Алиса Арутюнян о настоящем и будущем
Волховская школа № 1 — особенная. В 2013 году она стала участником проекта «ФосАгро-класс», позднее он перерос в проект «ФосАгро-школа», но сути это не изменило. Именно это учреждение является партнёром Волховского филиала АО «Апатит» и начальным звеном корпоративной образовательной парадигмы «школа-колледж/университет-предприятие». О достижениях, итогах приёмной кампании, мотивации детей, высокой миссии педагога и о многом другом в интервью рассказала директор школы Алиса Арутюнян.
— Алиса Юрьевна, давайте начнём с самого приятного. Ваша школа на днях вошла в ТОП-100 региона. И не первый раз. Расскажите об этом.
— Первое наше достижение было в 2015 году. Мы тогда вошли в ТОП-500 и ТОП-100 лучших школ России в номинации «Образовательные практики». Это был для нас первый прорыв, и ощущался он как в полёт в космос. Сейчас мы попали в ТОП-100 по результатам интегрированной оценки качества образования в школах Ленобласти. Оценивалась работа школ региона по 61 критерию по шести направлениям: результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадные достижения, качество обучения, воспитательная работа и многое другое. Нам не хватило пяти баллов до высокого уровня. Оказалось, что мои коллеги, как и я, максималисты, поэтому они меня успокоили и заверили, что всё впереди. Мы обязательно попадём в высокий уровень, обязательно вскарабкаемся!
— Прекрасно, когда есть амбиции и хочется достигать большего. Как оцениваете работу своего коллектива? Подведите итоги прошлого учебного года.
— Горда я коллегами всегда, я их очень люблю. Подводя итоги учебного года, каждый раз на педсоветах, вижу, что всё на хорошем уровне. Это, когда задуманное удалось. Конечно, хотелось бы лучше, но главное — это наши дети. Все успешно окончили школу, получили аттестаты. В этом году у нас четыре медалиста: два — первой степени, два — второй. Чтобы получить медаль, ребёнок должен сдать ЕГЭ не ниже 70 баллов по предметам, которые он выбрал. 75% ребят поступили, куда планировали, но техническое направление у нас было — в приоритете. Но самая главная моя гордость — наши выпускники сдали профильную математику со средним баллом 80. Это очень хороший результат!
— Ваша школа считается одной из современнейших и комфортных в городе. За лето она преобразилась. Какие изменения произошли?
— Каждый год у нас проводятся большие ремонтные работы. И мы воплощаем самые смелые проекты. Спасибо руководителям ФосАгро, что поддерживают наши инициативы. Мы создаём комфортную образовательную среду, и это не так просто в стенах старого здания. В прошлом году у нас была создано математическое пространство, в этом — литературное. Назвали мы его «Санкт-Петербург». Для нас северная столица — это эталон, к которому нужно стремиться. И мы решили, что в школе будет петербургская улица с брусчаткой, сфинксами, аркой и историческими зданиями и памятниками. Ребёнок, попадая в такую среду, ведёт себя лучше, не употребляет плохих слов, начинает говорить красиво, облагораживается.
Также в школе реализованпроект «Точка роста»— это образовательное пространство по естественно-научному профилю для развития детей. В рамках нацпроекта «Образование» такие центры позволяют внедрить современные профильные классы в школы малых городов и сёл. Благодаря «Точке роста», мы отремонтировали четыре профильных кабинета. Это кабинеты химии, физики, информатики и биологии. Главное в них — наполнение — там много нового оборудования для лабораторных работ. У нас такой хороший симбиоз получился с благотворительными средствами ФосАгро и бюджетными. Это будет целый центр, в котором есть свой руководитель и педагоги. Штатных мест достаточно, все будет функционировать. Самое важное — дети с начальной школы будут дополнительно посещать занятия по химии, биологии, проводить исследования, делать свои научные открытия. Хочется, чтобы они полюбили эти предметы.
