Владимир Анатольевич Васильев: «Всё вроде есть — Бог выдал мне за труд…»
Владимир Анатольевич Васильев — член Союза писателей России, прозаик, публицист — знаком многим читателям по своим книгам.
Родился он в селе Паша в 1947 году. Окончил 8 классов пашской средней школы в 1963 году. Ещё в школе начал писать стихотворения, рассказы. Активно участвовал в художественной самодеятельности пашского Дома культуры, где работала сначала директором, потом художественным руководителем его мать — Анна Павловна Васильева, человек талантливый и творческий. В школьные годы написал Владимир Анатольевич «Песню о Паше», которая была положена на музыку Анатолием Ивановичем Аккуратовым. Эта песня стала в Паше очень популярной в 60-70-е годы, поют её и сейчас.
О пашской средней школе остались в памяти Владимира Анатольевича самые тёплые и светлые воспоминания:
«Наш класс 8а размещался в самом начале длинного коридора первого этажа. Помнится, я сидел за второй партой в левом ряду. Так что справа от меня располагались мои одноклассники, а слева было окно, выходившее на улицу Советскую. Не скажу, что оно всегда отвлекало меня от уроков, но в мае, едва распускалась сирень, я не мог оторвать глаз от окна. Вот тогда- то и приходилось мне отвечать на вопросы учителей вовсе не по школьной программе.
Вера Петровна Беляева — небольшого роста полненькая женщина, которую трудно было вывести из себя, — моё созерцание природы почти не замечала. Я любил историю. Много читал дополнительной литературы. Иногда с Верой Петровной мы даже устраивали нечто подобное диспутам по тому или иному историческому событию. Так вот, она, изредка, не для того, чтобы поставить в неловкое положение, а так для «профилактики», вызывала меня к доске и предлагала вспомнить пройденный накануне материал.
Совершенно иной была Татьяна Васильевна Фёдорова. Она преподавала математику. И я до сих пор эту строгую науку ассоциирую со строгим выражением её лица, с её одеждой, манерой ходить, говорить. Помню, как она возвращала меня в класс из мира природы. Подходила к парте, за которой я сидел, и спокойным голосом говорила:
— Владимир! У вас ещё будет время налюбоваться сиренью после занятий в школе. Не забывайте: вы сидите на уроке геометрии.
Могла она сказать и другие слова. Но, в любом случае, обращение к ученику, отвлекающемуся от урока, было кратким и корректным, высказанным с достоинством. За всем этим «правильным» поведением учительницы лишь изредка мне, школьнику, было заметно её добродушие. Да разве забудешь, как тепло она говорила со мной, когда у меня после частых «неудов» по геометрии вдруг наступало прозрение, и я начинал легко решать задачи.
Учитель географии Василий Андреевич Шакун был любимым учителем у всех школьников. Просматривая уже в который раз фильм «Доживём до понедельника», я при виде артиста Вячеслава Тихонова, в роли учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, сразу же вспоминаю Василия Андреевича. Он тоже давал нам чуть больше знаний, чем требовалось по школьной программе, и рассказывал так увлекательно, что я, порой, забывал про сирень.
Благодаря Василию Андреевичу, до сих пор, пользуясь запасами школьных знаний, безошибочно могу путешествовать по миру, вспоминать великие открытия, мысленно бывать в горах, сплавляться по рекам, бороздить океаны. И это помогает мне окружать героев моих книг реальными фоновыми «декорациями».
И, конечно, вспоминая школу, я вижу Галину Ивановну Мартышеву. До сих пор не могу понять, чего больше было в ней: излишней строгости, когда она скрупулёзно разбирала мои сочинения, или снисходительного отношения ко мне, знающему и любящему литературу, но иногда забывающему выполнить домашнее задание: выучить стихотворение, отрывок из книги классика.
Мы часто встречаемся с Галиной Ивановной. Вспоминаем школьные годы. Я читаю ей свои новые стихи, дарю книги и рассказываю о творческих замыслах. Очень жаль, что я уже не могу навестить других своих учителей, порадовать тем, что в моём писательском успехе есть толика труда каждого из них».
С юных лет занимался Владимир Анатольевич в ЛИТО при ЛО СП СССР под руководством Элиды Дубровиной, публиковал стихи.
В 1976 году окончил факультет журналистики ЛГУ имени А.А. Жданова. В 1977 году принят в Союз журналистов СССР. С 1976 по 1986 год работал в средствах массовой информации.
В 1986 году возглавил строительный кооператив, был его председателем. Затем работал директором совместного советско-финского предприятия, генеральным директором предприятия жилищного хозяйства города Волхова, генеральным директором Бокситогорского районного предприятия жилищного хозяйства, генеральным директором тепло-энергетической компании. Всё это время снова учился и собирал материал для дилогии «Утро начиналось до рассвета…» и «Не проси у прошлого прости». В ней Владимир Анатольевич рассказывает о судьбе выпускников школ, создавших в Ленинграде подпольную организацию и вовлечённых в противостояние власти в 1964-65 годах, затем участвовавших в событиях 1991 и 1993 годов. Герои повествования выстояли в смутное время 90-х годов прошлого столетия. Тему продолжила дилогия «Фотография из школьного альбома» и «Надежды необорванная нить».
