Расскажу о коллеге
Этот год в Пашской щколе богат на юбилеи. Исполнилось 85 лет самой школе. Отметили и отмечают юбилейные даты те учителя, которые пришли в школу в начале 70-х и плодотворно трудились на благо школы и нашего села не один десяток лет. Это Тамара Дмитриевна Константинова, Татьяна Павловна Фёдорова, Галина Фёдоровна Воробьёва, Людмила Михайловна Снегирёва, Нина Михайловна Снеткова, Эмма Михайловна Воробьёва, Лидия Васильевна Цветкова, Татьяна Ивановна Ласая, Елизавета Петровна Сергеева.
Но сегодня мы расскажем нашим читателям, и выпускникам школы в том числе, о Валентине Михайловне Татьяничевой, так как ей повезло: её судьба так или иначе связана с тремя школами нашей округи.
Родилась Валентина Михайловна в деревне Иевково в 1951 году. История её поступления в деревенскую начальную школу очень напоминает историю Филиппка из рассказа Льва Николаевича Толстого. Все подружки, с которыми играла маленькая Валя, пошли в первый класс. Они были старше на год, а ей исполнилось только шесть лет. Когда мать уходила на работу, Валя вставала, завтракала и шла в школу. Оставаться одной на целый день дома ей не хотелось. Сидела в уголочке, слушала, что рассказывает учительница Александра Павловна Фёдорова. Учила Александра Фёдоровна в Иевковской начальной школе одна три класса, около тридцати детей, так что в школе можно было сидеть целый день.
Упорство маленькой Вали учительница не оставила без внимания, к тому же увидела, что многое она запоминает, и к концу первой четверти девочку зачислили в 1-й класс.
Иевково — деревня красивая, расположена на живописном холме. Избы разбросаны тут и там. Школа в те времена была здесь самым интересным местом. Не во всех домах горел электрический свет и, конечно, не было никаких газет. Книги тоже отсутствовали, их просто не на что было купить. Было только радио. А в школе постоянно происходило что-то интересное, там горели яркие электрические лампы и было тепло.
В здании школы располагалась когда-то дворянская усадьба. Это был красивый одноэтажный дом с мезонином и резными наличниками на окнах. Недалеко от школы, по традициям дворянских усадеб, находились парники. Дети выращивали в школе утят, причём, утята жили по-барски, в мезонине. В деревне был и пруд, куда утята ходили плавать и нырять. Дети сажали у школы деревья: клёны, берёзы. К праздникам готовили концертную программу, выступали перед деревенскими жителями с концертами. На горе стоял рубленый пожарный сарай, перед ним была площадка, здесь играли в лапту, в прятки, с мячом. Хорошо запомнилось Валентине Михайловне, как их принимали в октябрята. Каждому прикололи на грудь картонную октябрятскую звёздочку, обтянутую красным ситцем.
В деревне тоже было много интересного. В бывшей часовне работал магазин. На колхозной ферме стояло около сотни коров. Каждой доярке надо было за день дважды подоить вручную тридцать из них. Школьники ходили на ферму помогать родителям, выполняли посильную работу: раздавали коровам сено, раскладывали силос. Валя тоже помогала своей маме — Наталье Александровне Калистратовой. Интересно было смотреть, как тяжёлые бидоны с молоком опускали в ледник, чтобы утром отвезти их на молокозавод в Пашу.
Ходили дети и на конюшню, где стояло десять лошадей. Ведь все тяжёлые работы в колхозе выполняли лошади: возили сено, навоз, дрова. Во время летних каникул школьники ухаживали за лошадями: чистили их, кормили, поили, убирали навоз и, конечно, катались на них.
На колхозном поле росли рожь, овёс, горох и васильки. Васильки засоряли поля, но очень нравились девочкам, и до сегодняшнего дня это самые любимые цветы Валентины Михайловны.
Денег у родителей почти не было, за работу начисляли трудодни, поэтому летом подростки отправлялись на заработки: драли и сдавали в заготконтору ивовую кору. Килограмм коры стоил пять копеек. Заготавливали ольху и иву для частоколов. Девчонки умело орудовали топором и ножом. Ран почти не бывало. Конечно, ходили за ягодами и грибами. Грибов самых разных было много, в том числе белые грузди, боровики.
