Волховский алюминиевый завод: страницы истории
Волховская ГЭС – первенец гидроэнергетики, Волховский алюминиевый завод – первенец цветной металлургии и алюминиевой промышленности. Эти два предприятия, тесно связанные друг с другом, послужили рождению города Волхова и являются его визитной карточкой для жителей разных уголков страны
Сегодня речь об одном из них. Об истории и значимости Волховского алюминиевого завода рассказывает кандидат исторических наук Галина Александровна Вандышева.
Как всё начиналось
– Волховский алюминиевый завод. Его рождение отводит нас к 1930 году. В начале 20 века спрос на алюминий во всём мире возрос. Это связано с развитием авиационной промышленности. В Советском Союзе до 1932 года алюминий не производился вообще. Его вынуждены были покупать заграницей по цене золота.
Правительство, учёные СССР, безусловно, изыскивали возможность собственного производства крылатого металла. Производство алюминия очень энергоёмкое.
В 1926 году была построена Волховская ГЭС, крупнейшая в Европе того времени, имеющая значительную мощность. Это и послужило началу разработки и реализации планов строительства алюминиевого завода.
В 1930 году правительство, Совет народных комиссаров принимает решение о строительстве Волховского алюминиевого комбината рядом с Волховской ГЭС. Это строительство ведётся быстрыми темпами. Уже 14 мая 1932 года Волховский алюминиевый комбинат (так он тогда назывался) дал стране первый алюминий.
Это был прорыв, грандиозный успех. Именно завершение строительства Волховского алюминиевого комбината привело к образованию нашего города. В 1933 году посёлок строителей, работников завода и ГЭС получил статус города Волховстрой, а в 1940 году был переименован в город Волхов. Так что наш город своим рождением обязан не только ГЭС, но и ВАЗу.
Вехи истории
В.С.Татарийский
– Волховский алюминиевый завод – его успехи в 30-е годы были на слуху у всего Советского Союза. Звучало много победных рапортов, даже телеграмма Сталину была отправлена, о новом заводе писали в газетах. Трудовые достижения в годы первой, второй пятилеток, связанные с заводом, во многом заслуга первого директора предприятия – Владимира Семёновича Татарийского, который возглавлял ВАЗ до 1935 года.
Трагический период в истории ВАЗа – 1937 год. Волна репрессий, обрушившаяся на всю страну, не обошла Волхов. Целая группа руководителей завода во главе с уже другим директором завода – Адольфом Иогановичем Коолем – были обвинены в антисоветской деятельности. Якобы на Волховском алюминиевом заводе действовала троцкистская организация. Хотя на самом деле это всё фальсификация. Руководство было арестовано и приговорено к высшей мере наказания. В 1957 году они были реабилитированы, но трагедия уже произошла.
Годы Великой Отечественной войны. Волхов был прифронтовым городом. Поэтому цеха ВАЗа были эвакуированы на Урал. Оставались только вспомогательные ремонтные, на которых ремонтировалась военная техника для нужд фронта.
После окончания войны оборудование цехов было возвращено, и началось восстановление завода. Вновь о трудовых достижениях ВАЗа узнала вся страна.
Огромный успех имел место в 1957 году. На Волховском алюминиевом заводе осуществлён поистине технологический прорыв – изобретена новая технология переработки нефелинов. Целая группа руководителей завода во главе с директором Израилем Львовичем Талмудом за это изобретение получили Ленинскую премию. Это был значительный период в жизни завода, да и в жизни страны – знаменитая хрущёвская оттепель.
Ещё одно достижение – это успешное выполнение Волховским алюминиевым заводом заданий 8-й пятилетки 1966-1970 гг. В историю страны эта пятилетка вошла под названием «золотая». Единственная за все 12 пятилеток она была выполнена и перевыполнена по всем показателям. Здесь уже огромная группа не только руководителей, но и работников Волховского завода получили государственные награды.
ВАЗ во многом определял жизнь Волхова. Большое количество объектов города строились и финансировались заводом. Дворец культуры (раньше он так и назывался – ДК ВАЗа), спортивный зал
«Юность», знаменитый санаторий-профилакторий построены на средства завода.