Владимир Васильев — член Союза писателей России с 2012 года. В 2012 году вышел его роман «Господа товарищи», созданный на документальной основе и посвящённый противостоянию молодых специалистов, создавших частное производство, чиновникам и бандитам в Ленинградской области.
В 2013 году Владимир Анатольевич приступил к работе над историческим материалом и созданием исторических произведений. Первым из них была повесть о бароне Штиглице «Триумф и трагедия барона». Герой повести — барон Штиглиц, первый управляющий государственного банка России, меценат, создатель училища рисования в Петербурге (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Работая над повестью, автор использовал ранее не опубликованные исторические документы, в том числе письма барона и письма к нему, считавшиеся утерянными. В книге даны портреты государственных деятелей и вельмож России, современников барона Штиглица, с которыми он был знаком.
Книгой о величайшем деятеле 19 века, которому не было равных в России по сумме благотворительных пожертвований, В.А. Васильев начал серию книг о некогда известных гражданах нашей страны, приумножавших её славу и богатство. Создавая это произведение, автор много времени провёл в архивах, пытаясь найти историческую правду, ведь его герой ещё при жизни стал человеком-легендой.
В 2014 году вышла повесть «Самсон Суханов» о жизни и деятельности русского ваятеля и каменотёса Самсона Суханова, свидетельствующая о значительном вкладе этого талантливого самородка в создание исторических и культурных памятников Санкт — Петербурга. После выхода в свет этой книги Общественная палата города приняла решение — установить в Санкт-Петербурге памятник Самсону Суханову. За повесть о Самсоне Суханове Владимир Васильев был удостоен Всероссийской литературной премии имени А.К. Толстого и стал её лауреатом.
В 2015 году Владимир Анатольевич опубликовал сборник стихов «Дело личное». В 2019 году он выпустил второй поэтический сборник «За белым ромашковым полем…». Его стихи пользуются неизменным успехом у читателей так же, как и проза.
В 2016 году вышла его повесть «Тень Петра Великого» о сподвижнике Петра Первого — Александре Румянцеве. В этом же году автор выпустил в свет повесть «Судный день Порт — Артура», посвящённую деду — защитнику города-крепости и его сотоварищам, 329 дней противостоявшим в 1904 году японской армии, находясь в её окружении. Впервые на основании материалов 41 заседания Высшего уголовного суда Российской империи и других исторических документов были отражены события, прежде ставившиеся исследователями под сомнение. За повесть «Судный день Порт-Артура» автор получил литературную премию имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова и стал её лауреатом.
«Княгиня Долгорукова» — книга о сложной судьбе дочери первого генерал-фельдмаршала России — графа Бориса Петровича Шереметева. Княгиня Наталья Долгорукова жертвует собой во имя любви и проходит тяжёлые испытания, разделяя их с любимым человеком. После казни Ивана, который был повинен в подделке фиктивного завещания Петра Второго, княгиня была помилована и вернулась сначала в Петербург, потом в Москву. В конце жизни она стала схимницей Нектарией. Наталья Долгорукова предстаёт в повести как образец верной жены и любящей матери.
Первого декабря Владимир Анатольевич Васильев отметил юбилей — 75-летие со дня рождения. К этой дате вышла в свет последняя книга его трилогии, посвящённой нашему краю, Пашскому району и, в общем-то, истории нашей страны: «Паша — река Великая», «Паша — район прифронтовой», «К родным берегам». Трилогию Владимира Анатольевича, над которой он работал в течение нескольких лет, на наш взгляд, вполне можно оценить как эпопею, повествующую о жизни нашего народа — на примере Пашского района Ленинградской области — в трудные периоды его бытия: предвоенный, военный и послевоенный. В масштабах страны этот район небольшой, насчитывал он до войны около 25 тысяч населения, но его история, как зеркало, отражает историю русской деревни этого периода.
В последней части трилогии автор рисует широкую картину послевоенной жизни Пашского района, освещая проблемы колхозной жизни, создавая портреты председателей колхозов, детально описывая деятельность руководителя Пашской сплавной конторы — Павла Александровича Нечёсанова — и работу этого предприятия.
В центре внимания автора работа Пашского райкома партии и райисполкома, обеспечивающих руководство деятельностью всех районных предприятий. Правдивость, точность в изображении действительности достигается автором за счёт умелого использования архивных материалов. Именно они помогают создать реальную картину жизни в районе и в стране, показать роль партийных органов в жизни района. Автор цитирует поток телефонограмм облкомпарта, который направлял работу руководства районом и должен был обеспечить успех в развитии сельского хозяйства и промышленных предприятий.
Указания касались всех видов сельскохозяйственных работ: пахоты, посева, прополки, сенокоса, уборки сена и урожая сельскохозяйственных культур, выполнения плана сдачи продукции животноводства, а так же плана заготовки и переработки древесины.
