«ФосАгро» помогает готовить специалистов, которых не нужно будет переучивать
Перспективы аграрного образования и науки обсудили на Петербургском международном экономическом форуме. Ключевая тема дискуссии – развитие кадров для сельского хозяйства. В сессии принял участие заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро» Михаил Стёркин.
В аграрном образовании чрезвычайно важен симбиоз производителей с наукой и образовательными учреждениями, отметила в своем выступлении заместитель руководителя «Роскачества» Юлия Михалева. Такой модели и системы в своей работе как раз и придерживается ФосАгро, которая стала надежным партнёром отечественного АПК в разработке инновационных решений и воспитании кадров. Сейчас уже недостаточно, например, разработать какую-то новую технологию или агрохимический продукт и пустить его в свободное плавание. Для успеха потребуются восприимчивые к новациям подготовленные специалисты.
По словам заместителя исполнительного директора – директора дирекции развития агро- и биотехнологий компании «Иннопрактика» Владимира Авдеенко, развитие аграрного образования и науки входит в список ключевых государственных задач. На полях ПМЭФ он рассказал, что «Иннопрактика» при помощи индустриальных партнёров интегрирует фундаментальные исследования в образовательный процесс. Надежным партнером в этом деле стала ФосАгро, которая помогает внедрять новые знания в процесс образования в аграрных университетах, а затем и в практику.
Об этом же говорил и заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро» Михаил Стёркин: «Инвестируя в инновационные продукты для АПК, мы также понимаем, что отрасли нужны продвинутые специалисты, которые способны внедрить новые решения в повседневную практику. Поэтому совместно с «Иннопрактикой» и Тимирязевской академией мы реализуем программу по подготовке кадров для АПК, обеспечивая бесплатный доступ к методически выверенной информации для аграриев по всей стране».
Эта программа «ФосАгро» уже охватывает 47 аграрных вузов. Для студентов сформирован большой портфель из 420 оцифрованных видео лекций, в создании которого участвовали 58 спикеров по 23 направлениям.
Ядром сети стал научно-практический центр ФосАгро в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А. Тимирязева; при поддержке «ФосАгро» создано уже 17 подобных центров. Это многофункциональные брендированные аудитории, оснащённые современными компьютерами и средствами мультимедиа. В распоряжении слушателей – учебные материалы, наглядные пособия и образцы удобрений. Созданы лекционные залы и фитолаборатории, оснащение которых позволяет проводить эффективные образовательные эксперименты и научно-исследовательские работы. Такие новые подходы позволяют сокращать разрыв между уровнем знаний выпускников аграрных вузов и технологическими потребностями сельского хозяйства.
Однако сегодня не менее остро строит и вопрос подготовки технических специалистов. Особенно для малых городов, таких как Волхов. Возросшие производственные мощности Волховского предприятия ФосАгро после его коренной и масштабной модернизации, современные технологии требуют нового подхода, для стабильной работы предприятия требуются высококвалифицированные кадры. С расширением производства только в Волхове ФосАгро создала 700 новых рабочих мест, а программы модернизации и технического перевооружения идут в постоянном режиме на всех предприятиях Группы «ФосАгро». В том же Волхове нужны не только инженеры, но и технические специалисты – аппаратчики-операторы производства, лаборанты, киповцы, слесари и представители других профессий.
В Волхове этот вопрос решают, взяв под патронаж многопрофильный техникум. Благодаря поддержке ФосАгро он второй год активно развивается, а условия обучения будущих химиков максимально приближены к реальным. Студенты регулярно проходят практику на предприятии компании, в режиме реального времени готовятся работать в компании-лидере по производству минудобрений. Немаловажно, что учебный процесс выстраивается совместно с работодателем под потребности предприятия. Все практические занятия проходят в условиях реального производства, или полигона, созданного совместно и под задачи конкретной компании. Уже в ближайшие годы Волховский техникум начнет выпускать специалистов, которые, приходя на предприятие, будут знать, как работать, чтобы к аграриям поступали минеральные удобрения только высокого качества.
Вывод прост: если молодой специалист научился применять полученные знания и не боится пробовать новое, он востребован и в промышленности, и в аграрном секторе. Если он выпускник вуза или техникума, тесно сотрудничающего с системообразующей для экономики страны компанией – он востребован втройне. Потому что сейчас остро нужны специалисты, которых не нужно переучивать после вуза и ссуза. Молодые люди, сразу после получения диплома должны быть готовы к работе на реальном производстве.
Шончалай ЧУЛЬДУМ