Новоладожские рассказки
Так называется очередная книга, которую написала Наталия Михайловна Канатчикова – коренная ладожанка. В книге воспоминания о тех людях, которые оставили свой след в истории Новой Ладоги, о том, какая она была в период золотых 70-х. Автор пишет только о тех, с кем была лично знакома, кто в сердце оставил след. На страницах газеты останется о них добрая память.
Волховская земля богата талантливыми земляками, интересными событиями. Надеемся, что это не последняя книга Наталии Михайловны Канатчиковой о жителях земли Волховской.
Размышления у витрины Гостиного Двора
Графическими символами нашего героического города могут служить силуэт колокольни Собора Пресвятой Богородицы, абрис кораблика на обочине дороги в Марьиной роще, а ещё, как ни странно, – вот эта самая надпись: «Промтовары» – это звучит гордо!
Надпись эта когда-то даже светилась по вечерам.
Символ стабильности, застоя, дефицита и блата. Да-да, именно блата. Ибо времена, когда эта рекламная надпись была установлена, это были сложные товарные времена. В золотые 70-е советский ладожский народ жил достойно, можно даже сказать зажиточно. Все, кто хотел трудиться, имели работу и очень приличный заработок. В городе была масса промышленных предприятий, не буду даже их перечислять (много места займёт). Больше всех зарабатывали рыбаки. После них по уровню доходов были лакондовцы.
Ладожане имели деньги, но не всегда имели возможность их потратить. Ибо в торговле царил Его Величество Дефицит. Чтобы купить телевизор, холодильник, другую бытовую технику, модную (причём, непременно импортную) одежду и обувь, надо было дружить с продавцами.
Гостиный Двор – это было сакральное место. У него, как и у Ленинградской Гостинки, тоже было четыре линии.
Вдоль всей галереи на линии проспекта располагались так называемые отделы этого универмага: ткани, (прямо напротив входа) чулочно-носочный, обувной, одежда (это, если идти налево, от входа). Вот что за отделы располагались направо от входа, убей – не помню.
В отделах мало что можно было купить. Разве что вещи нашего отечественного производства. Добротные и из натуральных материалов, но не изящные и не модные.
О неуклюжей работе нашей лёгкой промышленности в прессе тогда писалось очень много, только от этой писанины ничего не менялось. Работу это высмеивали Райкин и Жванецкий, но на полках как располагались жуткие сапоги фабрики «Скороход», так и продолжали располагаться.
А вот за импортом приходилось стоять. И стоять долго. Кто-то о поступлении импортных вещей знал заранее, и занимал очередь с утра. Как просачивались эти суперсекретные сведения в народ, до сих пор непонятно.
Каждый зашедший в универмаг, увидев очередь, спрашивал: «Что давать будут?» и вставал в очередь вместе со всеми.
Тогда же появился термин «выбросили». Помните, что он означал?
Да, на прилавок действительно дефицитный товар выбрасывали. Потому что раскупали его моментально, иногда даже не примеряя, простояв перед этим в очереди иногда не один час.
А ещё использовался термин «из-под прилавка». Помните, что он означал? Да, именно. Это, когда товар есть, но его не выкладывают для всеобщего обозрения, а держат под прилавком и предлагают к продаже лишь «своим» покупателям.
Кто такие «свои»? – А это как раз те, кто имел блат.
Ну, надеюсь, что такое блат, объяснять не надо. Хотя шут его знает, возможно, молодёжи действительно незнакомо это понятие. Как верно говорил Владимир Ильич: «Блат выше Совнаркома».
На линии Центральной площади Гостиного двора располагался продуктовый магазин.
На линии автобусной площади – магазин канцтоваров и телевизоров, магнитофонов и прочей техники. На линии базарной площади – молочный магазин, в котором работали Нина Николаевна Тюлева, Любочка Сапрыкина и Тамара Константиновна Кузнецова, про которую ладожский поэт написал: «Пить бы чай, пивком бы баловаться у Тамары на поплавке».
Ну, а теперь серьёзно. Универмаг Гостиный Двор занимала организация под названием ОРС НСРЗ (отдел рабочего снабжения Новоладожского судоремонтного завода). В нём работал большой коллектив работников советской торговли. Помимо этого, в ОРСе были и другие структурные подразделения – ресторан «Волна», кулинария, мясной магазин, да много чего ещё.
Н.М. КАНАТЧИКОВА
Продолжение следует