Он первым прорвал блокаду
С первых дней Великой Отечественной войны одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе войны, шла с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма.
23 сентября 2022 года исполнилось 80 лет со дня прорыва энергетической блокады, в которой оказался Ленинград в результате наступления немецко-фашистских войск.
«Он пришёл к нам, он первым прорвал блокаду, волховстроевский ленинский свет», — так напишет Ольга Берггольц в своём стихотворении. Эти слова хорошо знакомы не только ленинградцам, но и всем нам.
Сотрудники Волховской ГЭС отмечали это событие с особым трепетом, помня о подвиге своих коллег. Немногие, но такие нужные для выживания и фронта, киловатты доставались в блокаду с огромным трудом. Подчас совершалось невозможное, если того требовало общее дело победы.
Генрих Осипович Графтио, мечтая о строительстве Волховской ГЭС и представить себе не мог, какую роль суждено сыграть этой станции в судьбе Ленинграда.
Волховская ГЭС дважды спасала Ленинград от энергетической блокады.
Первый раз, после пуска в декабре 1926 года, когда электроэнергия с крупнейшей на тот момент в Европе станции стала поступать в Ленинград, подтолкнув развитие промышленности, фабрик и заводов.
Второй раз уже в годы Великой Отечественной войны. Кольцо блокады замкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. Помимо нехватки продовольствия, город сразу стал испытывать жёсткий дефицит электроэнергии. К августу 1941 года энергетическая система города потеряла все свои загородные электростанции, включая Волховскую ГЭС. ЛЭП от Волховской ГЭС были перерезаны в районе Мги.
В строю остались только городские, бывшие или совсем старыми, построенными до революции, и или не очень мощными. Наступил топливный голод. Город был практически обесточен – остановлена подача электроэнергии в жилые кварталы, на насосные станции водопровода, город остался без водоснабжения и канализации, остановлены городской и электрический транспорт и большинство заводов. Нескончаемые сумерки и ночь усугублялись голодом, холодом, болезнями и неизвестностью.
Бесперебойно электроэнергией снабжались лишь хлебозаводы и здания управления фронта и города. Каждый киловатт-час распределял лично секретарь ЦК Жданов. За весь февраль 1942 года в Ленинграде было выработано 7,5 кВт.ч. электроэнергии – меньше, чем в предвоенные годы вырабатывалось за день. Это означало фактическую энергетическую смерть города.
А 25 января 1942 года стал чёрным днём в истории энергетики: в работе была лишь одна вспомогательная турбина с нагрузкой всего 3000 кВт. на электростанции № 1, расположенной на Обводном канале. Энергию получили только Смольный, госпиталь и хлебозавод.
Единственной станцией, оставшейся на не оккупированной фашистами территории, была наша Волховская ГЭС. С ней и были связаны все надежды ленинградцев на восстановление энергоснабжения города.
Первенец плана ГОЭЛРО, станция также переживала тяжёлые времена. Враг подходил к станции, Государственный комитет обороны 9 сентября 1941 года принял решение об эвакуации оборудования Волховской ГЭС из-за угрозы захвата станции фашистскими войсками. В октябре – ноябре оно было вывезено на Урал и в Среднюю Азию. Демонтаж и эвакуация оборудования были проведены в рекордно короткие сроки, а сооружения подготовлены к взрыву и затоплению.
На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000кВт, работавшие для нужд железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Совсем небольшие генераторы – по 1000 кВт. Их обкладывали мешками с песком, боялись, что при бомбёжке пострадают. А бомбили постоянно. Их эксплуатацию обеспечивала небольшая группа работников вместе с директором ГЭС И.П. Жемчужниковым, главным инженером П.А. Ковальчуком, парторгом ЦК ВКП(б) Н.А. Радченко.
Основная часть сотрудников была эвакуирована, либо ушли на фронт, оставались, можно сказать, дети. Ребята и девушки в возрасте 14-16 лет.
В таком состоянии Волховская ГЭС находилась в ноябре-декабре 1941 года, пока линия фронта не была несколько отодвинута от станции и стабилизирована.
