Волхов Главное Социальное

Электростанция стала единственной и любимой. Волховская ГЭС в жизни города и Николая Ледянкова

«Одна и на всю жизнь», — так отозвался о своей работе Николай Яковлевич Ледянков, директор Волховской ГЭС, имеющий звание Почётный энергетик и посвятивший работе на Волховской ГЭС № 6, ныне входящей в систему ВГТК 1, практически четыре десятилетия.

В прошлом Волхову — городу первых пятилеток — исполнилось 90 лет. Значит, святая обязанность вспомнить людей, которые внесли в жизнь города свой значимый значительный вклад. Среди таких людей и Николай Яковлевич Ледянков.

Одна из исторических достопримечательностей и экономических основ города – это наша гордость и красавица – гидроэлектростанция, которой присвоено имя В. И. Ленина. Правобережье города началось с её строительства.

Сколько людей связали с ней свою биографию, сколько людей стали волховчанами, приехав на Волховстройку. Здесь родились династии строителей, энергетиков, заводчан…

Почти сорок лет назад стал волховчанином Николай Яковлевич Ледянков. Родом он из дружественной Беларуссии. Окончив с отличием среднюю школу, по совету учителей поступил в Минский политехнический институт и тоже окончил с отличием. Отличнику при распределении предложили работу на престижном, как в то время, так и нынче, предприятии – Волховской ГЭС. Трудно было отказаться от такого предложения, которое, тем более, совпадало со специальностью, полученной в высшем учебном заведении.

И вот позади годы напряжённого труда на исторической, известной не только в стране, но и в мире электростанции. Есть, что вспомнить. Весь коллектив станции, да и города знает героическую историю предприятия – все знаковые вехи судьбы и почему она носит имя Ленина. Но, тем не менее, знать и помнить историю места, где живёшь – это дорого стоит и это и есть патриотизм.

Совсем скоро гордость города будет отмечать своё столетие. Есть и бывшие работники, практически, ровесники электростанции.

Историю ГЭС вспоминает Ледянков. Ещё в 1910 – 1912 годах инженер Г.О. Графтио создал уже второй, более подробно разработанный вариант проекта строительства Волховской гидроэлектростанции. Высказывались самые разнообразные возражения против строительства – дороговизна, ненадёжность геологического основания, отсутствие опыта и т.д. Первый толчок, среди тревог начала 1918 года, был дан В.И. Лениным, с именем которого Волховская силовая установка останется навсегда неразрывно связанной. Ленин подробно ознакомился с предложениями Г.О. Графтио о сооружении Волховской станции и подготовленной сметой. Он оценил значение Волховской ГЭС для электроснабжения Петрограда, который переживал острейший топливный кризис. И он стал патриотом Волховской стройки и борцом за её осуществление.

Ленин принимает решение: «Волхов – строить». Со свойственной Ленину энергией и настойчивостью, принятое решение проводилось в жизнь. Несмотря на все трудности, рос коллектив строителей. Вокруг Г.О. Графтио создавался инженерный костяк энтузиастов стройки.

Волховстрой… Волховстройка… Волховстроевцы… Эти слова впервые прозвучали после Великой Октябрьской социалистической революции, в тяжёлые годы послевоенной разрухи, нищеты и голода. Весть о строительстве большой гидростанции на Волхове разнеслась по многим городам и сёлам России. Волховстрой стал первой школой советского гидроэнергостроительства.

В 20-м году по заданию Ленина была начата работа по составлению знаменитого плана ГОЭЛРО.

Сегодня трудно представить, что строительство начиналось в трудные годы для молодой Советской республики. Не закончились ещё сражения на фронтах гражданской войны, царствовала порождённая войной разруха в народном хозяйстве, не было организованного снабжения материалами, энергетическое оборудование промышленностью страны не выпускалось. Поэтому всё необходимое для строящейся Волховской ГЭС приходилось закупать за границей. Заказы на поставку турбин, генераторов, трансформаторов и электрооборудования были размещены на шведских фирмах. В 1923 году в Швеции было создано представительство Волховстроя, которое осуществляло наблюдение за выполнением заказов, приёмку оборудования, погрузку и отправку его в Россию. Это представительство сыграло большую роль в своевременном обеспечении Волховской ГЭС энергетическим оборудованием.

