Багряный клён
Так назывался поэтический фестиваль, посвящённый поэту-земляку Леониду Николаевичу Афанасьеву, который состоялся в Новой Ладоге в суворовском музее. Инициатором фестиваля стал историко-краеведческий музей города. Звучащее и зримое поэтическое слово объединило жителей разных возрастов в экспозиционном зале Новоладожского музея. Его героем, автором и стержнем стал поэт серебряного века, уроженец Новой Ладоги, Леонид Николаевич Афанасьев
Про Афанасьева часто говорили «забытый поэт серебряного века». Языком поэтического фестиваля организаторы его утверждали, что Леонид Афанасьев незабытый поэт.
Впервые о нём, как о нашем поэте — земляке, заговорил краевед Виктор Васильевич Астафьев.
В начале 20 века была издана антология «Русская поэзия за 100 лет», в которую вошли лучшие поэты 19 столетия. В этой антологии Леонид Афанасьев был представлен одним из лучших своих стихотворений «Багряный клён».
Поэзия Афанасьева приходится на рубеж 19-20 веков. Мы воспринимаем его как поэта – классика, наследника поэзии чистой, ясной, ритмической, музыкальной.
Его стихи легко выпеваются, они как будто сами собой ложатся на музыку, превращаясь в хоры, романсы, мелодекламации. 23 стихотворения Афанасьева стали романсами. Одним из них открылся фестиваль. Романс «Оставь, не трогай, не буди» на музыку Марии Домбровской исполнила Юлия Бутакова – преподаватель школы искусств. А затем волю дали стихам. Стихи, выступающие выбирали сами или с помощью наставников.
Первой на сцену смело вышла ученица 2 класса Ксения Воронухина. В одежде сельской девочки она выразительно сыграла роль в стихотворении «Я шла по ягоды с корзиной».
Один из ярких моментов фестиваля – это чтение стихотворения «Багряный клён» около клёна, который ярко, раскидисто, празднично расположился на территории музея, как будто специально для фестиваля. Руслан Яковец, один из ведущих фестиваля, прочитал стихотворение, посвящённое дереву-красавцу. А затем гости праздника нарядили портрет поэта на клёне в яркие кленовые листья.
По возвращении в зал музея фестиваль продолжился. Ведущие поведали судьбу поэта. Леонид Афанасьев начал писать стихи в юности. Своё первое опубликованное стихотворение он увидел 18-летним. Сочинительство сделалось его любимым занятием.
Леонид Афанасьев писал очень регулярно. Со своими стихами Леонид Николаевич вошёл в каждый читающий дом, в каждую библиотеку. Лирические стихи – это исповедь поэта. Ничто так не характеризует поэта как небольшое лирическое стихотворение. Ведь в стихотворении и выбор темы, и отношение к герою, и глубина чувств, прочитывается сам автор. Афанасьев никогда не был высокомерен, он бесконечно добр и деликатен, сочувствует бедняку, ребёнку, разрушенному храму. Афанасьеву близка детская тема, как отцу, испытавшему боль от потери собственного ребёнка – дочери Оли. На эту тему проникновенно прочитали стихи Элина Криворучко «Письмо» и Варвара Васильева «Ёлка» — ученицы 6 класса.
Школьников на сцене сменяет Людмила Михайловна Соколова – ветеран педагогического труда. Людмила Михайловна исполнила стихотворение «У плотины старой мельницы». Людмиле Михайловне уже за восемь десятков, и она наглядно показала образец исполнительского искусства. За что слушатели её искренне благодарили аплодисментами.
Леонид Николаевич был вхож в литературные круги и через кружок «пятниц Случевского», он знал многих писателей и поэтов своего времени. Среди его друзей – поэты Константин Фофанов и Игорь Северянин. Они все вместе прекрасно общались и происходило это в основном на гатчинской земле, где Игорь Северянин имел дачу, в бывшем охотничьем угодье Павла 1, что формировало его романтическое восприятие натуры. Стихотворение «У плотины старой мельницы» — впечатление от той мызы. Людмила Михайловна Соколова, прочитав это стихотворение, показала образец исполнения.