Очень широкие социальные программы осуществлял завод, особенно для своих работников: бесплатные путёвки заводчанам в санатории, для детей – в пионерские лагеря, места в детсады и многое другое.
Одним из очень уважаемых директоров завода в советское время был Пётр Васильевич Федорин. В Волхове, на улице Молодёжной, д. 4 находится мемориальная доска, посвящённая ему. 14 лет он возглавлял ВАЗ, и конечно, заслуживает, чтобы память о нём сохранилась.
Перестройка, 1990-е годы.
К сожалению, в годы перестройки, в лихие, как мы их называем, 90-е годы, заводу пришлось очень трудно. Несколько раз он переходил из рук в руки, был приватизирован, менял юридическое название, юридическое лицо. К сожалению, сохранить ВАЗ не удалось. Этому послужили несколько причин, назову две, на мой взгляд, основные.
Первая – это резкое удорожание тарифов на электроэнергию. Производство алюминия энергоёмкое. Завод маленький, а энергетические потребности очень велики. Себестоимость волховского алюминия резко возросла. В условиях рыночной экономики становилось бессмысленным его производить. Кроме того, как считают специалисты, и на мировом рынке начал падать спрос на алюминий. И это тоже стало причиной такой экономической лихорадки на первенце советского алюминия. Градообразующее предприятие прекратило свою деятельность.
Возрождение и преемственность
– После распада ВАЗа Волхов вполне мог превратиться в умирающий город. Я думаю, что большим успехом для волховчан стал тот факт, что с 2012 года на бывших площадях, территориях ВАЗа, позднее ВАЗ-Суала, был создан Волховский филиал АО «Апатит» (группа компаний «ФосАгро»). Произошла переориентация. Это предприятие химической промышленности, производящее, в первую очередь, минеральные фосфорсодержащие удобрения. Но оно вдохнуло жизнь в город. Создаются рабочие места, численность рабочих постоянно увеличивается.
«ФосАгро» продолжает традицию ВАЗа по осуществлению социальных программ. Прошло 9 лет, достаточно краткий срок для истории, но мы видим те социальные программы, которые начали работать в городе.
Это и создание «ФосАгро — школы», реконструкция сквера В.П. Почивалова, строительство храма Андрея Первозванного. Замечательный проект «Детям России – Образование, Здоровье, Духовность» (ДРОЗД) – финансирование спорта в Волхове – это тоже деятельность «ФосАгро». Приход компании «ФосАгро» в город – это, безусловно, позитивный момент в жизни Волхова.
Я предвижу реакцию многих горожан, заявляющих что экологическая ситуация с появлением нового предприятия ухудшилась. Но, давайте задумаемся. Во-первых, экологическая ситуация и во времена ВАЗа у нас была очень неспокойная. Не случайно деревня Дубовики была расселена, потому что попала в зону опасности для здоровья в связи с деятельностью сернокислотного цеха, цеха двойного суперфосфата. Экология для нашего города всегда была проблемой. Мы не можем этого отрицать. Изначально завод построен на территории города – такова была практика 1920-1930 гг.
В защиту «ФосАгро» нужно сказать, что, во-первых, руководство компании прислушивается к мнению волховчан, к проблемам, которые высказываются. Внедряются новые технологии, новые способы очистки. Это моя личная точка зрения не только как историка, но и как коренной жительницы Волхова, в семье которой завод занимает большое место.
Так, с 2012 года началось своеобразное возрождение нашего города в связи с деятельностью этого предприятия. Оно стало может быть не в промышленном, не в экономическом, но в историческом плане преемником ВАЗа.
В здании, которое в настоящее время является музейно-выставочным центром «ФосАгро», есть целый зал, посвящённый истории Волховского алюминиевого завода. И за это хочу высказать благодарность Виктору Васильевичу Астафьеву. Это его заслуга. Волховчане, которые интересуются историей, с удовольствием посещают этот зал.
Мы будем хранить память о ВАЗе, о тех людях, которые на нём работали, о тех успехах, которые были. И будем надеяться на дальнейшее успешное развитие нашего города.
Подготовила Галина МИХАЙЛОВА