— Кроме комфортной образовательной среды, в чём преимущества ФосАгро-школы?
— Мы даём возможность детям развиваться. Мы много с ними работаем, чтобы они были командой. Дети в старших классах становятся совершенно другими. У них формируется чувство товарищества, командный дух, появляются общие цели. Но к ним предъявляются жёсткие требования — дисциплина, исполнительность, участие в олимпиадах, различных мероприятиях. Всё делается ради них, и они потом это поймут и оценят.
— Сколько первоклассников поступили в вашу школу?
— В этом году мы набрали 88 первоклассников — это три класса. Для нас это планируемая цифра, поэтому к их приходу мы готовы. В большинстве, будущие первоклассники – это дети наших выпускников. И это о многом говорит, значит доверяют своей школе, любят. Это важный показатель того, что наш коллектив все делает правильно.
— У первоклассников сейчас период адаптации. Что помогает им успешно его преодолеть?
— Первоклассники учатся в щадящем режиме. Очень строго составляется режим занятий, в первом полугодии у ребят три урока по 35 минут, и далее нагрузка плавно нарастает. Нужно очень бережно относиться к их адаптации. Есть известное мнение психологов о том, что нагрузка на первоклассника в первом полугодии «как на космонавта». Они попадают в новую среду и новые условия. Дети, посещавшие «Малышкину школу», конечно, раньше привыкают к стенам школы, обстановке.
— Что посоветуете родителям?
— Нужно обязательно детям объяснять, что школа — это место, где интересно и познавательно. Каждый день, когда ребёнок приходит после занятий, искренне интересоваться, что он нового узнал. Он обязательно поделится своими впечатлениями. Очень важно искать в разговоре позитив. Ещё один совет родителям — полюбите учителя, школу, и тогда ваш ребёнок тоже её полюбит и будет счастлив.
— Расскажите про ФосАгро-класс. Сколько их в этом году? Какие они?
— В этом году мы набрали 27 десятиклассников. Дети все целеустремленные, в приоритете у них дальнейшее поступление на техническо-инженерные специальности. На базе нынешнего набора будут реализовываться профили физико-математический и физико-химический. Учиться ребятам надо будет усердно. График у них будет плотный — будут и внеурочные занятия. Они должны понимать, что работают на себя и на свое будущее.
— Расскажите про педагогический состав вашей школы. Как привлекаете молодые кадры?
— В нашей школе много молодых учителей. Два года назад к нашей команде присоединились четыре молодых специалиста, и они успешно работают и развиваются. Я считаю, что о молодом учителе нужно заботиться, поэтому мы к нему прикрепляем наставника, тогда он и адаптируется легче и ему спокойнее. В этом году снова хорошее пополнение. Приходят учителя химии, русского языка и литературы, начальных классов. Школа — движущийся организм, поэтому обновление происходит постоянно.
— Насколько разные состоявшиеся и молодые учителя?
— У молодых, конечно, много теоретических знаний, не хватает опыта. Они — максималисты, им нужно всё, сразу и сейчас. Учителя с опытом — реалисты. Они понимают, что нужно время, чтобы научить ребёнка. Наша профессия требует терпения и большого труда.
— Какой подход нужен детям со стороны учителя?
— К каждому ребёнку нужен свой подход. На своих жизненных примерах я убеждаюсь, что всё-таки учитель должен общаться с детьми больше. Не обязательно на уроке, например, на перемене неформально. Но не должно быть панибратства и нельзя позволять детям лишнего. Они должны уважать и ценить учителя. И родители должны доверять и уважать. Мы делаем общее дело, воспитываем и учим!
— Хватает кадров?