Первоначально предполагалось заказать фирме «ASEA» все восемь гидрогенераторов, однако работники петроградского завода «Электросила» обратились с просьбой к Волховстрою передать им изготовление нескольких генераторов. В то время это предложение многими рассматривалось как неслыханная дерзость. Но завод «Электросила», вопреки всем возражениям, сумел доказать свою способность спроектировать и изготовить генераторы для Волховской ГЭС. По решению правительственных органов изготовление четырёх главных и двух вспомогательных генераторов было поручено «Электросиле». 19 декабря 1923 года завод получил заказ на их изготовление. Коллектив завода с энтузиазмом приступил к выполнению почётного и очень важного для дальнейшей судьбы завода заказа, вступив тем самым в соревнование с прославленной шведской фирмой «ASEA».

На помощь электросиловцам пришли другие заводы Петрограда – Металлический, Балтийский, Большевик, Красный путиловец.

По качеству, надёжности и своим техническим показателям советские генераторы не только не уступили, но даже превзошли шведские.

В 1923 году на строительстве было занято уже более 6000 человек, а в 1925 году число строителей возросло более чем в два раза.

Нельзя обойти стороной и военные годы – продолжает директор ГЭС. Вероломное нападение немецко-фашистских войск в 1941 году позволило немецким войскам в короткий срок продвинуться к Ленинграду, взять город в кольцо блокады и нанести большой урон энергетическому хозяйству Ленэнерго.

8 сентября 1941 года было принято решение о демонтаже и эвакуации в глубь страны оборудования Волховской ГЭС. Весь персонал работал самоотверженно, прекрасно понимая сложившуюся военную обстановку и ответственность за демонтаж и эвакуацию оборудования в тыл. 7 ноября 1941 года из Волхова ушёл последний эшелон в сопровождении начальника электроцеха А.П. Жилина. Всего с Волховской ГЭС было отправлено в глубокий тыл около 300 вагонов и платформ.

Наибольшее количество вагонов отправлено в Ташкент. Начальником Ташкентских эшелонов был главный инженер М.М. Сидоров. Часть оборудования ушла на Урал и в некоторые города центральных областей.

Для снабжения электроэнергией города Волхова, железнодорожных станций, а также оборонных объектов на Волховской ГЭС были оставлены в работе два агрегата «местных нужд» мощностью по 1 тыс. кВт каждый. Для предохранения от бомб и снарядов обе машины были ограждены стеной из деревянных брусьев и мешками с песком. Обслуживание этих агрегатов и остального оборудования, обеспечивающего работу станции, было возложено на оставленную группу работников в количестве 22 человек. Возглавляли эту группу директор И.П. Жемчужников, главный инженер П.А. Ковальчук, парторг ЦК ВКП(б) Н.А. Радченко.

На станции располагался и штаб инженерных войск, которыми командовал тогда генерал-майор С.А. Чекин.

На подступах к городу шли ожесточённые бои. Но, несмотря на близость фронта, персонал станции продолжал эксплуатировать работающее оборудование.

Война не внесла паники в ряды коллектива. Срочно организовывались отряды самообороны, проводились мероприятия по защите оборудования, светомаскировке, перестраивалась работа исходя из условий военного времени.

В эти дни, когда противник отчаянно рвался к городу, перед командующим 54-й армией генералом И.И. Федюнинским не раз вставал вопрос – взрывать или не взрывать Волховскую ГЭС?

Как пишет в своей книге «Поднятые по тревоге» генерал армии И.И. Федюнинский «…Ставка продолжала испытывать вполне законную тревогу за судьбу Волхова и не исключала возможности захвата его противником… 12 ноября я получил такую телеграмму: «Командующему Ленинградским фронтом. Копия: Командующему 54-й армией.

Ставка Верховного Главнокомандования утвердила Ваши указания по вопросам разрушения в Волховстрое алюминьзавода, Волховской ГЭС, железнодорожного моста и затопления потерны плотины с возложением ответственности за это, а также за определение времени взрыва на командование 54-й армии».

