История

Село Иссад во время Великой Отечественной войны. Часть 1

Путешествуя по Мурманскому шоссе, при переезде через реку Волхов, взору предстаёт величественный храм Святой Живоначальной Троицы. Здесь и начинается село Иссад. Название поселения означает: торговая пристань, шумный базар. Первое документальное свидетельство о большом и богатом поселении на иссаде (вокруг торжища) относится к 1228 году и встречается в первой Новгородской летописи. Однако, люди поселились здесь гораздо раньше: севернее деревни, у песчаного карьера, археологи обнаружили древнее поселение славян. Здесь же, через него, по реке Волхов проходил знаменитый путь «из варяг в греки».

Иссад — рыбацкое поселение. Много веков основная масса населения промышляла ловлей и торговлей рыбой, судоходным производством, речным извозом. И лишь немногие – хлебопашеством. Иссад не только сегодня, но и в прежние века стоял на крупном транспортном пути – через него проходил старинный Архангельский тракт.

С незапамятных времён в центре Иссада стоял «Троицкий на Златыне» монастырь, разорённый в Смутное время. Древность монастыря можно представить, учитывая, что первое упоминание о нём находим в писцовой книге 1582-1583 годов. Позднее, в 1674-1676 годах, писец Федор Нащокин отмечал: «В Обонежской пятине, в Троицком погосте на устье Лопатки реке церковь Живоначальной Троицы, где прежде сего бывал Троицкий монастырь на Иссаде». Два храма в Иссаду, что предстают перед глазами проезжающих по деревне, это напоминание о двух старинных монастырских церквях – Троицкой и святителя Модеста Иерусалимского. Сами древние храмы не сохранились, но эти – позднейшие, построены точно на месте прежних. Собственно, монастырские храмы были, вероятно, деревянные, и сгорели в период Смуты. После же оба были восстановлены. Троицкий храм сгорел в 1789 году. Сразу на пожарище заложили новую церковь, но она к середине XIX века сильно обветшала, и в 1858 году был объявлен сбор средств на сооружение каменного храма. Соборная церковь была построена в 1864 году, по проекту выдающегося зодчего Константина Тона, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Освящение Свято-Троицкого храма с приделами во имя Алексия Человека Божия и мученика Назария, состоялось 9 и 10 июня 1864 года. После освящения величественного Троицкого храма началось строительство однопрестольной церкви св. Модеста, освящённой 18 декабря 1867 года. Вокруг храмов был расширен земельный участок, отведённый под кладбище.

При церкви была школа, открытая в 1870 году, и помещавшаяся сперва в наёмном доме, а в 1875 году – в церковноприходском. В ней учились 31 мальчик и 7 девочек. Ученики участвовали в чтении и пении церковном. С 1872 года при церквях существовало попечительство. В 1877 году вокруг кладбища была построена каменная ограда.

Перед октябрьскими событиями 1917 года в Иссаде служил священник Андрей Листов. В приходе, состоявшем из 260 дворов, числилось 2 храма и 6 часовен. Церковной земли было 33 десятины. Желая сохранить приход, его руководство выполняло требования местных органов власти. В ведомостях о церквях Иссадской волости от сентября 1922 года значится: «Троицкая церковь с. Иссад – имущество передано 20-ке 22 декабря 1919 года, метрические книги изъяты тогда же, официального отчуждения земли не было, пользуются крестьяне, не закрыта». В 1935 году прекратились богослужения Троицкого храма, а через два года и Модестовского. До 1978 года здания использовались под склады местного совхоза, а потом попросту были заброшены. В аварийном состоянии, полуразрушенные храмы 12 июля 2005 года были переданы Санкт-Петербургской епархии. Нелёгкие труды по возрождению прихода несет сейчас отец Алексий Ширяев.

В 1884 году в Иссаде проживало более 1 000 человек, 563 мужского пола и 632 женского. При этом был большой процент детей, что давало надежду на ещё больший рост населения и перспективу развития. В 1912 году в Иссаде открылась фабрика древесной соломки для изготовления спичек. При фабрике был построен дом для мастеров, а через несколько лет появилась столовая и амбулатория. Таким образом, рубеж XIX – XX веков был периодом расцвета Иссадского поселения и, как часто, к сожалению, бывает, сегодня от былого величия не осталось и следа, кроме двух полуразрушенных святынь.

Деревня Иссад является центром Иссадского поселения. Расположена она на правом берегу реки Волхов в 5-6 километрах от впадения её в Ладожское озеро. Мудрый Волхов течёт столетия, омывая берега Иссада. Его воды видели многое, а иссадская земля бережно хранит память о военных годах.

На картине, написанной молодым военнослужащим срочной службы воинской части в городе Новая Ладога в 1972 году Сергеем Роминым, изображён весь Иссад – от начала и до конца. На переднем плане картины вдоль реки проходит канава. Это противотанковый ров — напоминание о годах войны. Ров копали старики, дети-подростки, женщины. А на противоположном левом берегу реки Волхов во время войны была пристань, у которой стояли баржи с продуктами, боеприпасами для отправки в блокадный Ленинград. Во время бомбёжки баржи с мукой, нефтью, снарядами были взорваны. Нефть горела, снаряды взрывались. Как вспоминают очевидцы, « казалось, что река горела». Снаряды разлетались в разные стороны. Следы дзотов остались вдоль всего правого берега реки. Один из них, в самом начале Иссада, недалеко от деревянного двухэтажного дома, у лип, а другой – на южной стороне сельского кладбища. Два дзота сохранились в бывшей деревне Стрелка и один в деревне Кузнецовщина за современным зданием Дома культуры. Около моста и церкви стояли зенитки. В церкви находилась 8-я рота связи. Офицеры жили в домах у местных жителей. За пастбищем была рота охраны. В старом здании сельского клуба находился военный штаб. А на месте деревянного моста, по которому шла Дорога жизни, поставлен памятный знак – пушка.

Война оставила глубокий след в памяти жителей села. Вот что вспоминает Мария Алексеевна Матвеева, работавшая начальником военно-учётного стола. «Война перевернула всю жизнь нашей деревни. Все военнообязанные получили повестки с вызовом на фронт. В то время сообщение с городом Волхов, находящимся в 20 км, было только водным путём. Все мобилизованные мужчины собрались на пристани правого берега реки, около церкви. Следы этой пристани видны и сейчас. Но пароход «Калинин», который ожидали, прошёл мимо, так как был переполнен призывниками из Новой Ладоги. Пароход шёл с наклоном на один бок. Нам помахали руками, что взять не могут. Ополченцы, в сопровождении женщин и детей, пошли в город Волхов пешком на поезд для отправки в Ленинград. Слезы, плач, игра на гармошке… Проводили их далеко.

Окончание следует

Н.И. СОЛОВЬЕВА

связанные новости