Как учиться будем? Разбираемся в школьных нововведениях с Юлией Мельниковой

В наступившем учебном году учеников, педагогов и родителей ждут нововведения. Изменились образовательные стандарты, количество домашних заданий сократили, а учебные программы обновили. И это далеко не всё. В районе открываются специализированные агро- и кадетские классы, а в одной из волховских школ начнут выставлять оценки за поведение. Разбираемся в этих и других важных темах с председателем комитета по образованию Волховского района Юлией Мельниковой.
Нагрузки — по силам, «домашки» поменьше
С 1 сентября 2025 года по приказу Минпросвещения № 704 вступили в силу новые нормы по учебной нагрузке школьников с 1 по 9 классы. Они позволят планомерно каждый год увеличивать количество часов обучения. Например, в первом классе весь объём учебной нагрузки за год варьируется от 620 до 653 часов. В пятом классе нагрузка составит от 986 до 1088 часов в год, старшеклассники будут осваивать программу в объёме от 1122 до 1224 часов.
Ещё одно нововведение этого года — контрольные и проверочные работы не смогут занимать больше 10% от общего учебного времени по каждому предмету. Другими словами, если в течение четверти по русскому языку предусмотрено 40 уроков, только четыре из них можно выделить на тесты, диктанты и зачёты. Предполагается, что это снизит психологическую и физическую нагрузку на детей.
— Такие изменения уже существуют в школах Волховского района, но теперь это закреплено на федеральном уровне. Лично я приветствую ограничение в 10%. Ни к чему перенасыщать процесс контрольными и проверочными занятиями, а лучше посвятить больше времени закреплению изученного материала. К тому же, у школьников должны оставаться силы для занятий спортом, творчеством и другими внеучебными активностями, что важно для их гармоничного развития, — считает Юлия Мельникова, председатель комитета по образованию Волховского района.
Что касается домашних заданий, скорее всего, их тоже станет меньше. Уменьшение учебных часов обычно приводит к снижению объёмов дополнительных заданий. При этом нагрузка домашних заданий не может превышать 1/3 пройденного материала в классе. Так для первоклассников суммарное время выполнения домашних заданий по всем предметам не должно превышать 60 минут. Для учеников вторых и третьих классов на домашние уроки предусмотрено полтора часа, в четвёртом классе домашняя работа по всем предметам не должна занимать больше двух часов.
— Эти изменения, как и ограничения контрольных работ, я поддерживаю. Однако мало прописать в законе, необходимо контролировать на местах. Мы со стороны комитета по образованию будем уделять этому внимание. Если у родителей возникают вопросы с превышением домашних заданий или учебной нагрузки, я прошу не стесняться и обращаться: первоначально к директорам школ, которые должны разъяснить те или иные объёмы и учебные часы. Если объяснения покажутся неосновательными, можно обратиться уже к нам в комитет, — рекомендует Юлия Николаевна.
Также руководитель комитета по образованию напоминает, что выкладывать информацию о домашнем задании в электронный дневник учителя должны до конца учебного дня.
Акцент на историю
Важное нововведение в школах — перераспределение часов внутри предметной области «Общественно-научные предметы». В этом году обществознание пропадёт из расписания в 6 и 7 классах, его будут преподавать только в 8-9 и 10-11 классах. А со следующего года, согласно федеральному плану, обществознание останется только в 9,10 и 11 классах.
Освободившиеся часы направят на изучение истории. Теперь на этот предмет полагается три часа в неделю, вместо двух. Историю будут преподавать по обновлённой единой линейке учебников, а школьную программу синхронизируют с заданиями ОГЭ и ЕГЭ. Увеличение часов на историю позволит глубже изучать материал и делать упор на анализ, а не на механическое запоминание дат.
— Меняются и подходы к преподаванию истории. С 5 класса внедряется региональный компонент, который сделает курс более «живым» и актуальным. В 5, 6 и 7 классе региональная история будет входить в учебный план, с 8 по 11 класс — в рамках внеурочной деятельности, — дополняет Юлия Мельникова.
Не нужно опасаться, что сокращение обществознания отразится на подготовке детей. Содержание предмета обществознание сохранится, включая изучение основ права, государства, гражданского общества. Также важные знания о жизни общества школьники получают на уроках «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты». Расширяют кругозор и внеурочные занятия. Например, профориентационный курс «Билет в будущее» даёт немало полезных знаний о профессиях и основах экономики.