В связи с этим уже 27 декабря 1941 года было принято решение о восстановлении станции. Как только железнодорожные эшелоны с оборудованием дошли до места эвакуации, был получен приказ о возвращении – началась блокада Ленинграда, городу требовалась энергия.
В первую очередь, необходимо было собрать людей и вернуть демонтированное оборудование. Специалистов собирали по всей стране – вывозили из блокадного Ленинграда (был организован специальный стационар, в котором истощённые голодом люди восстанавливали здоровье), возвращали из эвакуации с Урала, даже отзывали из действующей армии.
24 февраля 1942 года специалисты «Свирьстроя», «Ленэнерго», заводов «Электросила» и ЛМЗ начали монтажно-восстановительные работы.
Серьёзной проблемой стал розыск и возвращение оборудования, которое в суматохе эвакуации оказалось разбросанным по всей стране. Некоторые детали при этом были повреждены, некоторые утрачены, на некоторых отсутствовала маркировка, и было непросто определить, что это за деталь и куда её нужно установить.
Ситуацию осложнял тот факт, что до войны работы по монтажу гидросилового оборудования проводились заводами-изготовителями, а турбины Волховской ГЭС и часть генераторов были изготовлены в Швеции. К тому же, фронт оставался не так далеко. К югу от станции Волхов был в руках врага, шли упорные бои на Синявинских болотах, вражеская авиация регулярно бомбила станцию – в отдельные дни, фиксировалось по 4-5 налётов. Были и прямые попадания.
Колокол, снятый с церкви архангела Михаила на Октябрьской набережной, был повешен в машинном зале. В него звонили, оповещая об артиллерийских обстрелах и авиационных налётах сотрудников станции.
Кран-балка машинного зала, регулятор одного из вспомогательных генераторов хранит следы. Регулярно приходилось чинить кровлю машинного зала. Большую опасность представляла взрывчатка, заложенная в кратерах под генераторами. Взрыв мог произойти в любой момент вследствие детонации, или возгорания кабеля. Тогда было принято решение отсоединить кабель от взрывного устройства. Подрывники дежурили круглосуточно. У них был приказ от генерала 54-й армии Федюнинского о подрыве станции только по его личному приказу.
Снаряды, бомбы и мины падали на корпуса ГЭС, но восстановление шло полным ходом.
В мае 1942 года были смонтированы и пущены в работу два гидрогенератора. Вскоре восстановили и объекты электропередачи в Ленинград: три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля.
Для доставки выработанного электричества в осаждённый город было необходимо реконструировать линию воздушной электропередачи напряжением 60 кВ, которая проходила по территории, не оккупированной фашистами. Кроме того, через самую узкую часть Ладожского озера нужно было проложить 4 нитки подводного кабеля и резервную пятую. Но и сам кабель сначала нужно было собрать.
Работа началась в январе в полуразрушенных цехах завода «Севкабель». Женщины и дети к началу лета изготовили примерно 130 км «кабеля жизни». Интересно, что в блокадном Ленинграде не нашли подходящую бумагу для изоляции. Вместо неё использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» — «кабель с денежкой».
В чистом виде длина одной нитки составила 21,5 км. Нигде в мире не прокладывали подводный кабель такой протяжённости. Нужно было придумать, как его проложить.
Надо отметить, что в Ленинграде из-за его местоположения имелось более 400 подводных кабельных переходов, нуждавшихся в обслуживании. И ленинградская энергосистема была удивительна тем, что единственная в стране имела малый флот и водолазную команду. При прокладывании подводного кабеля в мирное время, водолаз поднимал окончания фрагментов кабеля на поверхность. Муфтами соединяли отрезки кабеля, и он опускался вниз. При фашистских бомбёжках действовать таким образом было нельзя.
Кабель жизни требовалось проложить в условиях строжайшей секретности, чтобы враг даже не заподозрил о спасительном для ленинградцев плане, поэтому проведение работ предписывалось только в ночное время. Близость линии фронта делала любые операции в дневное время опасными.
Всё это предстояло выполнить изнурённым, отчаянным, но не отчаявшимся людям.
