Волхов История

«Падёт Волхов – падёт Ленинград»

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Но и после этой победы город ещё год оставался осаждённым. И только 27 января 1944 года – полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Немецким войскам не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников. Вклад в эту победу внесли и защитники Волхова.

Ноябрь 1941 года ознаменовался одной из первых побед в Великой Отечественной войне и произошедшей на нашей земле. Неимоверными усилиями и большими потерями фашисты были остановлены на подступах к городу. Память о войне – это, прежде всего, память о людях: о тех, кто воевал, кто не вернулся из боя, кто работал для будущей победы. Четыре года между жизнью и смертью, когда каждый день, каждый час мог стать последним, были бесконечно долгими. Не всем посчастливилось дожить до светлого дня Победы – они навсегда остались на полях сражений. Память – это и бережно сохраняемые пожелтевшие фотографии, треугольники солдатских писем – бесценные документы истории Великой Отечественной войны. Память – это наша совесть.

«Падёт Волхов – падёт Ленинград»,

Георгий Жуков

Город Волхов очень был нужен фашистам – это были ворота в Ленинград. Потому и защищали Волхов, не щадя жизни. И не только на суше, но и с воздуха.

Память – это и музей Боевой славы 29 ГВИАПа в средней школе № 6 города Волхова, где собран и хранится материал о славном, героическом пути полка. В микрорайоне Плеханово стоит скромный памятник – взлетающий самолёт. Здесь всегда цветы, а чуть дальше за ним в годы войны был аэродром. Здесь базировались воздушные защитники Волхова, Дороги жизни. Школьному музею исполнилось 35 лет. 110 лет исполнилось со дня рождения Александра Андреевича Матвеева – командира полка, генерал-лейтенанта авиации в отставке, почётного гражданина города Волхова.

В 1928 году Матвеев был призван в Красную армию. В 1934 году поступил во Вторую военно-авиационную школу командиров звеньев, после окончания которой работал инструктором эскадрильи. В 1938 году был зачислен слушателем Военно-политической академии имени Ленина. В мае 1939 года, когда начались бои у реки Халхин-Гол, Матвеев воевал против японцев в Монгольской Народной Республике. Опыт инструкторской работы пригодился… Он был назначен комиссаром 70-го истребительно-авиационного полка, летал наравне с другими лётчиками. Итог – 71 боевой вылет. Позднее Матвеев был награждён орденами и медалями Монгольской Народной Республики. Матвееву довелось участвовать в советско-финской войне, будучи, командиром вновь сформированного 147-го истребительного авиационного полка. За участие в советско-финской войне Матвеев был награждён орденом Красного Знамени. В связи с необходимостью усилить прикрытие столицы с воздуха сформировались новые полки, и в июле 1941 года Матвеева назначают командиром 17 истребительного авиационного полка. В августе полк перебросили на защиту Ленинграда.

К концу сентября 17-й, 154-й, 159-й полки 39-ой истребительной авиационной дивизии, отвели в тыл, где в конце октября на аэродроме в Кадниково (Вологодская область) началось перевооружение на американские самолёты – тяжёлые истребители фирмы «Кертрисс» и «Киттихаук» Сами американцы, поставлявшие эти самолёты по лендлизу, на них уже не летали. Однако отечественная промышленность не справлялась со сроками поставок техники, самолётов не хватало. К сентябрю 154-й истребительный авиационный полк потерял 32 самолёта, осталось 6 много раз ремонтированных, поэтому были рады и американским устаревшим истребителям. Лётчики научились на них летать быстро. В ноябре 1941 года 154-й истребительный авиационный полк вернулся на Ленинградский фронт и дислоцировался на аэродроме в Подборовье с новым командиром Матвеевым, который получил это назначение 11 ноября 1941 года. Под его руководством полк одним из первых в советских ВВС осваивал иностранную технику.

Вскоре полк перевели на новый аэродром в Плеханово, где лётчики продолжали осваивать американские истребители. Самолёты не были приспособлены летать в холодном климате. Инженеры, техники и механики старались приспособить иностранные самолёты к холодной зиме, проявив не только знания, но и смекалку. Например, для ремонта радиаторов понадобился серебряный припой, которого не было. Гонцы отправились по соседним деревням менять бумажные деньги на серебряные монеты. Собрали нужное количество и отремонтировали радиаторы. Изобрели тормозную жидкость, соединив спирт с определённым типом масла. Американское оружие заменили на отечественное. Так постепенно решили проблемы с американскими самолётами. На этих истребителях лётчики выполняли боевые задачи по сопровождению транспортных самолётов на пути в Ленинград и обратно. Только за декабрь 1941 года было сделано 309 боевых вылетов. Надёжно защищённые истребителями транспортные самолёты перевезли 754 тонны продуктов и вывезли из города 725 человек – раненых бойцов, женщин и детей.

