Культура

Итальянский цветок Парижа

Так называли художника Амедео Модильяни, беседа о котором прошла в читальном зале КИЦ им. А.С.Пушкина.

Его имя означает «возлюбленный Богом», но жизнь Амедео Модильяни не была благословенна. Сегодня его картины и скульптуры украшают коллекции главных музеев мира, он один из самых известных художников ХХ века. Его работы не укладываются в рамки ни одного художественного направления, но они будут жить в веках и восхищать всегда… Модильяни любят, за его картины на аукционах выкладывают целые состояния. Но жизнь его прошла в нищете и страданиях, а её финал стал настоящей трагедией. Красивый, харизматичный, чахоточный, несчастный Модильяни был воплощением художника-парижанина, прожигающего жизнь в тумане гашиша и алкоголя. Немецкий художник Людвиг Мейднер назвал его «последним истинным представителем богемы».

Родился Амедео Клементе Модильяни в итальянском городе Ливорно 12 июля 1884 года. Когда ему исполнилось 22 года, уехал в Париж. Этот город сделал его нищим, голодным, несчастным, но подарил вдохновение. «Париж меня вдохновляет, – писал Модильяни, – в Париже я несчастлив, но уж что верно, то верно – работать я могу только тут». Он действительно много и напряжённо работал, участвовал в выставках и салонах, занимался не только живописью, но и скульптурой. Когда задавали вопрос о его творческой манере, он отвечал: «Это стиль Модильяни. Если художнику нужна этикетка, то он погиб».

Художник писал только портреты и обнаженную натуру. «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник». «Творить как Бог, владеть как король, работать как невольник», – говорил он, заполняя свои тетради бесчисленными рисунками. Первые годы он работал чуть ли не круглые сутки, рисуя до 150 эскизов в день. Но в перерывах между трудами праведными вёл совершенно богемный образ жизни: пил-гулял в компании закадычных друзей, а также случайных собутыльников в любимом кафе «Ротонда».

В 1917 году Амедео встретил девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн. Едва Жанна столкнулась взглядом с Амедео Модильяни, она уже поняла, что влюблена без памяти. Она влюбилась трогательно и беззаветно, и Моди ответил взаимностью. С этого момента юная Жанна – миниатюрная, с каштановыми волосами рыжего отлива и неестественно белой кожей, из-за яркого контраста волос и цвета лица друзья Модильяни прозвали ее «Кокосовый орешек» – становится главной героиней полотен Амедео.

29 ноября 1918 года у них родилась дочь, тоже названная Жанной.

Ни Жанну, ни Амедео нельзя было назвать хорошими родителями: он был чересчур поглощён мыслями об искусстве, она – мыслями о нём, поэтому их первый ребёнок, крохотная Жанна, переходит на попечение кормилицы.

Увы, любовь жены и появление ребёнка никак не изменили жизнь художника. В промозглой и холодной мастерской не было никакого уюта, никакого быта. Денег тоже не было. Однако Жанна не жаловалась, не произносила ни слова упрека, она была безумно в него влюблена.

Постепенно к Амедео приходит признание и известность, творческое сообщество Парижа теперь воспринимает его не только как вечно полупьяного балагура с дурным характером, но и как серьёзного убедительного художника, уникальный стиль письма которого полностью определился к 1919 году.

Узнав о повторной беременности Жанны, пара решила обручиться, однако свадьба так и не состоялась: здоровье Модильяни сильно ухудшилось из-за туберкулёза. Болезнь продолжала разъедать легкие Амедео, он беспрестанно кашлял, сильнейшие приступы туберкулеза доводили его до глубоких обмороков. Все это время Жанна находилась рядом, сквозь отчаяние понимая, что предстоящую зиму 1920 года вместе им уже не пережить…

Почти каждый вечер беременная Жанна вытаскивала Модильяни, еле держащегося на ногах, из очередного заведения, но всегда с тихой улыбкой безумного счастливца на лице, и усаживала его в трамвай, чтобы отвезти домой.

Он и впрямь был счастливцем – последние три года рядом с ним была женщина, возле которой даже ангелы, видя её работу и смирение, забывали свое предназначение.

Как-то возвращаясь из кафе в подпитии с друзьями, Модильяни расстегнул пальто. И простудился. Его ослабленные лёгкие не выдержали — он умер на следующий день от туберкулёзного менингита.

А Жанна была слишком молода и влюблена. Она не дала себе время оправиться от потери. Не в силах вынести вечной разлуки с Модильяни, она выпрыгнула из окна. Будучи на девятом месяце беременности.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн составили вместе удивительную историю любви, в которой отчаяния было больше, чем объятий; и была она пропитана слезами Жанны, алкоголем и запахом гашиша также сильно, как и запахом масляных красок Амедео; но к которой будут возвращаться снова и снова художники, писатели и кинематографисты в поисках примеров настоящей жизни и настоящей любви.

Елена ПАВЛЮТИНА

связанные новости