Спасительная переправа
Сотрудники и ветераны Волховского отдела вневедомственной охраны Росгвардии провели урок мужества с учащимися 7 класса Государственного бюджетного образовательного учреждения Ленинградской области «Волховская школа, реализующая адаптированные образовательные программы» под руководством педагога С.С. Орловой в музее истории города Волхова — филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Главный хранитель музея И.А. Пузанова провела тематическую экскурсию об особой роли волховчан в обороне и жизнеобеспечении Ленинграда, о Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, — не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший поддерживать связь блокадного города с Большой землёй.
В ходе экскурсии состоялась презентация, в которой был представлен видеоряд из фотографий, схем и документов, повествующих о памятной дате в истории Ленинградской битвы: 22 ноября 1941 года началось движение по ледовой Дороге жизни на Ладожском озере.
В те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 г. хлеба в сутки для рабочих и 125 г. — для всех остальных, люди начали умирать от голода. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.
Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач. Толщина льда для того, чтобы по нему двигался автомобильный транспорт, должна быть толщиной хотя бы 20–30 см.
19 ноября 1941 года на восточный берег Ладоги отправился конно-санный обоз, который вернулся в Осиновец 21ноября с мукой для ленинградцев. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок. Было очевидно, что запуск автомобильного движения по тонкому ноябрьскому льду был крайне рискованной затеей, но ждать не было возможности. Водители стояли на подножках и, в случае опасности провала машины под лёд, должны были выпрыгнуть.
22 ноября на лёд в сторону Кобоны вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лёд просто не выдержит, он гнулся под колёсами от тяжести.
В первые недели работы Дороги жизни ушли под лёд около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. Влияние оказывала также отражённая от берега волна и волны, создававшиеся соседними машинами. Так происходило, если полуторка двигалась со скоростью 35 км/ч. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см. Фактически это была победа науки, и, прежде всего, физики, над гитлеровской тактикой, использовавшей голод в качестве средства ведения войны.
Ледовая трасса находилась всего в 12–15 км от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалёта или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и, порой, обнаружить их было абсолютно невозможно. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно. Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба.
Дорога жизни — ярчайшая страница в героической истории нашего города и Отечества. Подобного примера борьбы за жизнь мировая история не знает. На протяжении всего пути Дороги жизни в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов — памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на Дороге жизни, а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».
Волховский отдел вневедомственной охраны Росгвардии выражает признательность и неизменное уважение главному заведующей музеем истории города Волхова О.А. Николаевой и хранителю музея истории г. Волхова И.А. Пузановой за самоотверженный труд по созданию реалистичной атмосферы, отражающей героическое прошлое нашего края. Выражаем благодарность за тёплый приём, профессиональную подачу глубоких знаний и огромного практического опыта.
Наталья СИРОТИНА