В 4-й класс Валентина Михайловна пошла в Манихинскую школу. Директором школы был Иван Павлович Григорьев. Он преподавал историю, на уроках сидели тихо, «как мыши», боялись шелохнуться. А перед уроком в коридоре ученики лихорадочно повторяли материал домашнего задания. Школа находилась на краю деревни, в ней всё сияло чистотой, всегда было тепло и уютно. Учителя нравились Валентине Михайловне. Особенно дети полюбили классного руководителя 4-го класса Валентину Ивановну Левицкую, всегда спокойную, добрую, тактичную. Мария Ивановна Сидорова вела немецкий язык. С 5-го по 8-й класс классным руководителем и учителем математики был уже Анатолий Павлович Шершнёв, всегда серьёзный и строгий. В классе училось 22 человека: 11 девочек и 11 мальчиков.
В школу и из школы домой ходили пешком. Времени дорогой не теряли, учили заданные на дом стихотворения, повторяли пройденный материал. В сетки собирали у железнодорожной насыпи консервные банки, поэтому всегда были передовиками по сбору металлолома в школе. Весной приносили учителям в подарок букетики душистых ландышей, подснежников, их много росло под горой, у железной дороги.
Осенью, как и все другие школьники, работали на полях, убирали турнепс, картофель. Пекли в костре картошку, чтобы полакомиться. В деревне Манихино тоже был коровник, а поле с турнепсом находилось за железной дорогой. Вступив в комсомол, школьники ездили в Иевково на «пене», развозили навоз с фермы на поля. С концертами выступали в деревнях Волосово, Сонино. Читали басни И.А. Крылова, пели песни о войне, но не знали при этом, что Иван Павлович – участник Великой Отечественной войны.
В 1966 году Валентина Михайловна окончила Манихинскую восьмилетнюю школу и поступила в Гатчинское педагогическое училище. Пребывание в училище оставило самые светлые воспоминания. Жизнь здесь была насыщенной и интересной. Часто ходили группой в театр. Постоянно пели в хоре, который был хорошо известен в городе. В 1967 году, в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, хор училища выступал в театре Ленинского комсомола, исполнял кантату на стихи В.В. Маяковского. Выступали с хором на радио и в Ленинградской капелле.
Много путешествовали по памятным местам: объездили пушкинские места, побывали в Вырице, в Рождествено, посетили места, связанные с жизнью и деятельностью В.И. Ленина. Валентина Михайловна активно участвовала в общественной жизни.
Училище окончила в 1970 году, по распределению направили её в Фёдоровскую среднюю школу Тосненского района старшей вожатой. Работала здесь два года. Потом вернулась в Пашу, работала методистом, затем директором Дома пионеров.
В 1980 году в связи с закрытием Дома пионеров перешла Валентина Михайловна на работу в Пашскую школу на должность воспитателя группы продлённого дня. Тридцать лет преподавала историю. Вместе с Мариной Станиславовной Горбачёвой занимались краеведческой работой, пополняли фонды музея документами и экспонатами, организовывали поисковую работу к юбилейным датам. Уроки, экскурсии, олимпиады, конкурсы, классные часы – всё умела организовать Валентина Михайловна.
В памяти учеников Валентины Михайловны остались о тех временах самые светлые воспоминания. “Валентина Михайловна была нашей второй учительницей после Веры Александровны Ивановой, — вспоминает Лена Морозова, — учила она нас с четвёртого по десятый класс. Была Валентина Михайловна хорошей учительницей, доброй, никогда не ругала учеников. О ней остались у меня в душе очень тёплые воспоминания. Я готова ей помогать, но Валентина Михайловна всегда от помощи отказывается”.
Друзья и коллеги благодарны ей за внимание и заботу: она не забудет поздравить с праздником, с днём рождения, приготовит оригинальный подарок или букет. Валентина Михайловна — настоящая артистка, к школьным праздникам всегда готовила с коллегами на радость зрителям какую-нибудь сценку, “пионерское” или “сказочное” выступление.
Очень жаль, что педагогическая карьера окончилась для Валентины Михайловны так неожиданно: в 2013 году ей пришлось уйти на пенсию по состоянию здоровья.
Коллектив Пашской школы поздравляет Валентину Михайловну с юбилеем, желает всей её большой семье здоровья и счастья.
Э.Е. БОЛЬШАКОВА