В профессию со школьной скамьи
Кстати, программы по профориентации планомерно развиваются и расширяются в школах Волховского района. Это профильные 10-11 классы, предпрофессиональные классы, курсы дополнительного образования. Например, ученики ФосАгро-школы углублённо изучают химию и естественные науки, работают педагогические классы на базе Сясьстройской школы №2 и Волховской школы №8, медицинский класс в гимназии.
В этом году открылись новые направления: агрокласс на базе Алексинской школы и кадетский класс в Волховской школе №7.
— Это важная работа, ребята осваивают первую профессию, и одновременно углублённо изучают предметы, связанные с этими профессиями, — отмечает Юлия Мельникова.
Следует понимать, что профильные классы не обязывают учеников продолжать обучение в этой сфере. Но здесь школьники получают широкий спектр знаний, которые могут пригодиться в будущем, и вместе с этим получают возможность ближе познакомиться с профессиями, осознанно сделать выбор и подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения.
Школа меняет учебники
Нововведения затрагивают не только образовательные планы, но и учебники. С 1 сентября 2025 года ученики 5-7 классов будут учиться по новым единым учебникам истории, которые уже закупили для школ. Ввод государственных учебников истории для 8-9 классов планируется в 2026 году, также из гослинейки школы закупят «Обществознание», «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд (технология)». «История России» для 10-11 классов уже закуплена в предыдущий период.
Школы обязаны обеспечить всех учеников учебниками в соответствии с образовательной программой.
— Ни в коем случае родители не приобретают учебники за свой счёт! Это же относится и к рабочим тетрадям, если только это не личное решение родителей, — напоминает Юлия Мельникова.
Прилежные или образцовые
С 1 сентября 2025 года в шести регионах России образовательные организации введут новую строку оценок — за поведение. Ленобласть вступила в эксперимент, и в этом году в рамках апробации в Волховском районе оценивать поведение учеников будут в самой многочисленной школе города Волхова — восьмой.
Волховская школа №8 выберет одну из предложенных моделей оценки поведения. В проекте участвуют только 1-8 классы. Выставлять оценку за прилежание в конце каждой четверти будет классный руководитель, учитывая мнение других педагогов и администрации школы. В конце года будет выставлена итоговая отметка. Оценка за поведение в дневнике не влияет на получение аттестата.
Старый-новый «Сферум» в самый новый MAX
Новые изменения затронули и цифровое образование. Министерство просвещения вместе с компанией VK работает над интеграцией образовательной платформы «Сферум» в национальный мессенджер MAX. В первую очередь на новой платформе внедрят основные возможности «Сферума», затем добавят современные образовательные сервисы.
В декабре 2025 года, согласно дорожной карте Правительства Ленобласти, все чаты «Сферума» в VK Мессенджере должны закрыться.
Форма по ГОСТу
Введение версии ГОСТа, которая регулирует требования к школьной форме, уже собрало немало различных мнений. Комитет по образованию Волховского района спешит успокоить родителей: для школьников это необязательные требования! Они разработаны в первую очередь для производителей школьной формы.
Между тем, во всех школах района положение о деловом стиле существует уже не первый год. В нём прописаны критерии одежды для учеников: материалы, цветовой диапазон, дизайн и фасон.
— Деловой стиль в школе делает единым наше образовательное пространство. Причём у нас не только дети ему следуют. Есть ряд педагогических коллективов, которые приняли решение носить корпоративную форму: например, ФосАгро-школа, сясьстройские школы, даже детские сады начинают внедрять корпоративные элементы в одежде. Я считаю, что это правильно, так педагоги показывают пример, выделяются на мероприятиях, и просто это выглядит очень стильно и красиво, — считает Юлия Николаевна.
Карта вместо денег
С 1 сентября 2025 года стартовал региональный проект Единая карта «Школа47». Её разработали по инициативе губернатора Ленобласти для упрощения оплаты питания. Например, родитель может следить за тем, чем питается ребёнок в школе, установить лимит суммы на буфет или запрет на «нежелательную» продукцию, быстро пополнять баланс, не волноваться о рисках потери или кражи наличных денег у ребёнка.
Единая карта «Школа47» охватывает не только вопросы питания, но и доступ в образовательное учреждение, а также возможность проезда учащихся на общественном транспорте до места учёбы и обратно — при наличии льготы.
Текст: Регина Кошелева
Фото: Дмитрий Амбросий