Волхов История Культура Социальное

Идеализация жизни

«Идеализация жизни» — так называлась арт-беседа, на которую в КИЦ им. А.С. Пушкина пришли любители живописи. Она была посвящена русскому художнику Константину Маковскому, известному всем нам по картине «Дети, бегущие от грозы». Наши читатели с удивлением узнали, что Константин Маковский писал не только картины на исторические темы, сцены из жизни петербургских горожан, но и прекрасные портреты: художник часто получал заказы от петербургской знати и быстро стал популярным. Портреты у него заказывали представители самых знатных дворянских родов — Строгановы, Юсуповы, Волконские. Он рисовал императора и его семью. Александр II покупал картины Маковского для Эрмитажа. Художника стали называть «придворным живописцем». Он вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».

В первых произведениях Маковского критики отмечали влияние Василия Тропинина: тёмную цветовую гамму, подчёркнуто красивые черты лиц. Историк Елена Широкова писала: «Константин Маковский, человек весёлый и жизнелюбивый, и сам понимал, что он не создан для живописания «свинцовых мерзостей дикой русской жизни», не дано ему писать «униженных и оскорблённых»: измождённых крестьянок, оборванных нищих, убитых горем вдов».

Маковский увлекался историей и коллекционированием. Он собирал старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта. Часть из них живописец использовал в качестве реквизита для картин. Героев своих произведений Маковский часто наряжал в старинные одежды, изображая бояр XV–XVII веков. К этому периоду относятся картины «Боярыня у окна», «Боярышня», «Боярский свадебный пир» и многие другие.

Увлечение русской историей отразилось в картинах Маковского: «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», «Смерть Ивана Грозного» и «Поцелуйный обряд».

В 1869 году Маковский создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Критик Владимир Стасов писал о ней: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт, и оборванные мальчишки, купчихи и балаганные актёры в плохих трико, чиновники, любующиеся на паяцев мастеровые, толсто хохочущее мужичьё и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков». За эту картину Маковский получил звание профессора Академии художеств.

Ещё во время учёбы Константина Маковского привлёк исторический сюжет – «призыв Кузьмы Минина к новгородцам сделать пожертвования на ополчение». Художник начал делать первые наброски, но полностью осуществить такой серьёзный замысел смог лишь 40 лет спустя. Перед началом работы он ездил в Нижний Новгород, где изучал архивные документы. Картину «Воззвание Минина» Маковский выставил в 1896 году на новгородской промышленно-художественной выставке. В 1908 году это произведение размером 7 на 6 метров было приобретено Министерством императорского двора и подарено Нижнему Новгороду как родине ополчения. Публицист Владислав Артёмов писал: «На огромном холсте художник развернул героическую сцену, воскрешая славное прошлое русской земли».

Константина Маковского стали называть «певцом эпохи». В журнале «Нива» за 1911 год критики писали: «Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел её перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешённой талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьёва. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников».

Время шло, но Маковский по-прежнему оставался одним из самых популярных живописцев Петербурга. У художника продолжали заказывать портреты. Он также создавал пейзажи, зарисовки из семейной жизни…

Константину Маковскому было 76 лет, когда в экипаж, в котором он ехал, врезался в трамвай. Художника выбросило на мостовую, и от полученных травм он скончался. Так в 1915 году закончилась жизнь баловня судьбы, любимца женщин, талантливого и очень дорого художника Константина Маковского. 

Елена ПАВЛЮТИНА

связанные новости