Два человека, имевшие прямую телефонную связь,- командующий армией и генерал-майор С.А. Чекин, находившийся в здании ГЭС у телефонного аппарата, решали судьбу станции: один должен отдать приказ, другой его выполнить. Указание ставки было пунктуально выполнено. Отряд минёров заложил взрывчатку в здание, сооружения и под работающее оборудование. Над городом и станцией нависла смертельная опасность. Это был самый ответственный период в судьбе Волховской ГЭС.

О важности, ответственности момента говорит такой факт. Всего в осаждённом городе, опоясанном взрывными и инженерными заграждениями, было 17 подрывных участков, на объектах которых установлено 188 зарядов взрывчатки, общим весом свыше 13 тонн. В ту роковую ночь ответственные за подрыв станции решили вынуть капсюли-детонаторы из всех зарядов, установленных на ГЭС, и вынули их все, кроме одного, что находился под рабочими колёсами электростанции. Пролаз к нему — узкий. Чтобы вставить или вынуть капсюль-детонатор, потребовалось бы около 15 минут, и подрывники только перерезали детонирующий шнур, а концы его укрыли за бетонным фундаментом ГЭС.

Пожелтевшие страницы журнала боевых действий тех лет свидетельствуют, что взрыв ГЭС предотвращён только благодаря предусмотрительности подрывников. Да, вовремя вынули из зарядов капсюли-детонаторы. Противник изо дня в день обстреливал заснеженный город. 5 декабря гитлеровцы в последний раз обрушили на Волховскую ГЭС огневой удар снарядов калибра 205 мм. Самый последний артиллерийский и миномётный обстрел вёлся преимущественно по алюминиевому заводу и шлюзу ГЭС 12 декабря. Вскоре 54-я армия перешла в решительное наступление, и к 25 декабря волховская группировка врага, угрожавшая Ленинграду вторым кольцом блокады, была разгромлена.

Волховская ГЭС была спасена.

Немецкая авиация постоянно бомбила город, стремясь вывести из строя железнодорожную станцию, мост через реку и электростанцию. Кроме ударов с воздуха, город подвергался непрерывному артиллерийскому и миномётному обстрелу. Все работники станции на деле показали самоотверженность и мужество в защите родного города, в обеспечении работы первенца электрификации страны – Волховской ГЭС имени В.И. Ленина в тяжёлых прифронтовых условиях.

В январе 1942 года тяжёлое положение с электроснабжением Ленинграда достигло своего предела. Электроэнергией обеспечивались только военные объекты, радиоцентр, хлебопекарни и другие крайней важности объекты и то в весьма ограниченном размере. Город погрузился во тьму… День 25 января 1942 года энергетики называли «чёрным днём». В этих условиях требовались экстренные меры по обеспечению Ленинграда электроэнергией. Но откуда? Воздушные линии электропередач с Волховской ГЭС находились на территории, захваченной врагом. Оставался единственный выход – от этой станции через Ладожское озеро. Обстановка на Волховском фронте и освобождение железной дороги Волхов – Тихвин позволяли вернуть к жизни всю мощность Волховской ГЭС и давать энергию блокированному Ленинграду.

27 декабря 1941 года народный комиссар электростанций СССР во исполнение распоряжения Совнаркома СССР издал приказ № 142 о восстановлении Волховской гидроэлектростанции.

Персонал с большим энтузиазмом встретил сообщение о восстановлении Волховской ГЭС. На станцию стали возвращаться бывшие рабочие.

Вопрос о передаче электроэнергии в Ленинград по подводным кабелям через Ладожское озеро был поставлен перед Ленинградским обкомом КПСС ещё в марте 1942 года. После детального обсуждения было установлено, что при соответствующем материальном и техническом обеспечении задание может быть выполнено. Немедленно начались подготовительные работы.

Героическими усилиями всех коллективов, работавших на трассах прокладки воздушной линии передачи и подводного кабеля, а также работников завода «Севкабель», при исключительно трудных условиях производства работ: только ночью, в плохую погоду, при частых бомбёжках – поставленная задача была выполнена. 23 сентября 1942 года Ладожская электропередача была включена в работу, и осаждённый город получил энергию с Волховской ГЭС.