В конце декабря 1941 года советское командование ставит перед командиром 154-го истребительного авиационного полка задачу оборонять небо над Волховом, поскольку немцы не смогли захватить город в октябре и ноябре 1941 года, решили уничтожить его авиацией.

В результате ожесточённых боёв в марте 1942 года авиаполком было сбито 38 немецких самолётов. 12 марта группа из трёх «Киттихауков» и двух «Томагауков», ведомая командиром Матвеевым, столкнулась с парой немецких самолётов «Мессершмитт», к ним добавились ещё пять. В первой же атаке Матвеев сбил один пикировщик. Наши истребители заняли оборонительный круг и при каждом удобном случае проводили лобовые атаки. В результате немцы потеряли ещё два самолёта. Пехотинцы, на глазах которых дрались наши лётчики, бурно приветствовали победителей. И это придавало силы. На следующий день несколько пилотов были отмечены наградами. Майор Матвеев получил высшую награду – орден Ленина, и вскоре стал подполковником.

Бой 20 марта тоже вошёл в историю ленинградской авиации. В тот день разогнали две эскадрильи пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс – 87», а затем в районе станции Погостье встретились с шестёркой «Мессершмиттов» – шесть на шесть. Матвеев очень грамотно построил бой, в ходе которого после первой лобовой атаки к земле полетел немецкий самолёт. Вторая атака и ещё один немецкий самолёт задымился, остальные улетели. Все участники боя были награждены орденами.

Особенно много Матвеев летал в 1941-1942 годах, когда немецко-фашистская авиация была в силе и превосходила нашу по качественным показателям. К маю 1943 года за Матвеевым числился 181 боевой вылет, а за время участия в трёх войнах он совершил свыше 280 боевых вылетов.

154 ИАП был лучшим на Ленинградском фронте. Командование неоднократно отмечало успехи полка и относило его к наиболее боеспособным частям фронта. При Матвееве этот полк стал 29-м гвардейским. 22 ноября 1942 года на аэродроме в Плеханово полк был награждён Гвардейским знаменем. А 4 мая 1943 года ему было присвоено почётное наименование «Волховский». В небе Волхова 29-й ГВИАП за 1942-1943 годы уничтожил более 120 немецких самолётов разных типов. А всего на счету полка 447 сбитых в 1941-45 годах. Полк и его командир стоили друг друга.

Александра Андреевича уважали в армии как человека мужественного, с сильным характером, волевого, отважного лётчика, заботливого командира, который воспитал многих пилотов. В 29-м ГВИАПе воспитаны 15 Героев Советского Союза, которые стали авиационными командирами, впоследствии возглавившие соединения, командные пункты, учебные заведения. 29-й ГВИАП воспитал шесть командиров полков.
Послевоенная история жизни А.А. Матвеева не менее славная, чем военная. Он стал генералом и возглавил Батайское высшее авиационное училище. В 1952 году окончил с отличием и золотой медалью Военную академию Генерального штаба, служил в Главном штабе ВВС.

В 1971 году ушёл в запас в звании генерал-лейтенанта. О его заслугах красноречиво говорят многочисленные награды: два ордена Ленина, четыре ордена Красного знамени, Трудового Красного знамени, Кутузова 2 степени, Александра Невского, Жукова, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, орден США «Лётные боевые заслуги».

Генерал-лейтенант в отставке А.А. Матвеев принимал участие в патриотическом воспитании молодёжи, переписывался со школьниками. В Волхов он приезжал не один раз. Звание «Почётный гражданин города Волхова» ему было присвоено в 1979 году. Он был другом и помощником музея Боевой славы 29-го ГВИАПа, организатором и участником слётов ветеранов-авиаторов. Умер ветеран в 1997 году, пройдя большой и славный жизненный путь.

В школьном музее хранятся личные вещи командира полка, подаренные дочерью Светланой Александровной Андросовой. В школьный музей приходят и приезжают ветераны, школьники из других школ, чтобы поближе познакомиться со славными и героическими страницами военной истории. Школьники – активисты музея проводят экскурсии. Большую поисковую работу провела организатор музея, ветеран педагогического труда Нина Григорьевна Заекина и продолжатель дела – преподаватель, почётный гражданин города Волхова Зоя Михайловна Полетаева.

Нина ЗАЕКИНА

связанные новости