Слово о коллегах
Смена поколений учителей в школе — очень болезненный процесс. Уходят опытные, «маститые», приходят молодые, неопытные, которым ещё учиться и учиться. Правда, сегодня на смену ушедшим из школы учителям часто и прийти некому, место остаётся вакантным. Работа учителя перестала быть привлекательной, потому что учитель в большей степени занят не работой с детьми, их обучением, а информационными технологиями, работой в интернете, на различных платформах, работа эта не всегда даёт зримый результат, но всегда «уводит» учителя от детей. А учителям и детям необходимо живое общение, «глаза в глаза».
Один за другим ушли из нашей, Пашской, школы на заслуженный отдых Вячеслав Андреевич Савельев, Татьяна Михайловна Матвеева, Людмила Ивановна Провоторова, Галина Александровна Данилкина, Валентина Михайловна Татьяничева, Вера Андреевна Савельева, Людмила Михайловна Снегирёва, Галина Фёдоровна Воробьёва, Елена Владимировна Новожилова, Елена Николаевна Татурина, Ирина Леонидовна Домнина, Надежда Михайловна Калязина, Нина Михайловна Снеткова, Геннадий Николаевич Щербинин. Многие из них — выпускники Пашской средней школы. Почти в одно время, полвека назад, пришли мы в школу, в ещё старое здание на улице Советской, когда главными в школе были учителя военного и послевоенного поколения. Они стали нашими наставниками, они учили нас не только хорошо давать уроки, но и жить вместе с детьми: вести патриотическую работу, шагать маршрутами пионерского марша, ходить в походы, трудиться на полях и фермах совхоза «Пашский» и на пришкольном участке, проводить пионерские сборы, вечера и праздники. А главное, чему нас научили наши наставники — учиться постоянно, учиться всю жизнь, без чего учитель никогда не станет учителем.
Именно преемственность в работе старшего и младшего поколений школы обеспечила её успех в 80-90-е годы и в начале 2000-ых годов. Имена наших наставников, коллег старшего поколения, навсегда останутся в истории Пашской школы: Елизавета Павловна Григорьева, Валентина Алексеевна Кузнецова, Галина Ивановна Мартышева, Клавдия Васильевна Зимина, Ольга Ивановна Прокофьева, Александра Александровна Леонтьева, Яков Сергеевич Ленкевич, Александр Петрович Прокофьев, Василий Андреевич Шакун, Александра Сергеевна Петрова, Николай Васильевич Данилкин, Галина Ивановна Вознесенская, Мария Фёдоровна Цветкова, Нина Николаевна Фонарёва, Галина Васильевна Максимова, Валентина Александровна Михайлова, Нина Павловна Птицына, Ольга Дмитриевна Савельева, Александр Михайлович Малиновский, Зинаида Николаевна Кошелева, Тамара Дмитриевна Константинова, Людмила Петровна Николаева, Василий Петрович Ханин, Валерия Евгеньевна Егорова, Татьяна Васильевна Фёдорова, Алексей Иванович Жуков, Вера Петровна Беляева.
К сожалению, из той блистательной плеяды, которая встретила нас в школе в начале 70-ых годов, остались совсем немногие Накануне Дня учителя мы встретились с Галиной Ивановной Мартышевой, попросили её рассказать о том, как стала она учителем.
Родилась Галина Ивановна в 1934 году в деревне Сермакса Лодейнопольского района. В 1949 году окончила с Похвальной грамотой Доможировскую школу-семилетку, в качестве премии за хорошую учёбу получила пачку тетрадей. В то время директором школы был Александр Петрович Прокофьев, а учителем русского языка и литературы — Ольга Ивановна Прокофьева. Школьная подруга — Нина Николаевна Резепова — стала подругой Галины Ивановны на всю жизнь. За одной партой сидели, вместе учились в техникуме. После окончания школы Галя поступила в Лодейнопольский педагогический техникум. После войны жили в крайней нужде. Отец был репрессирован в 30-е годы. Семью кормила одна мать. Из дому привозила Галя в общежитие на неделю деревянный чемодан картошки. Ею и питалась, покупая иногда маринованную или солёную кильку, которая продавалась тогда вразвес. «Наваришь картошки, наешься с килькой — вот и сыт», — вспоминает Галина Ивановна. Педтехникум закончила с отличием. Без труда поступила в ЛГПИ имени А.И. Герцена на историко-филологический факультет. О студенческой жизни остались разные воспоминания. Учение всё так же осложняли материальные трудности. Стипендия была небольшой. Чтобы как-то поддержать себя, студенты ходили обедать в зал для северных народов в студенческой столовой. Обеды здесь были вкуснее и стоили дешевле. На первом курсе жила на частной квартире на улице Герцена («за занавеской») у какой-то старушки, здесь же жил студент кулинарного техникума. Сокурсники, видя тяжёлое положение девушки, выхлопотали в середине года для неё комнату. Это была крошечная комнатушка на самом верхнем этаже учебного корпуса, где жили аспиранты, но жить стало легче. На втором курсе поселилась уже вместе со всеми в общежитии (рядом с историческим факультетом). Запомнился на всю жизнь разрушенный во время войны дом, который находился за общежитием. Тогда он ещё не был восстановлен.