Курировать весь проект поручили главному инженеру Ленэнерго Сергею Васильевичу Усову, а конкретно за прокладку подводного кабеля отвечал главный инженер 35кВ кабельного района Никодим Сергеевич Туманов. И выход был найден.
На «Красном Выборжце» смастерили шаблоны для изготовления 340 муфт. Рабочие «Балтийского завода» прямо на Ладоге в укромной бухте Морье построили 600-тонную металлическую баржу, на которой проходил предварительный монтаж всей длины кабельной вставки (более 40 барабанов). Истощённые женщины, весом 39-40 кг, либо руками, либо через плечи протягивали кабель, метр которого весил 58 кг. Но недостатка в желающих работать не было.
Первую нитку прокладывали в ночь на 3 сентября. Буксир со скоростью 2-2,5 км в час тащил баржу, с которой потихоньку стравливали кабель, чтобы он аккуратно ложился на дно. На дне его укладывали водолазы. 6-10 часов в ледяной воде.
Один из барельефов стелы «Воинской доблести» города как раз посвящён этому моменту. На нём изображён водолаз. Он снял шлем и этот водолаз – женщина.
Работы были выполнены за 45 дней, вместо определённых Военным Советом 56-ти.
Утром 23 сентября в 10 – 40 диспетчер Галина Фёдоровна Примакова записала в диспетчерском журнале: «Волховская ГЭС вошла в параллель с системой. Энергия Волхова пришла в город». В Ленинград вернулось электричество. Энергетическая блокада была прорвана.
В дневниках остались более эмоциональные записи:
«Волховская ГЭС – первенец электрификации – сквозь блокаду даёт Ленинграду свою энергию. Сберегает ежечасно, ежеминутно топливо. Топливо – это жизнь Ленинграда, это снаряды, мины, автоматы».
«Просил направить меня на строительство этой трассы. Не отпустили. Страшно жалею. Хочется большого боевого дела».
До конца 1943 года Волховская ГЭС передала в Ленинград 25 000 000 кВт часов электроэнергии.
Причём, сами сотрудники станции экономили каждый киловатт. На станции был введён режим экономии электроэнергии. Было запрещено включать отопительные приборы.
Как писал в своих воспоминаниях С.В. Усов: «Это поставило электроэнергию города на твёрдую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение и даже дать свет в квартиры героических защитников – жителей Ленинграда 6-7 ноября 1942 года.
С 7 ноября 1942 года каждая семья могла на 2 часа в день включать лампочку мощностью в 40 Вт. В условиях блокады это было огромной победой энергетиков и почти чудом для ленинградцев. Тогда этот тусклый свет был светом жизни и надежды.
«Горит электричество, двое праздничных суток»
« Я взволнован: свет в квартире
Вспыхнул и горит.
Нет тебя счастливей в мире,
Сердце говорит».
Так написал Никифор Тихомиров, рабочий поэт.
Кабельная линия оставалась в эксплуатации и после прорыва блокады Ленинграда, которая была полностью снята лишь в 1944 году. В 1943-44 годах продолжались работы и по восстановлению Волховской ГЭС. В августе 1944 года станция была восстановлена полностью.
После прокладки новой постоянной высоковольтной линии в конце войны, потребность в подводной линии отпала. Со дна подняли более 100 км кабеля. Грамотная укладка позволила сохранить его в целостности и использовать повторно. Знаменитый «кабель с денежкой» был использован при прокладке линий в коллекторах под Невским проспектом.
Найти остатки кабеля на дне Ладожского озера уже практически невозможно. Однако, несколько лет назад волонтёры смогли поднять несколько метров кабеля, которые сегодня представляют большую историческую ценность. Увидеть образец кабеля, сохранившего память о подвиге людей, спасших город, можно в музее на территории Волховской ГЭС. Это один из ценных экспонатов музея.
Прорыв энергетической блокады – одна их первых важных побед на пути к полному освобождению города от блокады.
Наша святая обязанность – передать детям и внукам правду о подвиге нашего народа, его решающей роли в разгроме фашизма. Наша память – наша совесть.
Светлана МИНЯЧЕВА,
специалист по социальной работе каскада Ладожских ГЭС