Главное История Культура Социальное

«Крещёные войной. Исповедь поколения»

Это сборник о ладожанах – людях крещёного войной поколения. Это событие стало важнейшим, незабываемым этапом, рубежом в их биографии. Пусть военное поколение ладожан живёт среди нас сегодняшних и будущих… В книге есть материал о человеке уважаемом в Новой Ладоге – Марии Сергеевне Рубцовой. Его предлагаем читателям.

Война и детство
Из воспоминаний Марии Сергеевны Рубцовой

«Когда началась война, мне было 5 лет. Наша семья жила в деревне Глядково, на правом берегу реки Волхов. Отца я тогда помнила плохо., так как он работал на рыболовецких судах в Балтийском море. А в тот раз я проснулась от того, что кто-то целовал меня и младшую сестру Марину. Это был отец, Сергей Апполонович Транжин. Он вернулся с Балтики, где рыбаки затопили свои суда. Пришёл домой ночью, чтобы проститься с нами, и той же ночью отбыл в Кронштадт. Там и служил всю войну. Потом я ясно помню немецкие самолёты с очень противным воющим звуком. Они летали над Ладожским озером и бомбили все проходящие суда. Моя мама после бомбёжек ходила по берегу и собирала тесто из разбомблённых барж с мукой. Так делали все соседи.

Осенью 1941 года нас эвакуировали в Масельгский сельсовет, в какую деревню не помню. Там было очень голодно. Как-то раздавали консервы американские и мама отравилась этими консервами, её увёз военный госпиталь, вернулась к нам только в конце зимы. А ближе к лету, я помню, что было лето, она решила тайком меня привести к деду, который жил в Немятово, на Новом канале, третий дом от маяка. Она вела меня из Масельги по лесу, шла я босиком. Приходилось идти скрытно, чтобы нас не вернули обратно. Деду, Апполону Григорьевичу, сказала, что или умрём все вместе, или нужно спасти хотя бы меня. Дед был старовером, говорил: «Надо быть наедине с Богом», поэтому в церковь никогда не ходил. Я стала жить у него, дед даже меня учил. Вскоре маме удалось устроиться на работу в Новой Ладоге. Работала она в военном госпитале, в лаборатории. А когда разрешили взять выходной, отправлялась в Масельгу – относила еду для Марины, сестра была младше меня на два года. Затем и её мама забрала оттуда. Когда работала, за сестрой присматривали солдаты.

Мама рассказывала, что дважды чуть не погибла. Осталась жива только потому, что не хватило места в лодке, в которой обычно переправлялась через реку Волхов, отправляясь на работу в Новую Ладогу или возвращаясь из неё. Лодки, случалось, попадали под бомбёжки, и люди в них гибли. Я жила у деда на Новом канале, в нашем доме жили офицеры, а под окном стояли «морские охотники», и немцы всё время пытались их бомбить. Бомбы часто падали и на деревню. В одну такую сильную бомбёжку погибли несколько человек, бежавших в бомбоубежище. Бомбоубежище находилось под валом у школы. Дед в этот день ушёл в озеро, дома я была одна. Я выбежала из дома и побежала к укрытию, но не успела. Добежала только до куста крапивы, где и пересидела налёт немецких самолётов.

Патрули часто проверяли, есть ли дома дети, но дед прятал меня в сундук, а моряки не выдавали. Так я и дожила у Апполона Григорьевича до конца войны. В 1944 году в Немятове стала работать школа, и я пошла учиться. Когда просили назвать фамилию, я ответила: «Апполонова». Потом Женя Баркова сказала мне: «Да какая же ты Апполонова, иди и скажи, что ты Транжина».

Рассказывает Мария Сергеевна Залецкая – одна из продолжательниц дела М.С. Рубцовой.

«Сейчас невозможно представить новоладожский Дом культуры без Марии Сергеевны Рубцовой, которая более сорока лет профессиональной деятельности посвятила культуре и искусству.

Ещё девчонкой перечитала все книги из деревенской библиотеки, участвовала в художественной самодеятельности в Немятовском клубе, играя в театральных постановках. Уже тогда она выбрала свою будущую профессию и поступила в культпросвет училище, а а через несколько лет – в институт культуры имени Крупской, на театральное отделение. В 1957 году Мария Сергеевна пришла на работу в качестве художественного руководителя и костюмера в Новоладожский ДК, ставший для неё вторым домом. В творческом коллективе жили одной большой сплочённой семьёй. Организовав концертную бригаду, мотались то на телегах, то на пароходах, а чаще пешком по деревням да сёлам, колхозам да совхозам с песней, юмором, острым словцом. Большое внимание уделяла Мария Сергеевна развитию народных талантов в городе. При её непосредственном участии проводились городские смотры художественной самодеятельности учреждений и организаций. Драматический коллектив, которым она руководила, был частым гостем на многих сценах города и района и пользовался исключительной популярностью. Репертуар его был самым разнообразным – это и детские пьесы, и спектакли для взрослых по произведениям современных авторов. Агитбригада «Следопыт», с которой она работала, проехала с концертами все большие и маленькие населённые пункты Волховского района, постоянно выступала на сценических площадках предприятий города. Зрителям очень нравились выступления «Следопыта» с песнями, танцами и частушками на злободневные темы. За интересные находки и творческие успехи агитбригаде было присвоено звание народной.

С назначение М.С. Рубцовой на должность директора Дома культуры в полном объёме раскрылись её способности руководителя. На протяжении двадцати лет она отдавала все свои силы и время любимому ДК, огромное внимание уделяла работе с молодыми специалистами, вырастила не одно поколение культработников. Сегодня здесь творческий, работоспособный коллектив, созданный ею, и в каждом из них частичка её души. Помимо основной работы, Мария Сергеевна постоянно занималась общественной деятельностью, неоднократно избиралась депутатом областного, районного и городского совета народных депутатов. И с родным Домом культуры не расстаётся. Она активный помощник в организации всех мероприятий, участница народного хора русской песни «Калинушка». А как она читает стихи и рассказы – заслушаешься!

Ветеран награждена знаком Министерства культуры РСФСР «За отличную работу», орденом «Знак почёта», а в 1992 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». Редкая преданность любимому делу, готовность к самопожертвованию заслуженно снискали ей уважение коллег и горожан. Не зная усталости, она посвятила всю жизнь своему призванию, сея доброе, светлое и чистое в человеческих душах, она заслуженно награждена знаком «Почётный ладожанин». Такие люди – гордость нашего города».

Подготовила Тамара ПЕТРОВА

связанные новости