пассажиров.

11 июля 1948 года в Волхове открылось автобусное движение, которое соединило две части города. Автобусы работали с 7 часов утра и до 10 часов вечера. В будние дни работало на маршруте 5 автобусов, а в выходные – 6. Автобус быстро завоевал популярность у населения.

Так начиналась история развития автомобильного транспорта в Волхове – большая и интересная. До 1972 года работало автопредприятие, которое занималось и грузовыми, и пассажирскими перевозками.

Такова кратко предыстория становления пассажирского предприятия, которому в эти дни исполнилось 50 лет.

В 1972 году произошло разделение предприятия на грузовое и пассажирское. Базой пассажирского предприятия стал автотракторный цех алюминиевого завода. Начальником был назначен Георгий Алексеевич Плёнкин, ранее возглавлявший совместное предприятие.

На территории была ремонтная база на 6 автомашин. Администрация и руководство располагались в диспетчерской. В дальнейшем усилиями Г.А. Плёнкина и главного инженера Ю.П. Копасова было построено ныне действующее административное здание.

Материальная база предприятия пополнялась новым гаражным оборудованием и станками, шло переоснащение автопредприятия новыми автобусами. За период с 1972 по 1975 годы автобусный парк был полностью заменён от ЗИЛов-158 до Икарусов-620, 255, 260.

Коллектив предприятия с 1972 по 1984 год увеличился до 585 человек. Количество автобусов увеличилось до 138 единиц, а такси — до 24 единиц.

В это время автобусами пассажирского предприятия обслуживался не только город Волхов, но и все населённые пункты района. По городским маршрутам работало от 17 до 21 автобуса в две смены. На междугородних перевозках — 31 автобус.

После Г.А. Плёнкина предприятие возглавил Николай Николаевич Алампиев, затем Н.А. Громов. Они были первопроходцами, начинали работу практически на пустом месте и, как говорится, с чистого листа.

С 1 марта 1997 года более 14 лет директором была Людмила Павловна Тонкус. С 4сентября 2011 года по 2017 год предприятие возглавлял Александр Александрович Самусев…

Главное достоинство любого предприятия – это рабочий коллектив.

Фундаментом этого предприятия были люди, которые работали ещё в совместном предприятии с первых дней его основания, многие из них были испытаны военным временем. Это поколение знало цену труду, взаимной поддержке, уважения к профессии, коллективизму, ответственности. Они были примером для молодого поколения работников.

Многие труженики предприятия, придя в автохозяйство юными, сейчас уже уважаемые ветераны, по доброму и даже с некоторой ностальгией вспоминают время работы в сфере транспорта.

Вот что сказал Виктор Иванович Тонкус, который четыре десятилетия посвятил работе на транспорте: «Я пришёл устраиваться на работу ещё в смешанное автопредприятие, и что тогда удивило — меня отправили в парикмахерскую подстричься, в то время у молодёжи были в моде длинные волосы. Я удивился, но подчинился требованию. Так я влился в большой коллектив – много работающих, много транспорта. Я был в таком восторге… Прошло время, и меня вдруг начали называть уже Виктор Иванович.

Работая в этом предприятии, я встретил здесь свою ненаглядную, которая и стала моей женой — Людмилу Ивановну. С ней мы и по сей день вместе. Автомобильному транспорту она посвятила тоже без малого четыре десятилетия.

Я на предприятии освоил разные специальности. Ребята работали умные, всё серьёзно было поставлено.

В 1972 году, когда предприятие разъединили, я перешёл в пассажирское предприятие работать. Однажды еду на работу и стою у кабины водителя, смотрю, как он ведёт автобус «Икарус» полный пассажиров, дорога вьётся …