Неожиданно для студентов обучение в институте было увеличено до пяти лет в связи с тем, что сокращалась армия. Предполагалось, что уволенные в запас офицеры пойдут учиться на исторический факультет, станут учителями истории, директорами школ.
На пятом курсе всех студентов отправили на целину на уборку урожая. Отправлялось с вокзала сразу несколько поездов со студентами из разных институтов. Ехали в товарных вагонах, спали на нарах, но было весело. На стоянках выходили на платформу, парни играли на баяне, все танцевали на пристанционном пятачке. Гудок — и снова все в вагоны.
Отправили студентов в Новоомский совхоз. Убирали картошку. Урожай был богатый. Галина работала в паре с Машенькой Митрошиной из Махачкалы, очень красивой девушкой. Обе умели трудиться, поэтому опережали на картофельной борозде всех остальных. Два месяца убирали картошку. Спали на соломенных матрасах. Галина Ивановна награждена за эту работу Почётной грамотой, знаком «За освоение целины», ей присвоено звание «Почётный член Новоомского совхоза».
Распределение после получения дипломов производилось в алфавитном порядке. Когда комиссия дошла до буквы Р (а девичья фамилия Галины Ивановны — Разухина), оказалось, что её направляют на работу в Казахстан. Отказаться от этого было невозможно. Некоторые однокурсницы схитрили, чтобы остаться в Ленинграде: «вышли замуж», заключив фиктивные браки. Галина Ивановна была другим человеком, она последовала по распределению в восточный Казахстан.
Галина Ивановна вспоминает: «Села с котомками в поезд на станции Оять. Провожала меня одна мама. Поздним вечером через несколько суток поезд остановился на станции, от которой нужно было ехать до места назначения ещё триста километров. Сижу одна на скамеечке у вокзала. Тишина. Темнота. Подошёл обходчик, познакомились. Он стал рассказывать о себе, а я всё рассказывала ему про Ленинград. Утром посадил он меня на попутную машину. Едем — голая степь, потом горы (сопки). Приехала в село Горное Маркакольского района. Это восточный Казахстан. Районный центр был в Алексеевке. Когда ездила в РОНО оформлять трудовую книжку ( а она у меня на казахском языке), через речку «заглянула» в Китай, посмотрела, как там китайцы живут, так близко проходила там граница.
Школа находилась в саманном доме. В коллективе учителей — половина казахов, половина русских. Директором был казах, но мы его почти не видели. Нами руководила завуч Варвара Ивановна. Молодых специалистов было трое, и все три Галины: я, ещё одна учительница, приехавшая с Украины, и пионервожатая, которая жила в соседнем селе. Работали дружно. На Седьмое Ноября организовали шествие по степи с флагами и плакатами. Перед Новым годом расписали все окна в школе акварельными красками, нарисовали плакаты, нарядили ёлку. Учили старшеклассников танцевать.
Однажды учитель истории Капан Костемирович пригласил меня в гости. Сидела на корточках на ковре перед низким столиком, пила чай из пиалы. На столе стоял самовар, была какая-то выпечка. Мать Капана угощала меня. Одну пиалу выпила — наливают вторую, а чай с молоком. Так и пила бы, но хозяин пожалел меня, догадался перевернуть пиалу вверх дном. Утром, в шесть часов, над моей головой по радио зазвучал «Махат»-вальс (казахский вальс), его исполняли вместо гимна.
Молодёжь постоянно вызывала меня в клуб. Туда шли мимо дома, где я жила, бросали снежки в простенок между окнами. Сходила в клуб раза два. А что там делать? Приехал пропагандист из горкома партии, я читала лекции о культуре, выступала в клубе для совхозной молодёжи. Послушал, как я речи там произносила, подходит ко мне: «Галина Ивановна, Вы не против будете, если мы Вас в горком партии заберём?». Отказалась…
Ученики всё боялись, что я уеду, и говорили мне: «Если Вы нас бросите, мы в «Комсомольскую правду» напишем».
Проработала Галина Ивановна в Казахстане только год, но год этот оказался очень памятным для неё. Умер дедушка, осталась одна и заболела мать. Пришлось возвращаться домой.