— Не хватает психологов, учителя музыки и изо. Очень важные предметы для образования человека. Без искусства не вырастить и воспитать человека, это я точно знаю. Радует, что в школе у нас есть театр. Это такая необычная атмосфера, где дети по-другому смотрят на весь мир. Также очень важно, на мой взгляд, молодёжное «Движение первых», которое сейчас в школе развивается. Патриотизм, активная жизненная позиция, правильное понимание жизненных и нравственных ценностей сейчас очень нужны нашему обществу.
– Почему так остро в стране не хватает учителей?
– Во-первых, отменили систему отработки по целевому направлению. Сейчас её вводят снова. Надеюсь, это даст результаты. Во-вторых, многие вузы теперь не выпускают учителей химии или физики, у них факультеты естествознания, поэтому специалисты выпускаются с гибридным профилем. В-третьих, не идут в школы, потому что очень ответственно. Нужно ещё понимать — твоё это или нет. В школах остаются и работают только те, кому это реально нравится и кто обладает высоким профессионализмом. Учителя — это люди, любящие своё дело! Я вот от своей деятельности получаю удовольствие, потому что вижу результаты своего труда, у меня это получается. Работа должна давать результаты, обратную волну, хорошие эмоции.
— Бытует мнение, что зарплаты у учителей маленькие, правда ли это?
— Зарплата у учителей приличная, у наших — очень хорошая. В нашу школу стремятся попасть. У нас есть благотворительный фонд, из которого мы учителям доплачиваем. Кстати, заработная плата в нашей школе выше, чем в других.
— Не хватает кадров не только в образовательной сфере, но и по всей стране, в том числе и в промышленности. Почему так происходит, и как решить вопрос с кадровым голодом?
— Потому что неправильно выстраивается профориентационная работа. Наш проект «ФосАгро-школа» как раз этим и занимается. Совместно с ФосАгро мы грамотно выстроили систему профориентации. Умные люди в компании уже десять лет назад предвидели ситуацию с кадровым дефицитом. Поэтому наше взаимодействие с компанией показывает, что мы идём в правильном направлении. Это и углубленное изучение профильных дисциплин, и знакомство с компанией и её корпоративными ценностями, производственными объектами, музеями, вузами. Все это в совокупности помогает правильно профориентировать наших детей.
В этом году мы пошли ещё дальше и начали реализовывать программу развития профессиональных компетенций обучающихся. Это совершенно новая электронная образовательная система. Совместно со специализированной организацией будем проводить исследования и психологическую работу с восьмиклассниками. Так мы можем дать детям представление о профессиях, а главное — выявить, какие у ребёнка интересы и наклонности. Каждый ребёнок получит конкретные, именно для него выверенные советы и рекомендации о подходящих ему профессиях. Начнём эту работу в сентябре-октябре, а закончим в мае. Я в предвкушении результатов, это очень интересно и это новый вектор развития для нас. Уверена, что программа поможет нашим детям сориентироваться в выборе будущей профессии.
— А будут ли ещё новшества в профориентации?
— Накануне учебного года мы обсуждали с руководителями Волховского комплекса ФосАгро идею взаимодействия с многопрофильным техникумом. Вместе с нашими школьниками, студентами и работниками предприятия хотим проводить совместные уроки по химии в обновлённых при поддержке ФосАгро лабораториях техникума, а также в нашей школе. А ещё появятся экологические мероприятия. Музейно-выставочный центр «Пятнадцатый элемент» будет проводить в нашей школе экологический курс.
— Перед началом учебного года вы вернулись с семинара директоров и кураторов «ФосАгро-школ». Он прошёл в Сириусе в Сочи. Это вдохновило на новые планы?
— Мы побывали в Фонде «Таланты и успех», посмотрели Сириус, его университет, Президентский лицей. Больше всего нас вдохновил Фонд «Талант и успех». Молодые отечественные учёные не только преподают, но и развивают талантливых детей. Они приглашают их на 24 дня в Сириус на углубленную программу по химии и физике. Мы очень хотим отправить туда наших школьников, поэтому будем стараться.
— Как вырастить талантливых детей?
