Главное История Культура Православная Ладога

Юный краевед из Новой Ладоги стала призёром Всероссийского конкурса исследовательских работ «Меня оценят в XXI веке»

Награду воспитаннице объединения «Тайны Новой Ладоги» Дворца детского (юношеского) творчества Волховского района Марии Семёновой вручили в Москве, где она провела три дня вместе со своим научным руководителем Татьяной Станиславовной Чуровой.

Дополнительно Мария получила памятный знак «Будущее Российской науки» с именным удостоверением. На конкурс начинающий краевед представила работу, посвящённую истории некрополя вокруг Георгиевской церкви в Новой Ладоге. Тезисы увесистого и кропотливого исследования Марии Семёновой сегодня размещены в сборнике, сформированном по итогам конкурса. Ознакомиться с ними мы предлагаем и вам.

Некрополь у Георгиевской церкви в Новой Ладоге

В моём городе Новая Ладога, которому 320 лет, имеется три старых кладбища. Два из них достаточно посещаемы и изучены. Предметом моего изучения стало заброшенное кладбище у церкви Св. Георгия, которая построена во второй половине XVIII века А. В. Суворовым и солдатами Суздальского пехотного полка. Кладбище вокруг храма возникло не ранее его появления, но никакой исторической информации об этом некрополе в литературе не имеется. Цель моего исследования — изучение Георгиевского кладбища и доказательство его значимости для истории города. Исследование состояло из трёх этапов: обследование территории некрополя, сбор устных сведений, выявления архивных и печатных источников.

Всего было найдено 57 сохранившихся надгробий или их фрагментов, только 8 из них с информацией. Несколько безымянных захоронений удалось идентифицировать. Среди составленного перечня сохранившихся надгробий особый интерес вызывают:1) могила доктора О.А. Смирновой, умершей в 1930 году от сибирской язвы; 2) братская могила трёх летчиков, разбившихся на самолёте МБР-2 в 1938 году во время тренировочного полёта; 3) могила молодой девушки с редкой фамилией Кюз, из эвакуированных в 1942 году блокадников, и, возможно, родственницы известной профессора-овощевода П. П. Кюза, предложившего во время блокады выращивать овощи в Ленинграде прямо на газонах; 4) могила фельдшера Иосифа Сигизмундовича Бартошевича, опытного лекаря, начинавшего свою медицинскую деятельность ещё в царской армии, скончавшегося в 1932 году. С конца 50-х годов за могилой никто не ухаживал, и она была потеряна. Я смогла найти её благодаря документам из семейного архива Бартошевичей, переданного для нашей работы их родственницей. В 37-38 годах дети Бартошевича — четверо сыновей — были репрессированы. Единственная его внучка, Люция Александровна Бартошевич (1929-2018), известна в Санкт-Петербурге как одна из основателей мемориального комплекса в Левашово (место массовых расстрелов политических заключённых под Ленинградом) и инициатор издания книг памяти «Ленинградский мартиролог».

Изучение метрических книг Новоладожских церквей позволило мне выявить и систематизировать сведения о более чем 2000 захоронений до 1917 года. Выяснилось, что здесь хоронили, в основном, людей «пришлых»: иногородних, крестьян Новоладожского уезда, которые здесь работали или лечились в земской больнице, военных, арестантов местной пересыльной тюрьмы, и т.д. Захоронения новоладожских мещан составили весьма небольшую часть.

Выявлены единичные факты захоронения дворян. Одно из них — новоладожского помещика, генерал-майора Михаила Тимофеевича Заушкевича. В биографии этого человека есть очень интересные страницы. Например, будучи в 1906 году начальником Тифлисского губернского жандармского управления, он лично наблюдал за деятельностью подпольщика-большевика И. В. Джугашвили (Сталина).

Я смогла связаться с потомками М. Т. Заушкевича, проживающими в Чили, и для моей работы мне дали разрешение воспользоваться текстом дневника Михаила Тимофеевича и фотографиями из семейного альбома. Дневник этот пока никто не исследовал, в нём есть очень интересные подробности из жизни нашего города и уезда.

Цель моего исследования достигнута: я выявила захоронения значимых для истории города людей и тем самым доказала историческую ценность некрополя у Георгиевской церкви. Результаты исследования переданы в администрацию города.

связанные новости