Положь трубку!
«Положь трубку!», — эта знаменитая фраза одного из героев советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» сегодня актуальна как никогда. Ведь, всё более серьезной проблемой становится дистанционное мошенничество. Один из способов махинаций — телефонный обман. Ущерб от таких действий мошенников эксперты в финансовой сфере и правоохранители оценивают в миллиарды рублей.
Схемы обмана
Аферисты используют различные схемы обмана, чтобы получить доступ к вашим банковским счетам и деньгам. Рассмотрим некоторые из них, чтобы вы были более защищёнными от злоумышленников.
Звонок из «службы безопасности банка» — один из распространённых способов обмана, когда мошенники выдают себя за представителей финансово-кредитной организации. Как правило, они утверждают, что на ваших счетах произошли подозрительные операции. Целью преступников является получение личных данных, паролей или финансовой информации от клиентов банка. Важно помнить, что сотрудники финансово-кредитной организации никогда не будут запрашивать подобные данные по телефону.
«На вас пытаются взять кредит» — вид мошенничества, когда злоумышленники представляются сотрудниками банка и утверждают, что на ваше имя оформляют кредит без вашего ведома. Цель — вымогательство денег или личной информации для якобы предотвращения этой фиктивной сделки.
«Звонок от юристов или Центробанка» — в этих случаях мошенники выдают себя за юридических консультантов и сотрудников Центробанка России. Они утверждают, что у вас возникли юридические проблемы с финансовыми операциями. Злоумышленники могут представлять ситуацию как критическую и требующую немедленного решения, с целью получить доступ к вашим финансовым данным или средствам. При получении подобных звонков будьте осторожны и не предоставляйте никакую информацию.
«Обман по СМС» — это вид аферы, при котором мошенники отправляют SMS-сообщения, подделывая их под официальные уведомления или запросы от известных компаний, банков или государственных учреждений. Важно помнить, что официальные организации никогда не запрашивают личную информацию через SMS-сообщения.
«Телефонные вирусы» — это попытка мошенников установить на ваше мобильное устройство вредоносные программы. Они могут предоставлять им доступ к вашей личной информации, сообщениям, финансовым данным и даже контролировать устройство. Такие вирусы часто распространяются через поддельные приложения, ссылки или вредоносные вложения в сообщениях.
«Выигрыш в лотерею» включает в себя звонки от мошенников, которые утверждают, что вы выиграли крупный приз. Они просят предоставить личные данные или совершить оплату, чтобы получить деньги. Важно помнить, что настоящие лотереи не требуют предварительных платежей, чтобы получить выигрыш.
«Попавший в беду родственник» — это вид аферы, когда злоумышленники представляются близкими родственникам, обычно детьми или внуками. Мошенники звонят жертве, утверждая, что они (родственники) попали в аварию или оказались в тюрьме. Целью является обман жертвы и вымогательство денег под предлогом срочной помощи. Чтобы достичь успеха и сделать свою историю более убедительной, злоумышленники используют информацию из социальных сетей и других открытых источников.
Это далеко не полный перечь способов обмана по телефону, а лишь некоторые из них. К тому же стоит помнить, что злоумышленники постоянно совершенствуют свои схемы. Так, в прошлом году, жулики стали активно подделывать голоса с помощью речевого синтеза и использовать роботизированные звонки; увеличилось количество звонков, связанных с фиктивными предложениями о работе или инвестициях; возросло число случаев мошенничества через популярные мессенджеры.
Прекратить диалог
При разговоре с незнакомцем стоит вести себя максимально спокойно, уверенно и не поддаваться на провокации. Если вы понимаете, что звонящий начинает «разводить» вас на эмоции, лучше повесить трубку. Как отмечают юрист, если звонок действительно поступил из банка, полиции или другой официальной организации, сотрудники этих учреждений всегда найдут другой способ с вами связаться.
Центробанк опубликовал список фраз телефонных мошенников, после которых россиянам рекомендуют незамедлительно прекратить разговор с незнакомцем:
«Оформлена заявка на кредит», «Сотрудник Центробанка», «Специальный и безопасный счёт», «Идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию», «Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция», «Истекает срок действия сим-карты», «Продиктуйте код из SMS-сообщения» и «Вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка».
Эксперты предупреждают, если в разговоре прозвучала хотя бы одна из перечисленных фраз, абоненту следует немедленно завершить беседу.
Способы защиты
Эксперты констатируют, что злоумышленники постоянно меняют тактику и абсолютной защиты от них не существует. Сотрудники банков обычно напоминают, что служба безопасности никогда не звонит клиентам сама — общение с владельцами банковских карт попросту не входит в перечень их полномочий. Полицейские, в свою очередь, не дают каких-то стопроцентных рецептов защиты от жуликов и ограничиваются общими рекомендациями: не сообщать кому-либо свои персональные данные, особенно пароли от личного кабинета, номера и PIN-коды банковских карт. Небезопасно хранить такую информацию на компьютере, в смартфоне и уж тем более на бумажке в кошельке.
Что делать?
Если же вы всё-таки попались на уловки мошенников, необходимо подать заявление в полицию. Злоумышленника ждёт расплата, если ущерб превысил 2500 рублей. Также нужно обратиться к кредитору и сообщить о совершённых в отношении вас мошеннических действиях.
Кредиторы чаще всего решают проблему в досудебном порядке в течение семи-десяти дней с момента обращения потерпевшего. Настоящие сотрудники службы безопасности финансово-кредитной организации проведут проверку, выяснят обстоятельства, аннулируют долг и удалят запись из бюро кредитных историй.
Будьте бдительны!
Михаил СМЕЛКОВ