21 августа 1958 года Галина Ивановна начала работать в Пашской средней школе и работала здесь до 30 июня 1995 года. Очень важным в своей биографии она считает тот факт, что принимал её на работу в школу Александр Петрович Прокофьев, её учитель. Работала Галина Ивановна учителем русского языка и литературы, учителем истории. Уроки, музей, внеклассная работа, поездки, экскурсии, походы с детьми на Ладожское озеро — всё это было самым главным в её жизни. Обо всём этом помнят её ученики. За успехи в обучении и воспитании детей ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Одна из учениц так написала о своей любимой учительнице: «Там, где Галина Ивановна, жизнь бьёт ключом…». Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь. И любить тех, кому преподаёшь», — эти слова Ключевского посвящены таким учителям, как Галина Ивановна. Мы благодарны ей.
И вот уходит (уже уволилась) из нашей школы Нина Васильевна Тупицына, учитель уже другого поколения. Первого сентября 2023 года она впервые не перешагнула порог родной школы: слишком трудным было для неё расставание с ней.
Родилась Нина Васильевна в 1957 году в деревне Карпино Волховского района.
С 1965 по 1975 год училась в Пашской школе. Умная и любознательная, она к тому же старательно училась все годы пребывания в школе, посещала факультативные занятия, стараясь восполнить пробелы в своих знаниях. Активно участвовала в пионерской и комсомольской работе, постигая науку общения со взрослыми и детьми, науку управления коллективом. В старших классах возглавляла комитет комсомола школы, прошла обучение в лагере комсомольского и пионерского актива «Зеркальный».
Нине Васильевне и всем её одноклассникам повезло: классным руководителем класса, в котором она училась, была Валерия Евгеньевна Егорова, математику вела она же. Валерия Евгеньевна была для учеников примером во всём: всегда спокойно, ровно и уважительно общалась с детьми, много читала и много знала, умела организовать досуг своих подопечных, прекрасно знала свой предмет и умела учить так, что математика оставалась в головах и душах учеников навсегда.
Наставником и другом Нины Васильевны на всю жизнь стала и учительница биологии Александра Александровна Леонтьева. Её личность, глубокие знания, человечность, порядочность и доброта определили профессиональный выбор Нины Васильевны.
В 1975 году она поступила в ЛГПИ имени А.И. Герцена на факультет естествознания. По окончании института, получив специальность учителя химии и биологии, решением государственной комиссии по распределению была направлена в Пашскую среднюю школу в качестве учителя биологии и химии. Но 15 августа 1980 года была принята на должность организатора внеклассной и внешкольной работы. С 1 сентября 1990 года переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В этой должности Нина Васильевна находилась до 1 сентября 2023 года, то есть тридцать три года.
Все, кто работает в школе, знают, насколько важна и ответственна эта должность. Нина Васильевна постоянно училась, осваивала новые технологии обучения, несла новаторские идеи в коллектив. Методическая работа была важной составляющей всей её деятельности. Журнал «Завуч школы» был её настольной книгой. Сколько открытых уроков она помогла подготовить учителям школы, а сколько их дала она сама для учителей школы и района — не сосчитать! Семинары по методике учебной и воспитательной работы, педсоветы — всё проводилось ею на высоком уровне. Посещение уроков, индивидуальная работа с детьми, сильными и слабыми — для всего она находила время. Ещё в июне этого года она взялась подготовить к итоговой аттестации по математике совершенно «безнадёжного» ученика, и он успешно завершил обучение. А скольких учеников она успешно провела через систему олимпиад по химии, биологии, экологии, помогая им выбрать профессию и поступить в вуз! Помогала всем, кто ждал помощи. Учила после уроков, на летних и зимних каникулах, не жалея ни сил, ни времени. Невзирая на уровень общей подготовки учеников, всегда готова была помочь и всегда добивалась высокого результата.
Выпускники Нины Васильевны успешно обучались в Военно-Медицинской академии, в Санкт-Петербургском государственном университете и в других вузах Санкт-Петербурга и Петрозаводска.
В 2009 году Нина Васильевна стала победителем конкурса лучших учителей РФ, 15 февраля 2002 года ей присвоено звание «Почётный работник высшего и среднего образования РФ» за заслуги в области образования. Она — Почётный житель МО Пашское сельское поселение. Неоднократно награждалась Почётным дипломом Законодательного собрания Ленинградской области.
Сейчас расхожей стала фраза: «Незаменимых нет!», так говорят о других равнодушные, безучастные к общему делу люди. Каждый талантливый учитель, преданный своей профессии, не заменим! И такими оказались многие из учителей, работавших в нашей школе. С уходом каждого из тех, кого мы назвали в этом очерке, школа наша становилась беднее, теряла что-то своё, ей присущее, какую-то грань общей, коллективной работы. Но мы надеемся, что перемены произойдут, и поток молодых, талантливых, успешных педагогов хлынет в наши школы. Другого пути нет!
С праздником, коллеги! Пусть каждый из вас в День Учителя услышит слова благодарности в свой адрес за наш нелёгкий, но благородный труд.
Э.Е.БОЛЬШАКОВА