Леонид Афанасьев – тонкий и деликатный созерцатель природы. Он создал целую серию стихов о цветах. Когда их читаешь, чувствуешь запах весенней сирени, аромат летних полевых цветов.
И вот на сцене «Мошки» в исполнении театрального объединения «Буратино» Софья Васильева, Полина Егорова, Виктория Иванчикова, Елизавета Голубева. «Мошки» были награждены шквалом аплодисментов.
Участникам фестиваля было предложено послушать цикл стихов о цветах в исполнении Анастасии Егоровой, Арины Михайловской, Матвея Маташаускаса, Александры Соловьёвой, Артёма Тимофеева.
С началом Первой мировой войны в творчестве поэта-лирика всё увереннее звучат патриотические мотивы. Он пишет стихи, прославляющие героизм русских людей. Павловск периода Первой мировой – город госпиталей, возможно, стихотворение «Сестра милосердия» он написал именно там. Это стихотворение исполнили в театрализованном виде Антон Шорин, Алёна Вересова, Диана Кочеткова.
Тематические стихи, написанные в 1914 году созвучны с переживаниями сегодняшнего дня. Виктор Анахин эмоционально с болью исполнил стихотворения «Благослови, оружие, Господь» и «На границе».
Много стихов посвящено религиозным праздникам.
Поэт стремится осмыслить окружающий мир в противопоставлении земного и небесного, жизни и смерти, добра и зла.
В его философских стихах звучат размышления о смысле жизни, о бренности бытия.
Поэт прожил непродолжительную жизнь. В ней были чиновные канцелярские будни и знакомство с людьми, которые творили большую русскую литературу. Была почти повседневная нужда, но было и счастье от удачно написанных и опубликованных стихов. Была востребованность стихов читателями. Стихи Афанасьева знала читающая Россия.
Уже в наше время, в 1996 году волховский краевед Виктор Васильевич Астафьев сделал настоящее краеведческое открытие, вызволив из небытия имя поэта. А поэтический фестиваль подтвердил, что имя Леонида Афанасьева – поэта серебряного века не забыто. Действительно, не забыто. Благодарные земляки присутствовали на открытии памятника поэту, который покоится на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Ладожане и волховчане побывали на могиле поэта, почтили его память. Это волнительно и знаменательно, и подтверждает, что поэт не забыт. Да и фестиваль «Багряный клён» тому подтверждение.
Завершился фестиваль стихотворением «Багряный клён» выразительным исполнением Руслана Яковца.
Всё своим хотел бы я назвать:
Высь небес, леса, долины, горы,
Ширь полей и вод зеркальных гладь,-
Всё, в чём жизнь, что радует мне взоры.
Всё хотел бы я считать родным,
Близким сердцу, близким снам и думам,
Сочетать с восторгом молодым,
Пробуждать движения звонким шумом.
Я люблю тебя, природа-мать, как сын,
Всем огнём души моей кипучей,
Из твоих таинственных глубин
Почерпая сил приток могучий.
Наталья Фёдоровна Морозова – главный хранитель музея, на закрытии фестиваля поблагодарила за душевные, интеллектуальные и артистические усилия, фантазию, старания всех выступающих. Добавив, что они были исключительными и доставили массу удовольствия. Также было отмечено, что выступающие, показали сценическое мастерство и глубину понимания материала. Над созданием зримых образов значительной части номеров работала высокопрофессиональный опытный педагог Екатерина Анатольевна Агапитова. Глубочайшая благодарность талантливым педагогам, вложившим своё мастерство и организационные усилия в подготовку – Екатерине Анатольевне Агапитовой, Татьяне Низамиевне Павлечко, Таисии Олеговне Редькиной, Юлии Викторовне Бутаковой, а также ведущим – Руслану Яковцу – волховчанину, студенту факультета истории и социальных наук Ленинградского педагогического университета, и Евгении Москвиной — научному сотруднику Новоладожского историко-краеведческого музея.
Все участники фестиваля были награждены Благодарностями.
«Это первый опыт обращения к поэтическому наследию поэта в таком объёме. Хотелось бы сделать фестиваль ежегодным», — таково было мнение участников фестиваля.
Подготовила к печати Т. ПЕТРОВА