Не все районные руководители отдаются сполна своим должностным обязанностям, болеют за дело душой. Безусловную симпатию вызывает первый секретарь Пашского райкома партии — Иван Соловьёв. Экономист, преподаватель техникума, направленный в Пашский район в целях обеспечения эффективности работы района, он не жалеет ни времени, ни сил, чтобы достичь этого. Подводя итог своей работы накануне объединения двух районов, он отмечает: «Мы хорошо поработали».
Директор Пашской сплавной конторы Павел Александрович Нечёсанов представлен в трилогии во всей сложности своего характера: умелый и требовательный руководитель, обеспечивающий внедрение современной техники и новых технологий в производство, принципиальный член бюро райкома партии, вынужденный молча выслушивать всё происходящее на судебном процессе по делу партийного актива Ленинградской организации в Доме офицеров: Кузнецова, Вознесенского, Попкова, Капустина и других — хотя многое из происходящего вызывает у него недоумение. Симпатичен этот герой и как воспитатель собственного сына — настоящий отец, не делающий для сына никаких скидок на возраст.
Многие герои трилогии вызывают у читателя добрые чувства: главный инженер сплавной конторы Иван Андреевич Каменев, руководитель Ленинградского отделения института истории материальной культуры Владислав Иосифович Равдоникас, Иван Константинович Анисимов, Николай Иванович Антонов — литсотрудник газеты «Пашский колхозник», а затем и её редактор.
С большой любовью рисует Владимир Анатольевич образы своих близких: деда и бабушки. Павел Фёдорович Тузов — участник обороны Порт — Артура, человек мужественный, честный, несколько грубоватый, живущий надеждой на то, что будет в конце концов восстановлена истина о защитниках Порт-Артура, сняты несправедливые обвинения. Любящий отец и дед, он несколько суров по отношению к жене Татьяне Игнатьевне, хотя по-своему её любит. Простые люди, они живут не только семейными заботами, их волнует, чем живёт страна, что происходит в колхозе, где трудится Татьяна Игнатьевна, и в леспромхозе, где работал Павел Фёдорович.
Владимир Анатольевич создал в трилогии обаятельный образ своей матери — Аннушки Тузовой, прошедшей Великую Отечественную войну. Путь этот начинался буквально с порога родительского дома до райвоенкомата в Паше и далее до самого Берлина, где Анна Павловна Тузова и её подруги, выпускницы Пашской средней школы, расписались на здании рейхстага. Рядом с Аннушкой — её подруга Анна Ильинична Трошева. Дневник Трошевой, который вела она до войны и в течение всей войны, помогает понять и почувствовать эпоху, внутренний мир поколения, которое шагнуло на фронт со школьной скамьи.
Безусловно, трилогия — очередной успех Владимира Анатольевича Васильева. Его мастерство растёт от книги к книге. Это было отмечено и на вручении ему первой литературной премии Правительства Ленинградской области имени Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова за первые две книги трилогии.
Презентация последней части трилогии состоялась 3 декабря в Пашской библиотеке. Владимир Анатольевич Васильев нередко посещает Пашскую библиотеку, рассказывает её читателям о своих новых книгах, читает стихи.
Владимир Васильев — член Правления Санкт- Петербургского отделения Союза писателей России. Работает в редколлегии писательской газеты «Литературный Санкт-Петербург» и в редколлегии журнала «Санкт- Петербургская Искорка». Он избран в Правление книжного магазина «Лавка писателей» Санкт-Петербурга.
«Самое увлекательное из моих общественных занятий, – считает Владимир Васильев, — встречи с читателями в библиотеках и книжных магазинах. Рассказываю о творчестве писателей, конечно, и о своём тоже. О поисках темы, о работе в архивах. Стараюсь рассказать как можно больше правды о своей стране, какая бы правда ни была, показать людей, которых мы забыли. Мы часто забываем даже тех, с кем рядом жили. Проходит какое-то время, человек уходит из жизни, мы все про него забываем. Иногда только вскользь, в разговоре, вспоминаем его. А сколько таких интересных людей уже ушло из жизни, которые «делали» историю нашей страны. Воспоминания этих людей, описание их жизни — часть её истории. Пусть эта история наряду с героизмом её народа, немножко неудобная, немножко неуклюжая, неудачная в чём-то, но, в конце концов, это наша история. Я хочу её правдиво писать».
Владимир Анатольевич — плодотворный автор, который обращается к исполнению всё новых и новых замыслов. У него вышло 15 художественных произведений прозы и два сборника стихотворений. Его книги переиздаются. В настоящее время в центре внимания писателя судьбы руководителя первой русской духовной миссии Порфирия Успенского и спасителя Петербурга графа Витгенштейна.
Пожелаем нашему земляку писателю Владимиру Анатольевичу Васильеву, новых находок, новых книг, новых успехов в творческой деятельности на многие годы вперёд!
Э.Е.БОЛЬШАКОВА