И так у меня в сердце защемило, и я подумал, а может и я так смогу…

Вскоре в Ленинграде объявили курсы на водителей и я их окончил. Пришёл на работу и получил новый «Икарус» на городском маршруте. Были наставники Николай Иванович Елисеев, Владимир Филиппов. Они сказали, что тебя учить, ты всё умеешь. Так пошла моя жизнь. Поработал на городских маршрутах, потом на пригородных. И тут встречает меня Тимофей Григорьевич Жильцов на трассе и говорит: «Виктор, не хочешь ко мне в напарники, автобус «Люкс». А на таких автобусах работали серьёзные люди. И тут тоже серьёзная жизнь началась: междугородние перевозки – большие, дальние. В коллективе были очень грамотные люди и руководители и рабочие. Работой кузнецов можно было любоваться, когда из-под их рук металл льётся. Сколько иностранного оборудования слесари переделали на русский лад, сколько было рационализаторских предложений… И как-то оно быстро прошло это время. Сейчас вспоминаю и думаю: «Какое было время! Какие были люди! А запах того времени — горючего, масел, людей, той атмосферы стоит и сейчас в душе. Коллектив был большой. Все трудились и радовались. Я и сейчас уверен, что труд и коллектив сплачивает людей. Даже, когда выходной день, всё равно бежишь на работу, узнать как там твой автобус… А то бывало просили меня и как сварщика, прийти поработать, и бежишь помогать. Так что и нынешним работающим желаю: «Старайтесь, и всё будет хорошо!».

Такое мнение у большинства работников, с которыми удалось побеседовать, для них это особое, запомнившееся время, оставшееся в памяти.

На протяжении всей жизни предприятия труженикам постоянно уделялось внимание. Была создана Книга почёта, в ней были фамилии всех ветеранов Великой Отечественной войны, создана фотолетопись истории предприятия.

Водители городских маршрутов стали инициаторами развития обслуживания города комсомольско-молодёжными экипажами, бригадиром которых был А.Н. Афанасьев. Работали на один подряд с рабочими ремонтной зоны. Кстати, Афанасьев и сейчас продолжает работать водителем автобуса и его сын пошёл по стопам отца.

Параллельно с развитием пассажирской сети шло развитие материально-технической базы, на которую не отпускалось никаких средств. Были построены склады, красный уголок и другие производственные помещения силами работников предприятия.

Людмила Павловна Тонкус возглавляла пассажирское предприятие в очень не простое время. Вспоминая годы работы, она рассказывает: «Пассажирское автопредприятие начало работать с 1 февраля 1972 года. Оно образовалось на базе основного головного и филиала в Новой Ладоге. Маршрутная сеть была очень большая – много было городских перевозок, все пригородные перевозки, междугородние перевозки, заказные и такси, много туристических поездок. На этих автобусах работали водители — асы. Всегда считалось, что на пассажирском транспорте работают люди одарённые, с большим опытом работы, относящиеся к работе с любовью, имея высокий профессиональный класс. У нас были и автобусы хорошие, и водители грамотные, талантливые, в то время мы много занимались туристическими перевозками. Объездили всю Прибалтику, и Украину, и Белоруссию…

Пассажирское предприятие славится династиями: династия Лобецких, Филипповых, Турыгиных, Филимоновых, Самойловых. Иван Яковлевич Лобецкий в 1997 году возглавил ветеранскую организацию – это удивительный человек, участник Великой Отечественной войны, воспитал прекрасного сына Анатолия Ивановича, внук Дмитрий работал в этом же предприятии, очень грамотный молодой человек, участвовал во многих проектах, конкурсах.

Династия Самойловых – Иван Михайлович Самойлов, его жена и два сына работали в автопредприятии.

На пассажирском транспорте случайных людей нет. Сюда приходят люди опробовать свои силы, и они или остаются или сразу уходят. А кто остаётся, то уже надолго, жизнь уже связывает с предприятием. Работа здесь ответственная и беспокойная – это ранние наряды или поздние наряды, других просто не бывает. Ранние наряды начинаются в 3-4 утра, а поздние заканчиваются в 2-3 часа ночи.

Здесь графиковое движение автобусов, семья должна быть готова, что муж работает на пассажирском транспорте.

Весь транспорт автомобильный – великий труженик.

Я пришла на предприятие, когда оно находилось в глубоком кризисе, и мы смогли преодолеть все невзгоды. Мы выстояли. Мы – это не только работники предприятия. Во-первых, большое спасибо мэру города Волхова Нонне Михайловне Волчковой – это очень мудрый руководитель, она очень переживала за пассажирский транспорт. Нонна Михайловна договорилась с руководством шведского города Сундсвалля – побратима Волхова, и пробрели автобусы «Вольво» и «Скания». Водители предприятия прошли стажировку в Швеции и пригнали автобусы в Волхов.

Это лето 1998 года. В 1997 году мы получили от правительства Ленинградской области автобус Икарус — гармошку, а потом ещё 4 автобуса. Их прозвали белыми лебедями. И пассажирские перевозки улучшились».