Это отдельная героическая страница спасения Ленинграда, в которой большая роль отводится Волховской ГЭС и людям, которые строили электрические линии. Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. Ольга Берггольц – поэт блокадного Ленинграда написала: «Он пришёл к нам, Он первый прорвал блокаду Волховстроевский ленинский свет…».

Когда прошло 50 лет со дня пуска Волховской гидроэлектростанции с уважением и благодарностью вспоминали имена первых строителей и специалистов. Их имена вошли в историю Советской энергетики. Они проявили огромную настойчивость, изобретательность, находя правильные прогрессивные решения, а также создали замечательные инженерные сооружения, отвечающие уровню развития науки и техники того времени. Волховская ГЭС имени В.И. Ленина дважды рождалась и дважды выполняла историческую роль.

На трудовую биографию Николая Яковлевича легла реконструкция электростанции после 50-летнего периода эксплуатации. Это был своего рода экзамен, и причём, довольно сложный, который он с честью выполнил. По мнению Ленэнерго, Волховская гидростанция должна была подвергнуться значительной реконструкции. По заданию Ленэнерго Ленгидропроект составил технико-экономическое обоснование реконструкции оборудования Волховской ГЭС имени В.И. Ленина, которое и было утверждено в январе 1976 года Министерством энергетики и электрификации СССР. Вот такое ответственное задание выполнил Николай Яковлевич Ледянков.

Стоит добавить, что архитектурный облик и внешний вид сооружений создали особенный запоминающийся силуэт гидроэлектростанции, который хорошо виден с берегов древнего Волхова, а также с моста и проходящих поездов.

Каждый, кто приходит на Волховскую электростанцию, прежде всего, читает написанные золотыми буквами слова на памятной мемориальной доске у входа в машинный зал: Волховская Гидроэлектростанция – первенец ленинского плана ГОЭРЛО. Построена по инициативе и под непосредственным контролем председателя совета народных комиссаров В.И. Ленина. Вступила в строй 19 декабря 1926 года. Постановлением ЦИК СССР в 1936 году электростанции присвоено имя В.И. Ленина.

Волховское строительство и по размаху, и по качеству работ, и по смелому решению технических вопросов служило примером для грядущих новостроек.

Вспоминая годы работы на первенце советской электрификации – Волховской ГЭС имени В.И. Ленина, Николай Яковлевич с благодарностью, в первую очередь, отмечает грамотный, слаженный коллектив, который во все времена отличался особенной заинтересованностью, можно сказать, родительской любовью, заботой о станции.

Он гордится, что работал в таком коллективе. Его первым наставником был Алексей Васильевич Васильев, который 17-летним пареньком в войну начал работать на ГЭС. Здесь же работали и его родители. Алексей Васильевич на заслуженном отдыхе возглавил ветеранскую организацию предприятия. Общественность города Волхова присвоила ему звание «Почётный гражданин города». Николай Яковлевич продолжает общественную работу Васильева, возглавляя в настоящее время ветеранскую организацию ГЭС.

Для Николая Яковлевича Ледянкова электростанция стала единственной и любимой на всю жизнь, также как и для коллег по работе.

Напомним, что ежегодно 22 декабря в нашей стране отмечают профессиональный праздник — День энергетика. Эту дату выбрали потому, что именно в этот день в 1920 году был принят Государственный план электрификации России (план ГОЭРЛО). С этого дня берет начало история энергетики страны.

Технологический прорыв, совершённый после утверждения плана ГОЭРЛО, был огромен.

Отрасль энергетики называют одной из самых социально значимых. Ведь именно от работников этой отрасли зависит, без преувеличения, всё существование нашей страны, работа промышленных предприятий, школ, больниц, да и повседневная жизнь людей тоже.

Волховская ГЭС – это не только эпоха новых технических решений при её проектировании, строительстве, создании нового оборудования и длительного периода эксплуатации со сложными запоминающимися ситуациями, но и целая эпоха рождения и становления нескольких поколений энергетиков, сделавших большой вклад в развитие советской энергетики.

Нынешнее поколение волховских энергетиков хранит традиции предшественников, ответственно решает задачи, связанные с внедрением новых технологий.

Подготовила Т. ПЕТРОВА

связанные новости