— Это очень сложно. Все начинается с семьи и детского сада. Родители должны читать сказки детям, играть с ними, общаться. Если бы в каждом садике были лаборатории, у нас были бы умнейшие дети. Ну, и, конечно, начальная школа. Я считаю, что в начальных классах должны быть шахматы и математические кружки. Это другое мышление, другое видение всего. В основе образования личности — три вектора — интеллект, искусство и спорт. Обязательно — хорошая математика и литература. Если человек разбирается в математике и читает книги, он будет обязательно успешен.
— А готовы ли дети к новым реалиям рынка?
— Если они приходят на физико-математический профиль в нашей школе, то понятно, что у них базовая подготовка будет по техническому направлению. Человек должен учиться всю жизнь. После технической профессии он может получить любую другую. Я по специальности — учитель физики и математики, а второе образование — менеджер в образовательной сфере. Мне не мешает ни одно, ни другое, а наоборот даёт мне разные возможности. Например, физика меня привела к умению планировать, не бояться пробовать и экспериментировать.
— Какой должна быть школа будущего?
— Она должна создавать условия для будущего ребёнка, чтобы ему было интересно и у него был мотив познавать этот мир. Я, например, мечтаю, чтобы в нашей школе была обсерватория. Когда ребёнок наблюдает за звёздами и делает выводы через вопросы «Почему? Как? Для чего?», он открывает для себя постоянно что-то новое.
— В чём основная задача современного директора?
— Создать образовательное учреждение, в котором все гармонично. Современный директор должен быть в курсе новостей, новых тенденций, открытий в науке и педагогике. Много читаю профессиональной литературы. Люблю слушать лекции наших выдающихся педагогов. Когда у тебя уже взрослые дети и уже есть внуки, ты начинаешь по-другому осмысливать ситуацию. Думаешь, а к какому учителю ты бы отвёл своего внука. Ведь всё начинается с начальной школы. Именно в ней должны быть самые лучшие, квалифицированные, образованные учителя. Тем более, что сейчас дети другие — открытые, бесстрашные, умеющие безгранично фантазировать. Школа не должна в начале пути напугать или задавить ребёнка. Он должен приходить в школу и возвращаться из неё счастливым!
— Как вы определяете хорошего и перспективного учителя?
— Вы не представляете, насколько трудно работать учителем. Это колоссальная ответственность, особенно в начале трудовой деятельности. Он приходит и на него смотрят новые дети, вокруг другая обстановка, и к каждому ученику нужно найти подход. Хорошего человека видно по глазам. Фальшь не скроешь никогда. Должны быть искренность и желание учить, любить детей.
— Какого учителя хотят видеть родители?
— Когда они приходят и хвалят учителя своего ребёнка, я очень горжусь. Мне искренне приятно от того, что в нашей школе работают очень хорошие специалисты. Родители хотят учителя, который очень внимателен к детям, который даёт обратную связь, поддерживает и вдохновляет детей, и конечно, любит детей.
— У вас бывают минуты, когда вы не думаете о работе?
— Это время, когда я общаюсь со своими детьми и с моей обаятельнейшей внучкой Ариной. Она улучшает моё настроение, выбивает из меня всё негативное, потому что внимание должно быть приковано только к ней. Ей все интересно, любопытно. Мы много разговариваем, и нам нравится быть вместе.
— О чём вы думаете, идя утром на работу?
— Я хочу, чтобы всё было спокойно в школе, чтобы все были здоровы, чтобы у всех был хороший день. Когда я вижу улыбающихся детей, это меня радует. А самое моё любимое состояние — это, когда у меня открыты окна, я работаю в кабинете, а на спортивной площадке слышны детские голоса. Это прямо блаженное состояние. Оно ни с чем не сравнимо.
— Благодарим вас за беседу и желаем успехов в наступившем учебном году!
Шончалай ЧУЛЬДУМ
ФОТО: Тимур Румянцев