Л.П. Тонкус – единственная в Ленинградской области женщина руководитель автотранспортного предприятия. Она имеет звание «Почётный гражданин города Волхова», «Почётный автотранспортник», «Почётный работник автотранспорта России», «Почётный работник российского автотранспортного союза».

«Коллектив предприятия заслуженный, многие отработали на предприятии честно и добросовестно многие годы, за что имеют награды. Мои награды – это награды и коллектива», — говорит Людмила Павловна.

Большое внимание на предприятии уделялось развитию социально-культурной сфере, спорту. Были организованы футбольные, баскетбольные команды, команда по пулевой стрельбе, в которых с удовольствием занимались работники предприятия в свободное время, в соревнованиях занимали призовые места. Команда спортсменов предприятия всегда участвовала в городских туристических слётах. Участники художественной самодеятельности неоднократно принимали участие в Ленинграде в смотрах художественной самодеятельности и всегда отмечались благодарностями и почётными грамотами.

Предприятие занималось и шефской работой, опекали детский сад «Зелёненький» и школу. Школьники приходили на экскурсию, и им очень нравилось общаться с работниками, которые их ещё и катали на автобусах.

Ребята видели работу транспорта в действительности.

Помогали сельхозпредприятиям на уборке урожая.

За хорошую работу предприятие неоднократно поощрялось почётными грамотами и переходящим Красным знаменем.

Особое внимание уделялось жилищно-бытовым вопросам. Был построен 90-квартиргый дом, в котором 56 работников получили квартиры.

Были разработаны проекты на гараж и автобусную станцию, расширена площадка для стоянки автобусов, внедрён электроподогрев.

Всегда особое внимание уделялось участникам Великой Отечественной войны, поездкам по памятным местам, обязательно ездили к знаменитой «полуторке» в Дусьево.

Большой вклад в развитие предприятия внесли работники, ныне ветераны труда. Почётным знаком «Ветеран труда» награждены 158 человек.

11 человек награждены правительственными наградами.

Значком «За работу без аварий 1 степени» награждено 30 человек, среди которых П.И. Никулин, М.И. Четырин, Н.В. Филимонов, В.И. Тонкус и другие.

Знаком «Почётный автотранспортник» награждены 13 человек, среди которых В.Д. Бобров, В.С. Краснов, Л.И. Алампиева и другие.

Трое работников предприятия участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Чётко и слажено работала диспетчерская служба на автобусной станции под руководством А.М. Лукина.

Диспетчер А.С. Кузнецова отработала 44 года и передавала опыт работы по организации транспорта на линии коллегам. За добросовестный труд она была награждена Почётной грамотой губернатора Ленинградской области.

Нельзя не отметить вклада ремонтных рабочих по ремонту подвижного состава, ведь от их квалифицированной чёткой и быстрой работы зависит быстрое возвращение транспорта на линию. Среди таких рабочих Г.С. Рубашкин, молодые автослесари А. Максименко, Д. Матвеев, Артём Черных и другие.

В 1998 году коллектив пополнился большим количеством кондукторов, которые на своём уровне выполняли задачу по своевременному сбору выручки и обелечивания пассажиров — это и Н.В. Шкляева, А.А. Литяга, М.Ф. Бойцова, И.А. Минина и другие.

Успешная работа предприятия зависела от каждого члена коллектива: бухгалтерии, инженерно-технического состава, кондукторов, ремонтных рабочих, водителей… А работа – ответственная и не простая.

И сегодня они все заслуживают добрых слов благодарности. И с кем бы не довелось поговорить, все с большой любовью и ностальгией вспоминают годы работы на предприятии. О каждом работнике можно написать отдельный очерк.

В 2020 году предприятие закрылось, оставив о себе добрую память в жизни города, в судьбе каждого работника. И каждый сегодня скажет: «Если снова начать, я бы выбрал опять беспокойные хлопоты эти…».

Материалы по истории предприятия бережно хранятся в музее пассажирского транспорта города Санкт-Петербурга.

С юбилеем, уважаемые работники Волховского пассажирского автопредприятия!

Л. АЛАМПИЕВА

Т. ПЕТРОВА

Благодарим сотрудников музея истории города Волхова и музея пассажирского транспорта города Санкт-Петербурга за помощь в подготовке материала.

связанные новости